Agro_evrohim_VL_3

Войти — Торговать — Обеспечивать

0 2395

Текст: С.У. Нуралиев С.У., генеральный директор Союза рынков России, д. э. н, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы Российского университета кооперации; Д.С. Нуралиева, к. э. н., доцент кафедры маркетинга и рекламы Российского университета кооперации

Россия располагает значительными природными и земельными ресурсами для сельскохозяйственного производства. Вступление в ВТО должно способствовать более эффективному их использованию и решению проблемы продовольственной безопасности страны. Для этого необходимо знать и грамотно использовать основные принципы и правила работы этой организации.

Важнейшей проблемой для отечественного товаропроизводителя на современном этапе остается проблема доведения произведенной продукции до конечных потребителей с минимальными издержками. Как показывает мировой опыт, реализация сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия осуществляется по двум основным каналам.

Первый канал предполагает реализацию сельскохозяйственной продукции на основе формирования собственной товаропроводящей инфраструктуры, а второй канал — реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе прямых связей между товаропроизводителями и крупными торговыми сетями.

Если в странах с рыночной экономикой первый канал формировался при государственной поддержке, то в России торговая инфраструктура создавалась и развивалась, в основном, за счет средств зарубежных и российских частных компаний. Это, в конечном итоге, привело к проблеме взаимодействия товаропроизводителей с торговыми сетями и проблеме сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Главное — сбыт!

Важнейшим условием решения этой проблемы является развитие собственной товаропроводящей системы и совершенствование механизма регулирования торговой деятельности. К сожалению, ФЗ «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в РФ» не решает для отечественного товаропроизводителя проблемы эффективного сбыта произведенной продукции.

В то же время представляется необходимым внести в этот закон поправки, обязывающие торговые сети и другие предприятия торговли обеспечить удельный вес продукции российских товаропроизводителей в общем объеме товарооборота этих предприятий не менее 80% в 2015 г. При этом поэтапно увеличить удельный вес продукции отечественных товаропроизводителей в общем объеме товарооборота предприятий оптовой и розничной торговли за 2015—2018 гг. с 50% до 80%. Это позволит решить проблему сбыта сельскохозяйственной продукции и обеспечить продовольственную безопасность страны.

Стратегии и преимущества

Нужно учесть, что продовольственный рынок страны может как проиграть, так и выиграть от вступления в ВТО. Конкурентных преимуществ у России достаточно, и их реализация во многом зависит от грамотного использования во внешнеэкономической деятельности как наступательной, так и оборонительной стратегии.

Обе эти стратегии основаны на государственной поддержке развития предпринимательской активности населения. При этом наступательная стратегия является более эффективной для поддержки развития экспорта продовольствия, а оборонительная — в условиях регулирования объемов импорта на внутреннем рынке.

Эффективная государственная политика поддержки предпринимательской деятельности предполагает умелое сочетание этих стратегий. С одной стороны, они должны способствовать продвижению отечественного продовольствия на мировые рынки, а с другой — регулированию объемов импорта на основе формирования собственной товаропроводящей инфраструктуры.

Для продовольственного комплекса страны в условиях ВТО большое значение имеет возможность участия в международном разделении труда и использовании общих правил регулирования торгово-экономических отношений на внешнем рынке. Всемирная торговая организация, выступая арбитром в разрешении экономических споров между отдельными государствами, позволяет гасить возможные конфликты. Но, к сожалению, этот процесс является достаточно сложным и длительным.

Еще одним важным конкурентным преимуществом страны является ее географическое расположение. Если исходить из транспортной логистики, Россия имеет значительные возможности в сфере развития оптовой торговли продовольствием по сравнению со многими странами Евросоюза, где практически исчерпаны возможности для сельскохозяйственного производства и выхода на новые рынки сбыта.

Сейчас в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, территориально расположенных близко к России, наблюдается устойчивый рост численности населения, а это, как правило, новые рынки сбыта и возможности развития экспортного потенциала страны при эффективной государственной внешнеэкономической политике.

Одним из стимулов вступления России в ВТО могло быть взаимовыгодное сотрудничество с международными экономическими организациями в привлечении финансовых ресурсов и оказании технической помощи регионам по поставке новой техники, оборудования, технологий. На этапе реформ это сотрудничество концентрировалось лишь на предоставлении финансовых ресурсов с целью поставки иностранного продовольствия на российский рынок.

Развитие продовольственного рынка и повышение конкурентоспособности продукции продовольственного комплекса страны на мировом рынке предполагает активное и полноправное участие России в международном разделении труда. Это направление должно быть приоритетным при защите национальных интересов России в условиях вступления в ВТО.

Не все гладко

Что касается проблем и возможных негативных последствий для продовольственного комплекса, связанных с вступлением России в ВТО, то все они концентрируются вокруг уровня государственной поддержки сельскохозяйственного производства с целью защиты интересов отечественных товаропроизводителей.

При формировании торгово-экономических связей и выборе направлений развития торговли продовольственными товарами необходимо иметь ввиду, что экономические ресурсы между странами распределены неравномерно. При этом конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках во многом зависит от уровня государственной поддержки отечественных товаропроизводителей, предприятий оптовой и розничной торговли продуктами питания.

Особенностью современного этапа развития торговли на внешнем рынке является то, что многие экономические теории и законы, характерные для международной торговли на продовольственном рынке, не действуют, а экономические отношения между странами и участниками рынка формируются вопреки законам рынка.

Поэтому на современном этапе значительно возрастает роль государственного регулирования при формировании торгово-экономических отношений на продовольственном рынке. Она заключается, прежде всего, в создании эффективного механизма развития и реализации конкурентных преимуществ страны на внутреннем и внешнем рынках.

