Agro_evrohim_VL_3

Укрепление позиций: обзор молочного рынка

0 225

Текст: Ф. Янукович, IndexBox Russia. Материал опубликован в спецвыпуске "Животноводство" (январь 2019 года).

Молоко как уникальный природный источник белка и полезных веществ незаменимо для сбалансированного питания человека. Поэтому производство достаточного объема подобного продукта является одним из главных условий не только становления молочной отрасли, но и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Сегодня Россия входит в пятерку государств, считающихся лидерами по объемам выпуска молока, но по эффективности данной отрасли сильно уступает развитым странам, по причине чего актуальным является поиск действенных методов улучшения существующей ситуации. Для решения этой важной задачи реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ № 396 от 31 марта 2017 года.

1. Объем производства сырого молока в РФ в 2010–2017 годах, млн т

ПОСТОЯННЫЕ КОЛЕБАНИЯ

Ежегодный объем производства сырого молока в России составляет порядка 30,5–31,8 млн т, при этом данные показатели нередко варьируются от снижения к росту. Так, уменьшение количества в 2013–2016 годах было связано с сокращением численности поголовья крупного рогатого скота. В 2017 году выпуск этого сырья вырос на 1,4% — до 31,18 млн т, что было обусловлено запуском новых молочных животноводческих комплексов компаниями «ЭкоНива-АПК Холдинг» и «АгриВолга» в Калужской и Ярославской областях.

1. Баланс производства и потребления (разница между этими показателями) сырого молока по федеральным округам в 2017 году, тыс. т

2. Структура производства сырого молока по типам хозяйств в 2010–2017 годах, в натуральном выражении

2. Объем производства молочной продукции в РФ в пересчете на сырое молоко в 2013–2017 годах, тыс. т

Несмотря на то, что в целом в стране отмечается положительный баланс изготовления и потребления сырого молока, в некоторых регионах существует его дефицит. Подобное явление наблюдается, прежде всего, в Северо-Западном и Центральном федеральных округах, где из-за большой численности населения местные предприятия не могут полностью удовлетворить потребности покупателей. Особенно остро проблема нехватки сырого молока стоит в Центральном ФО — в 2017 году дефицит равнялся 4,79 млн т. Высокий уровень обеспеченности этим сырьем сохраняется в Северо-Кавказском, Приволжском и Южном федеральных округах, где профицит составляет более одного миллиона тонн. Обычно избыток направляется в регионы, где молока не хватает. Стоит отметить, что сегодня на российском рынке происходит процесс консолидации: крупные агрохолдинги, к которым относятся, в том числе, компании «Русагро», «Молвест», «Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева», «ЭкоНива», «Восток-Агро», «Дамате» и другие, укрепляют сырьевую базу и строят новые животноводческие комплексы. Подобные процессы приводят к сокращению вклада личных хозяйств населения в производство молока — за период 2010–2017 годов их доля снизилась с 50,4 до 42,1%.

4. Наиболее значимые инвестиционные проекты на российском рынке молока в 2019–2022 годах
Снимок экрана 2019-04-10 в 8.20.35

РЫНОК И СПРОС

Переработка и конечное потребление — два ключевых направления для применения молочного сырья. Первое предусматривает производство продуктов на основе молока, помимо термической обработки подвергающегося дополнительному воздействию — высушиванию, ферментации, сквашиванию, дозреванию и так далее. В результате этих процессов получаются кисломолочные продукты — кефир, йогурт, ряженка, сметана, сливочное масло, творог и сыр, на изготовление которых расходуется порядка 82% сырья. На долю питьевого молока, претерпевающего только термическую обработку, то есть ультра- и пастеризацию, приходится около 18% от общего объема сырого продукта. Поскольку молочная продукция востребована среди населения и относится к товарам повседневного спроса, ее потребление в целом характеризуется устойчивой динамикой. Так, с 2013 по 2017 годы граждане нашей страны стали покупать больше творога, пастеризованного молока и йогурта — почти на 20, 10 и 4,5% соответственно. Увеличению востребованности молочных продуктов способствует популяризация здорового образа жизни, а также рост численности населения, который с 2013 по 2017 годы составил два процента — с 143,5 до 146,8 млн человек. При этом в данный период отмечалось снижение спроса на ультрапастеризованное молоко — его потребление сократилось почти на 10%, так как покупатели с большим недоверием относятся к продуктам с повышенным сроком годности, полагая, что при их производстве используются химические вещества или сухие компоненты.

Структура рынка молока и производимой из него продукции заметно варьируется в зависимости от категорий. К примеру, в сегменте скоропортящихся товаров, к которым относятся пастеризованное молоко, йогурт, кефир и ряженка, имеющие период хранения не более 21 суток, доминируют российские производители — их доля составляет 96–99%. Продукты с повышенным сроком годности, то есть от 30 до 180 дней и более, что характерно для сливочного масла, творога и сыра, в значительно большей степени представлены зарубежными компаниями. Так, на рынке сливочного масла доля импортных товаров составляет порядка 25%, творога — около 10%, сыра — примерно 34%.

НОРМА И РЕАЛЬНОСТЬ

В соответствии с «Рекомендациями по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания», утвержденными приказом Министерства здравоохранения РФ, ежегодный объем употребления молока и молочных товаров в пересчете на молоко должен составлять 340 кг на одного человека. В то же время фактически данный показатель равняется 265–270 кг на человека в год, то есть менее 80% от рекомендуемой нормы. Поэтому можно констатировать, что рынок молока и молочных продуктов имеет высокий потенциал для роста в среднесрочной перспективе. Однако существуют потенциальные угрозы, способные сдерживать становление этого сегмента, к числу которых относится развитие конкурирующих направлений, поставляющих другие продукты питания. В условиях кризиса и сокращения доходов потребители в качестве источника белка и витаминов зачастую отдают предпочтение товарам с более низкой ценой — овощам, яйцам, а также свиному и куриному мясу.

Снимок экрана 2019-04-10 в 8.20.46

Таким образом, сейчас перед молочной отраслью стоят две основные задачи. В первую очередь, необходимо укреплять и развивать сырьевую базу, для чего ежегодный объем производства сырого молока следует увеличить на 5–7 млн т. Другая важная цель — повышение потребления молочной продукции населением до рекомендуемых норм, поэтому нужно продолжать пропаганду здорового образа жизни и формировать позитивное отношение к товарам данной категории. Способствовать активизации спроса также может внедрение современных видов упаковки: коробок из многослойного картона, биоразлагаемых пакетов-кувшинов и тому подобных, которые повышают срок годности содержимого и могут иметь яркое оформление, что особенно актуально для детских молочных продуктов.

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.