Обзор рынка муки: экстенсивный рост

0 494

Текст: А. Пищик, аналитик маркетингового агентства MegaResearch

Известная многим поговорка «хлеб всему голова» приобретает в последние три года буквальное значение. Кризисные явления в экономике привели к тому, что потребление хлеба в нашей стране существенно возросло. Однако мукомольный рынок может не пережить небывалых успехов из-за устоявшихся проблем.

Согласно исследованию маркетингового агентства MegaResearch, на увеличение объемов потребления мучных изделий повлиял отказ населения от мясной и овощной продукции, цены на которые оказались в кризисный период достаточно высокими, а нередко и вовсе непосильными для семейного бюджета многих граждан страны. Возросшее потребление хлеба привело к необходимости расширения объемов посевных площадей, а также производства пшеничной и ржаной муки.

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ

По официальной статистике, в 2011 году объем мукомольного рынка составлял 2002 тыс. т продукции и в течение последующих лет активно развивался. Так, уже в 2013 году он достиг 2055 тыс. т, в 2014 году — 2125 тыс. т, а к концу 2015 года — 2197 тыс. т. При этом основным поставщиком пшеничной и ржаной муки является Центральный федеральный округ, доля которого занимает 34,7 процента в общероссийском масштабе. Крупнейшим регионом этой территориальной единицы по сбору зерна в 2015 году стала Воронежская область — 4,2 млн т, занимая четвертое место в России по величине данного показателя.

Из собранных в 2015 году 104,3 млн т зерна на долю пшеничной муки приходилось 93 процента, ржаной — остальные семь процентов. Примечательно, что крупнофасованные и насыпные поставки занимали 73 процента в общем объеме, а мелкофасованная мука, которая используется домашними хозяйствами, — 27 процентов. Закономерно, что с повышением спроса на продукцию, а также по причине инфляционных процессов и удорожания зерна постепенно росла стоимость мучных изделий. Пиковое увеличение произошло с июля 2015 года по июль 2016 года во всех исследуемых маркетологами регионах России. В среднем по Центральному федеральному округу цены на муку высшего сорта выросли на 10,3 процента; I сорта — 7,1 процента; II сорта — на 11,4 процента. Розничная цена увеличилась на 1,7 процента. Существующие тенденции на мукомольном рынке позволяют прогнозировать дальнейший рост стоимости муки.

ДВОЙСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Эксперты отмечают, что в целом на рынке мучной продукции ситуация достаточно неплохая и немного неоднозначная. Потребление муки тесно связано с уровнем благосостояния человека. Как показывает мировой опыт, чем более обеспеченным является население, тем оно меньше покупает хлебобулочных изделий. Однако в нашей стране широко развивается не только сам мукомольный рынок, но и ассортимент предлагаемой продукции по видам зерновых культур — кукурузе, сое и тому подобным, а также увеличивается выработка витаминизированной муки для производства хлеба и хлебобулочных изделий. Последняя тенденция положительно сказывается на развитии программы оздоровления населения страны, поскольку способствует успешной профилактике заболеваний, вызванных недостаточностью микронутриентов в питании граждан, а также частично компенсирует нехватку необходимых витаминов и микроэлементов при недостаточном потреблении мяса и овощей.

Еще одним положительным фактором выступают мощности мукомольной промышленности, позволяющие увеличивать объемы переработки зерновых культур. Однако при этом специалисты обращают внимание, что по факту наблюдается низкий коэффициент загрузки производств — около 45 процентов, что приводит к снижению рентабельности предприятий отрасли. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, окупаемость мукомольных компаний сегодня составляет около трех процентов. В связи с этим участники рынка имеют ограничения по обновлению материально-технической базы, что не способствует расширению объемов выпуска конкурентоспособной продукции, соответствующей международным требованиям и стандартам.

СТИМУЛИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖКА

Мукомольная отрасль нуждается в обновлении. Сейчас большинство действующих мельниц требуют технического перевооружения, так как около 60 процентов основного технологического оборудования и 40 процентов вспомогательных машин не соответствуют нормам. Поэтому производственные процессы переработки пшеницы в хлебопекарную муку российских компаний отстают от зарубежных по материалоемкости, удельной энергоемкости, занимаемым площадям, расходу воздуха, энергии и уровню автоматизации. Сегодня примерно 50 процентов мельзаводов и крупяных предприятий находятся в работе по 30–40 лет и по технической оснащенности давно устарели.

Значительно улучшить ситуацию в данной отрасли может только государство. Оно уделяет этому направлению достаточно серьезное внимание, поскольку эта сфера относится к числу социально значимых, а мука и продукты ее переработки, то есть хлеб, хлебобулочные изделия, макароны и тому подобное, являются базой пищевого рациона населения России. В связи с этим сейчас принимаются меры по стимулированию и поддержке мукомольной отрасли. В основе таких шагов лежит программа «Развитие мукомольно-крупяной промышленности Российской Федерации на 2012–2020 годы», а также другие методики совершенствования сегмента на несколько ближайших лет.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

Все программы развития мукомольного рынка выделяют несколько основных целей. Среди них — наращивание объемов изготовления муки и крупы; расширение ассортимента и повышение качества продукции; обеспечение импортозамещения товаров на злаковой основе и аналогов готовых к употреблению продуктов за счет совершенствования собственного производства. Предусматривается также существенное повышение эффективности использования зерна при его переработке в муку и крупу; увеличение выпуска крупяных изделий быстрого приготовления, товаров с улучшенными качественными характеристиками, сухих завтраков, а также витаминизированной муки для обогащенных хлебобулочных изделий массового ассортимента в целях профилактики заболеваний у детей и женщин, вызванных недостаточностью микронутриентов. Необходимыми для полноценного развития отрасли и сельского хозяйства в целом признаются внедрение новых технологий переработки отходов крупяного производства, то есть лузги, с получением кормов для сельскохозяйственных животных и сырья для фармацевтической промышленности. Важными являются меры по реализации энергосберегающих мероприятий, позволяющих снизить стоимость переработки зерна в муку и крупу.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Для достижения поставленных целей в правительственных программах предусмотрено решение определенных задач. Предполагается повысить загрузки мощностей и экономических показателей предприятий отрасли; снизить удельный расход зерна, топливно-энергетических ресурсов и трудозатрат при выпуске продукции; расширить производство и ассортимент товаров за счет масштабов выпуска новых продуктов питания с повышенной усвояемостью и пищевой ценностью с постепенным снижением объемов традиционных видов крупы. В этих целях планируется увеличивать количество линий на мельзаводах по обогащению пшеничной муки высшего и I сортов витаминами и минеральными добавками, на крупозаводах — по выпуску продуктов быстрого приготовления или готовых к употреблению на основе предварительной варки, инфракрасной термообработки и экструдирования. В планах государства также стимулирование поставок муки и крупы из удаленных территорий Российской Федерации, обладающих хорошим отраслевым потенциалом, в регионы потребления; постепенное развитие экспорта муки, крупы и хлопьев. Для модернизации отрасли и внедрения новых технологий предполагается расширение тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также активизация сотрудничества с отечественными машиностроительными компаниями для создания современного импортозамещающего оборудования.

Для решения этих задач из федерального бюджета уже выделены денежные средства в размере 6,8 млрд рублей, однако в дальнейшем на развитие мукомольной отрасли необходимо будет направить не меньший объем финансирования. Реализация всех поставленных целей и задач стратегически важна для всей страны, поскольку от успехов в сфере продовольствия зависит экономическая стабильность государства в целом.

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

dokagen_240x400_VL_4
 
баннер на сайт 2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.