Рынки или магазины?

К сожалению, принимаемые на федеральном уровне законы не способствуют реализации этих преимуществ. Например, после принятия ФЗ №271-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и внесении изменений в ТК РФ» торговые сети, реализующие, в основном, импортные товары, получили определенные конкурентные преимущества по сравнению с рынками. Количество рынков и их доля в структуре розничной торговли страны после принятия этого закона с каждым годом снижается.

Супермаркеты, и рынки нацелены на одну и ту же целевую аудиторию. Одним из основных отличий является уровень представляемого сервиса для покупателя. Владельцы супермаркетов стремятся показать, что в их торговых помещениях более внимательно относятся к качеству товаров, создаются более комфортные условия для покупателя, чем на рынках. Во многом это обеспечивается благодаря постоянным рекламным компаниям, которые проводят супермаркеты.

Рынки имеют другие преимущества, они нацелены в большей степени на реализацию отечественного продовольствия. Они, как традиционная торговая площадка, продолжают делать ставку на качество, широкий выбор товаров и плавающие цены, но, к сожалению, меньше заботятся в отношении сервиса, что, в свою очередь, приводит к оттоку потребителей, имеющих высокий уровень дохода.

В итоге это ведет к перераспределению платежеспособной части населения от рынков в супермаркеты, особенно представителей среднего класса и молодежи. Основным покупателем при этом на рынках остается довольно консервативная часть потребителей, отдающая предпочтение рынку, в основном, в силу привычки, то есть. это люди с небольшим или низким доходом и пенсионеры.

Государство — первая скрипка

Способность государства продавать на внешнем рынке продукцию наиболее высокой степени готовности к употреблению служит отличительным признаком экономического развития страны в системе международного разделения труда. Чем больше стадий обработки внутри страны проходит сырье, тем больше добавленной стоимости она реализует на внешнем рынке, значит, тем больше доходов от экспорта.

В связи с этим эффективное использование имеющегося производственного и научно-технического потенциала для производства конкурентоспособной продукции и поставки ее на внешний рынок является необходимым условием развития отечественного сельскохозяйственного производства и активного его участия в международном разделении труда.

Формирование эффективного механизма взаимодействия государственного регулирования и саморегулирования является необходимым условием эффективного функционирования продовольственного рынка. При этом различные страны мира используют разные механизмы и инструменты для осуществления своей торговой политики. Эти механизмы и инструменты основаны на комплексном анализе конъюнктуры мирового рынка и использовании этих инструментов для развития продовольственного рынка страны.

Мировой опыт показывает, что государственное регулирование продовольственного рынка в большей степени базируется на государственной поддержке товаропроизводителей, потребителей и обслуживающих отраслей продовольственного комплекса. Оценка уровня государственной поддержки проводится на основе анализа экономической политики внутри страны по сравнению с экономической политикой других стран.

Эта методология предполагает выявление основных показателей, характеризующих уровень государственной поддержки товаропроизводителей, потребителей и инфраструктуры продовольственного рынка. Эти показатели определяют конкурентоспособность продукции на внешнем рынке.

Учитывая, что уровень государственной поддержки производства, переработки и обращения продукции АПК в России значительно ниже, чем в странах с рыночной экономикой, то и конкурентоспособность российского продовольствия на мировом рынке остается крайне низкой.

При этом, по мере развития инфраструктуры продовольственного рынка государственные расходы, связанные с хранением, транспортировкой и реализацией продукции, будут снижаться. Поэтому конкурентоспособность продукции на внешнем рынке во многом зависит от уровня развития товаропроводящей инфраструктуры.

И, государственная поддержка развития инфраструктуры продовольственного рынка, особенно оптовой торговли, наряду с государственной поддержкой отечественных товаропроизводителей является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

При определении конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, наряду с уровнем государственной поддержки производства и реализации продовольствия, большое значение имеет уровень доходов и качество жизни населения. Повышение уровня доходов в условиях неудовлетворенного спроса является также одним из важнейших факторов расширения спроса и повышения конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем рынке.

Эффективность методов государственного регулирования зависит от механизма взаимодействия государственных и рыночных институтов регулирования экономических отношений. С одной стороны, этот механизм взаимодействия должен быть направлен на создание необходимых условий для развития рыночной конкуренции, а с другой — на защиту интересов отечественного товаропроизводителя и потребителя.

Для развития экспорта продовольствия и защиты интересов собственных товаропроизводителей от импорта в большинстве стран используют различные экономические и административные методы регулирования торговой деятельности предприятий, осуществляющих экспортно-импортные операции.

Наиболее эффективными из них являются таможенно-тарифные методы государственного регулирования, формирование продовольственных фондов для государственных нужд, повышение уровня доходов и качества жизни населения, развитие инфраструктуры продовольственного рынка, совершенствование ценовой, налоговой и финансово-кредитной политики.

Развитие товаропроводящей инфраструктуры продовольственного рынка является наиболее эффективной формой государственной поддержки, поскольку это направление решает для товаропроизводителя проблему сбыта произведенной продукции. В условиях жесткой конкуренции на продовольственном рынке, решение этой проблемы позволяет товаропроизводителю концентрировать свои усилия на увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Регулирование объемов импорта продовольствия в качестве основного механизма защиты отечественного товаропроизводителя в большинстве стран осуществляется также на основе формирования собственной товаропроводящей инфраструктуры и регулирования деятельности зарубежных компаний на внутреннем рынке.

Для этого во многих странах приняты и реализованы государственные программы формирования и развития собственной товаропроизводящей  инфраструктуры продовольственного рынка. Реализация программных мероприятий позволяет и более эффективно использовать имеющиеся ресурсы для обеспечения населения продуктами питания собственного производства.

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.