Растениеводство 14 января 2019

Снижение в плюс: о субсидиях на перевозку зерна железнодорожным транспортом

Снижение в плюс: о субсидиях на перевозку зерна железнодорожным транспортом

Текст: С. Малыш, аналитик, компания Thomson Reuters

Полученный в 2017 году рекордный урожай и внушительные переходящие запасы обеспечили высокий экспортный потенциал России по зерновым культурам в сезоне 2017/18 года. Немаловажным фактором, который оказал мощную поддержку и вывел страну в мировые лидеры поставщиков зерна, стало выделение субсидий на перевозку этого груза железнодорожным транспортом.

В конце 2017 года Правительство РФ приняло постановление, согласно которому ОАО «РЖД» до 30 июня 2018 года получило субсидиюна возмещение потерь при перевозке зерновых грузов по льготным тарифам со сниженной ставкой. Уменьшение цены действовало для регионов, отдаленных от морских портов: Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Курганской, Новосибирской и Омской областей. В новом сезоне действие этой меры поддержки было продлено.

РОСТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Ощутимый эффект от внедрения субсидии первой почувствовала сфера железнодорожного транспорта. В прошлом сезоне по стальным магистралям были перевезены рекордные объемы зерна — 30 млн т, в то время как в предыдущие периоды среднегодовые поставки оказались более умеренными — 21–22 млн т с учетом отгрузок для внутреннего потребления. Таким образом, субсидия справилась со своей основной задачей — стимулированием развития экспорта злаковых культур в нашей стране за счет вывоза продукции железнодорожным транспортом из отдаленных от морских портов регионов, через которые идут основные отгрузки на мировой рынок. Помимо этого, во второй половине прошлого сельскохозяйственного сезона за счет введенной меры поддержки по железной дороге на экспорт был поставлен значительно больший объем зерна, хотя обычно в этот период наблюдается традиционное сезонное снижение количества перевозок и экспортных отгрузок на фоне резкого сокращения запасов в южных регионах страны. По данным компании «Русагротранс», с января по июнь 2017/2018 сельхозгода объем железнодорожных транспортировок злаковых культур на мировой рынок превысил соответствующий показатель за первую половину сезона — 10,2 млн т против 8,2 млн т.

Практически в течение всего сезона 2017/18 года ОАО «РЖД» работало со стабильной загрузкой. При этом экспортные поставки зерна по железной дороге уверенно росли: с октября по январь они составляли около 1,7 млн т в месяц по сравнению с 1,1–1,5 млн т в предыдущие годы, а к марту-маю на мировой рынок выгружалось уже около 1,9 млн т в месяц. Только к концу сельхозгода объемы вывоза снизились до 1,35 млн т. Более того, введенная субсидия оказала влияние даже на первый месяц нового сезона. В июле 2018 года железнодорожные перевозки вновь вышли на рекордный уровень — 900 тыс. т против 551 тыс. т в июле 2017 года, то есть увеличились в 1,63 раза. Подобное явление наблюдалось также за счет продолжающихся отгрузок зерновых из регионов, удаленных от морских портов.

ЦЕННЫЙ ГРУЗ

По итогам работы железнодорожной отрасли в первом полугодии 2018 года транспортировка зерновых показала наибольшие темпы прироста по сравнению с другими видами перевозок. По данным ОАО «РЖД», общие поставки злаковых культур выросли на 55,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 14,36 млн т против 9,246 млн т соответственно. При этом доля зерновой продукции в общей массе транспортируемых грузов выросла с двух процентов в первом полугодии 2017 года до трех процентов в текущем году.

Показатели грузовых перевозок за I полугодие 2017 и 2018 годов

Льготный тариф стимулировал рекордные отгрузки зерна на экспорт практически со всех округов России. Исключение составили только южные субъекты. Например, из Поволжья удалось доставить 4,5 млн т продукции, что оказалось в 3,4 раза выше, чем в предыдущем году, из Центрального Черноземья — 6,1 млн т сырья, то есть в два раза больше прежнего результата. В то же время сибирские регионы увеличили поставки в шесть раз — до 1,2 млн т, а Урал — в четыре раза, или до 642 тыс. т. Более того, в прошлом сезоне доля Поволжья и Центрального Черноземья в общем объеме транспортировки зерна выросла до 37%, хотя годом ранее она составляла 21 и 26% соответственно. Помимо этого, рекордные поставки в сезоне 2017/2018 сельхозгода были зафиксированы во всех зернопроизводящих субъектах — Волгоградской, Саратовской, Курской, Тамбовской, Воронежской, Ростовской, Липецкой, Орловской, Пензенской и Самарской областях, а также в удаленных от портов регионах — Оренбургской, Омской и Новосибирской областях. На фоне такого активного железнодорожного экспорта померкли объемы вывозимой продукции из традиционных житниц — Ставропольского и Краснодарского краев, из которых отгрузки были меньше, чем в предыдущие сезоны. Такие внушительные показатели не могли не сказаться на общем результате — в прошлом сельскохозяйственном году Россия поставила на мировой рынок рекордный объем зерна, превышающий 53 млн т, что оказалось в два раза больше по сравнению с предыдущим сезоном. Из этого количества порядка 40 млн т приходилось на пшеницу. Достичь таких цифр удалось благодаря нескольким факторам, в том числе введению льготного тарифа на перевозку зерна железнодорожным транспортом из отдаленных регионов.

УВЕЛИЧИТЬ ЗАКУПКИ

В 2017/2018 сельскохозяйственном году Россия нарастила поставки зернового сырья в направлении практически всех основных импортеров. Кроме того, по данным ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», количество стран — покупателей российской продукции в прошлом сезоне повысилось до 134, в то время как в предыдущий год насчитывалось 128 государств. Наибольшим спросом среди них пользовались пшеница и ячмень — их доля в общих экспортных отгрузках составляла 67 и 10% соответственно.

Основными покупателями российской пшеницы в прошлом сельскохозяйственном году являлись Турция, Египет и Бангладеш, большие отгрузки в направлении которых уже стали практически традиционными. Первая страна заняла лидирующую позицию среди импортеров, закупив 9,7 млн т сырья, из которых 4,7 млн т приходились на пшеницу. На втором месте расположился Египет, который приобрел 8,6 млн т зерна, в том числе 8,5 млн т пшеницы. Тройку лидеров замкнула Бангладеш, куда было поставлено 2,5 млн т зерновых. По информации ФГБУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки», в прошлом сезоне данные страны нарастили импорт российских злаковых культур на 58, 26 и 33% соответственно.

Таким образом, прошлый сезон продемонстрировал существенное увеличение объемов железнодорожных транспортировок зерна, в том числе в направлении экспорта, а также рекордные поставки на мировой рынок, за счет которых увеличились закупки российского сырья большинством основных партнеров страны. Во многом подобных показателей удалось достичь благодаря введению льготного тарифа на перевозку зерновой продукции по железной дороге из отдаленных регионов. Несмотря на то, что в 2018/2019 сельскохозяйственном году данная мера поддержки сохраняется, ожидать новых рекордов, скорее всего, не стоит, поскольку объем сбора зерновых ожидается меньше, чем в прошлом сезоне.

Популярные статьи