Растениеводство 21 сентября 2015

Вешенки: прибыльная альтернатива

Вешенки: прибыльная альтернатива

Грибы — уникальный по вкусу и питательной ценности продукт, один из основных элементов традиционной для России кухни. Благодаря ему потребители могут с пользой для здоровья и со значительной экономией бюджета частично заменить в своем рационе мясные блюда.

Сегодня около 80 процентов потребляемых в России грибов приходится на долю импортной продукции, хотя наша страна обладает всеми необходимыми ресурсами и сырьем для обеспечения внутреннего рынка продуктом отечественного производства. Необходимость усиления и развития российской грибной отрасли стала особенно очевидной после того, как были значительно ограничены возможности импорта сельскохозяйственной продукции из стран Европейского союза и США. В результате культивируемые грибы, а также государства, являющиеся их крупнейшими поставщиками на российский рынок, попали под действие запретов, что привело к существенному росту цен на популярные среди потребителей шампиньоны и вешенку.

НАЧАТЬ С НУЛЯ

Свежий гриб, импортированный за многие сотни или даже тысячи километров, — плохой конкурент местному, свежему и менее дорогому продукту. По мнению Николая Петровича Семенькова, основателя и руководителя крупнейшей в России фермы по выращиванию вешенки, помимо большого спроса среди потребителей само производство грибов — весьма выгодный бизнес. Под началом Николая Семенькова предприятие «Каскад», расположенное в Ростовской области, снабжает свежими, консервированными и сушеными грибами свою и соседние области, а также осуществляет поставки в Москву. В прошлом году совместно с компанией Futar на предприятии наладили выпуск единственного сырьевого компонента, который ранее приходилось импортировать, — зернового мицелия грибов. Сегодня фирма осуществляет полный цикл получения вешенки, начиная с заготовки соломы для субстрата, на котором будут выращены грибы, и заканчивая реализацией свежего и переработанного продукта. При этом использование калифорнийских червей для превращения использованного грибного субстрата в ценное удобрение — биогумус, делает предприятие практический безотходным и приносит дополнительный доход.

Николай Семеньков отмечает, что выбор производства вешенки в качестве бизнеса для него определялся экономической целесообразностью и прогнозной рентабельностью. Емкость рынка, по мнению предпринимателя, позволяет отечественным производителям занять эту нишу без страха жесткой конкуренции. В результате компании понадобилось всего несколько лет, чтобы из небольшой фермы превратиться в крупное предприятие без существенных сторонних инвестиций. Это лишний раз доказывает тот факт, что бизнес по выращиванию грибов выгоден и может приносить неплохую прибыль.

ОБМАНЧИВАЯ ПРОСТОТА

Для сельскохозяйственных предприятий и фермеров, специализирующихся на растениеводстве, построение фермы по выращиванию вешенки имеет ряд преимуществ. Этот бизнес несезонный, поэтому можно круглогодично задействовать персонал и в течение всего года получать доход. Нет необходимости самостоятельно производить субстрат — предприятие может ограничиться только зоной выращивания и работать на готовых субстратных блоках, которые нетрудно купить. Сырье для этой разновидности грибов — солома злаковых культур и сено — есть в достаточном количестве в большинстве регионов России по доступным ценам. Под грибные фермы можно переоборудовать незадействованные птичники, коровники, овощехранилища и другие помещения.

Многим аграриям может показаться, что выращивать вешенки достаточно просто, но на самом деле это сложный процесс, требующий соблюдения ряда технологических и организационных параметров. Успех в получении продукции должен быть заложен еще на стадии проектирования производства — необходимо грамотно выбрать помещения, позволяющие организовать нужное климатическое обеспечение, организовать логистику. Важно соблюдать требования гигиены и контролирующих организаций. При этом бизнес-планирование должно учитывать все перечисленные затраты и аспекты, которые часто любители не принимают во внимание. Проблема многих уже существующих мелких и средних производителей заключается в низком уровне подготовки технологов, недостатках технического оснащения, нестабильном объеме и качестве гриба, что не позволяет им развивать долгосрочные и взаимовыгодные связи с покупателями. Поэтому уже на начальном этапе планирования производства важно учитывать моменты, в которых профессиональная поддержка опытных технологов и консультантов необходима для успешности и дальнейшего развития предприятия.

Текст: А. Левищева, технолог по выращиванию вёшенки, ООО Futar Group

Популярные статьи