Растениеводство 20 декабря 2017

С 1 января 2018 года вступают в силу важные изменения в области карантина растений

С 1 января 2018 года вступают в силу важные изменения в области карантина растений

Текст: Даниэла Быстрова, юрист адвокатского бюро «Степанов и Аксюк»

2018 год ознаменуется началом реформы в области карантина и санитарно-эпидемиологического благополучия. Многие аспекты взаимодействия регулятора (Россельхознадзора) с бизнесом перейдут исключительно на электронный формат. Изменения затронут сферу обращения с подкарантинной продукцией (зерновые культуры, фрукты, деревянная тара и т.д.1).

Как известно, любая подкарантинная продукция для целей ее перемещения как внутри страны, так и в страны зарубежья должна проходить определенный контроль качества, результаты которого оформляются соответствующими сертификатами.

Изучая вопросы, размещенные на сайтах ведомства, отчеты по результатам встреч с представителями аграрного сектора, лесной промышленности, можно убедиться, что для участников рынка процедура получения и обращения с сертификатами тернистая и трудоемкая2. Проблема, по всей видимости, коренится в фрагментарном и не всегда последовательном правовом регулировании.

Так, на сегодняшний день указанную сферу - карантина растений - регулируют одновременно два федеральных закона «О карантине растений» №99-ФЗ (прежний) и №206-ФЗ (новый закон). С 2018 года будет действовать только новый закон. В преддверии изменений напомним об основных обязанностях владельцев подкарантинной продукции и спорных моментах их исполнения.

Сопровождение продукции карантинными сертификатами (КС)

  • Когда требуется получать сертификат?

На сегодняшний день законодательством предусмотрен только один действительный случай получения сертификата:

«КС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции при вывозе из карантинных фитосанитарных зон» (КФЗ) для дальнейшей перевозки по территории РФ.

Ключевой вопрос здесь: как определить, что продукция вывезена из КФЗ и границы этого «очага»? Прежде всего, существуют более общие перечни КФЗ, сформированные исходя из постоянных условий в регионе. Например, в зоне и в период цветения повилики и амброзии карантинные ограничения вводятся ежегодно, и в большинстве случаев на территории всего субъекта сразу. Карантин может вводиться также и на территории отдельно взятого здания, строения, сооружения, мест складирования3. Утверждаются также и перечни КФЗ по конкретной продукции, например, по лесу, дополняющие основные перечни.

Обязательным требованием к установлению КФЗ является определение ее площади4. Информация об установленных ограничениях на территории конкретного субъекта размещается, в том числе, на официальных сайтах ведомств в сети «Интернет»; однако сведений о границах КФЗ размещенные документы, как правило, не содержат. Зачастую совершенно очевидно, что площадь региона в десятки раз превышает площадь установленной зоны карантина.

В этой связи можно рекомендовать внести в договорную политику компании соответствующие корректировки: при заключении договоров в отношении подкарантинной продукции всегда запрашивать КС, а при их отсутствии - заверение от контрагентов о вывозе продукции из «здоровой» зоны; с установлением размера убытков, подлежащих взысканию при отступлении от принятых обязательств.

  • Кто должен получить сертификат?

В практике ранее встречались поистине любопытные случаи, когда РСХН признавал получателя товара допустившим нарушение, в случае отсутствия карантинного сертификата на прибывшую в его адрес продукцию5. Между тем подобное толкование абсолютно не укладывается в действующую сферу регулирования.

Так, в наши дни оформление КС осуществляется исключительно и непосредственно территориальным подразделением РСХН, из региона деятельности которого осуществляется вывоз карантинной продукции6. Никаких компенсирующих действий для получения КС, когда продукция уже прибыла на оговоренный склад, покупатель совершить не может. Однако обратите внимание, если Ваша компания выступает в роли перевозчика продукции, то именно на ней лежит обязанность обеспечить наличие карантинного сертификата.

Мы рекомендовали в случаях, когда товар прибыл без сертификата как наиболее оптимальный выход - проведение фитосанитарного обследования, с тем чтобы удостовериться в надлежащем состоянии продукта. Еще одной альтернативой можно считать отказ покупателя принимать товар, однако такое право должно быть прямо предусмотрено договором между поставщиком и получателем продукции.

С 1 января 2018 года процедура обращения карантинных сертификатов станет более детальной. Случаи их получения будут прежними - вывоз продукции из КФЗ. Получать его также будет организация-поставщик при вывозе продукции из КФЗ. Однако теперь все сведения о выданных КС будут храниться в единой электронной системе (ЕЭС). При этом получатель продукции в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции обязан будет осуществить погашение сертификата. Ожидается, что во исполнение этого требования будет разработан более подробный регламент, описывающий соответствующую процедуру. Однако по состоянию на конец декабря соответствующие алгоритмы не изданы.

Рекомендуем постоянно отслеживать изменения в этой сфере и получать консультации в региональных ведомствах о том, как корректно соблюдать эту обязанность в переходный период, в том числе при наличии организационных сложностей. Подразделения РСХН также проводят рабочие встречи, на которых разъясняют новые условия работы.

  • Уведомить о доставке подкарантинной продукции

Похожая ситуация неопределенности наблюдалась и в части следования иным требованиям закона о карантине. В частности, законодательством предусмотрена необходимость немедленного извещения ведомства о доставке подкарантинной продукции в установленном порядке. Форма такого извещения была утверждена приказом ведомства, вступившим в силу только 09.09.2017. До этого момента в практике неоднократно встречались попытки хозяйствующих субъектов отстоять позицию невозможности уведомления в силу отсутствия утвержденного порядка. Однако судебные инстанции утвердили иную трактовку - отсутствие нормативно установленной формы не освобождает от обязанности извещать в свободной форме, с указанием необходимых сведений7.

  • Кто уведомляет: получатель или отправитель продукции?

В действовавшем ранее законодательстве было указано на необходимость извещать «о прибытии» продукции, и очевидно, такая обязанность возлагалась на получателя товара. На сегодняшний момент сформулирована обязанность известить «о доставке» продукции. Термин звучит достаточно спорно, поскольку позволяет считать, что норма может быть распространена как на получателя, так и на отправителя продукции. Судебной практике известны случаи привлечения к ответственности за неуведомление и той, и другой стороны.

Рекомендуем, во избежание споров, направлять такие уведомления вне зависимости от вашего статуса в договоре.

  • Обеспечение надлежащего хранения подкарантинной продукции, подкарантинных объектов

На сегодняшний день нормативных актов, подробно описывающих правила хранение не пищевой подкарантинной продукции, не принято. Фитосанитарные требования сформулированы не по принципу «что сделать», а «для чего» или «во избежание чего». Многие требования приняты в отношении продукции, ввозимой на территории РФ, но могут применяться и для продукции, перемещаемой внутри страны8. Однако и в этих правилах нет конкретного перечня мероприятий, разработанные на сегодняшний день законопроекты эту проблему не снимают.

Общая направленность норм сводится к необходимости обеспечить сохранность подкарантинной продукции и надлежащие условия хранения, которые позволяют изолировать опасный объект от иных в целях недопущения распространения или локализации угрозы вредного воздействия (в случае их наличия).

Еще более сложная ситуация складывается с подкарантинными объектами - это земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

В отношении таких объектов сами владельцы (собственники, арендаторы и т.д.) должны проводить систематические, а должностные лица - контрольные обследования9. Однако и здесь, кроме применения соответствующих СанПиН по условиям хранения отдельных видов продукции, подробных правил нет. Рекомендуем исключительно в качестве методических рекомендаций использовать ранее действовавшие правила10. Хотя этот акт не имеет самостоятельной юридической силы, многие его положения встречаются в действующем законодательстве, а в судебной практике встречаются отсылки к этим нормам11.

Примечания:

1. Применяемый на практике Перечень утвержден Решением Комиссии Таможенного союзаот 18.06.2010 № 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе"

2. См., например: http://www.agrobook.ru/blog/user/inga/rosselhoznadzor-razyasnil-agrariyam-kak-proshche-oformlyat-karantinnye-sertifikaty-na

3. Пункт 7 Приказа Минсельхоза РФ от 13.02.2008 № 43 "Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина"

4. Там же

5. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу № А68-8077/2012

6. Пункт 6 раздела I приказа Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата»

7. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.06.2017 № Ф02-2439/2017 по делу № А19-12695/2016

8. Приказ Минсельхоза России от 29.12.2010 №456 "Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании" (далее – Приказ №456)

9. Приказ Минсельхоза России от 22.04.2009 № 160 "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований"

10. "Правила по охране территории Российской Федерации от карантинных вредителей, болезней растений и сорняков" (утв. Минсельхозпродом РФ 19.02.1996)

11.Определение Верховного суда от 18 января 2017 г. № 309-АД16-16696

 

 

Популярные статьи