Животноводство 22 мая 2014

Альтернатива свиноводству

Альтернатива свиноводству

Европейская федерация ветеринаров в феврале 2013 года заявила, что африканская чума свиней распространяется из Литвы в сторону Белоруссии и России, принося урон как частным свинофермам, так и поголовью диких кабанов. Может ли это вынудить животноводов Краснодарского края сменить традиционный вид выращиваемого скота? Сегодня мы обсудим с экспертами одну из возможных альтернатив — оленеводство.

Мы беседуем с Доктором Томасом Ландете-Кастильехос, вице-президентом Европейской федерации заводчиков оленей (FEDFA) и президентом Международной ассоциации заводчиков оленей и диких копытных животных (IDUBA), которая объединяет разные компании, чей бизнес связан с оленями и другими дикими копытными животными. Второй собеседник — Дайнис Паэглитис, вице-президент IDUBA и президент Латвийской ассоциации заводчиков диких животных, владелец оленьей фермы «Саулстари», считающейся одной из лучших в Северной Европе.

— Почему, по вашему мнению, оленеводство может стать альтернативой свинофермам?

Т. Л.-К. — Традиционно в России оленеводство рассматривается как форма разведения стада кочевым способом на открытых территориях. Но оленей гораздо удобнее выращивать на огороженных фермах, где возможности управления гораздо больше — от разделения их по полу и возрасту, до контроля генетического материала; или же в более или менее природных условиях, как, например, в европейских национальных парках или испанских охотничьих поместьях. Существуют две основные причины разводить этих животных. Первая — производство мяса, как в убойных цехах, так и добываемого во время охоты. Цена на оленину составляет около пяти евро за килограмм, а в случае с Данией она поднимается до 20 евро. Как правило, оленина, полученная во время охоты, продается по очень низкой цене, но в Германии и других странах Европы оленина настолько ценна, что спрос держится круглый год. Вне охотничьего сезона цены на мясо растут, а значит, и доходы ферм, которые разводят оленей и на убой тоже.

Другая причина — трофеи. При продаже оленя на мясо туша стоит от 300 до 500 евро. Если же он оценивается как трофей, например от 200 до 250 пунктов CIC, то цена самца, если он выращен на огороженной ферме или в парке, поднимается до 4000—5000 евро. Исключительные олени, с оценкой от 292 очков CIC, были проданы во Франции за 35 тыс. евро. Это может оказаться выгодным бизнесом, но таких результатов очень трудно добиться. Чтобы вывести такого оленя, необходимо использовать все существующие сегодня технологические знания.

— Какой возможный доход может приносить ферма, и как можно дополнительно монетизировать разведение оленей?

Д. П. — Когда создавалась «Саулстари», цена на землю была очень низкой, и я купил площадь, позволившую создать не только ферму, но и целый парк оленей. Я подумал, что владелец оленьей фермы должен пользоваться любой возможностью получить доход с хозяйства. Я купил лучших оленей, которых мог найти, и несколько лет частью бизнеса была продажа высококачественных самцов и самок для запуска других хозяйств. Это популярная практика среди заводчиков, так как вы можете продать животных по гораздо более высоким ценам, чем на мясо. Их стоимость меняется от страны к стране, и в Латвии она меньше, чем в Германии или Южной Европе, но хорошего оленя, не трофейного, а просто качественного, можно продать за 1000, а самку за 700 евро. В Польше цены могут быть выше в зависимости от качества оленя. У самок нет рогов, но есть генетический материал для создания рогов, и это огромная ошибка — сводить оленя с великолепными рогами с самкой низкого качества. Поэтому стоимость качественных самок выше, чем обычных.

Вместе с тем продажа оленей на новые фермы не единственная возможность заработать. На ферме мы принимаем около 3000 гостей в год, каждый из которых платит три евро за вход, что приносит около 10 тыс. евро, также есть гостиница для желающих провести пару дней в оленьем парке, мы организуем свадебные фотосессии и другие мероприятия. Сейчас мы пытаемся уговорить наше Министерство сельского хозяйства разрешить производство сухих пантов, то есть мягких рогов в период роста, чтобы продавать их в Китай, Корею и другие страны, где они широко используются в азиатской медицине.

— Расскажите, каким может быть оборот оленеводческой фермы?

Д. П. — В целом во многих оленеводческих хозяйствах при правильном управлении оборот составляет от 100 до 150 тыс. евро в год.

— Как вы считаете, почему фермерам в России стоит задуматься об оленеводстве?

Т. Л.-К. — Статистика показывает, что десять процентов земель регионов Центральной и Южной Испании занимают огороженные охотничьи хозяйства с оленями. Это означает, что охотничьи угодья занимают более четырех процентов территории страны. Если только один процент территории России занять оленьими фермами, это составит 17 тыс. хозяйств традиционного размера для Испании — 1000 га или 57 тыс. хозяйств, типичных для Центральной и Северной Европы — 300 га. Доход с этих ферм может составить более шести миллиардов евро в год. Потенциал бизнеса сильно зависит от климата региона. Север менее благоприятен для огороженных ферм, а в южных областях нет особых причин, которые мешают отвести 10—15 процентов территории области под оленеводство. На одном проценте территории России можно выращивать 34 млн особей вместо восьми миллионов, которых Россия сейчас выращивает в основном в дикой природе, и тогда страна сможет доминировать на этом рынке. Может показаться, что продажа оленины в Европе — это только иллюзия, но Новая Зеландия, имеющая 1,5 млн оленей, занимает 55 процентов мирового рынка и продает 90 процентов продукции оленеводства в Германию. Россия гораздо ближе к Европе, и динамика бизнеса будет зависеть только от логистики. Не говоря уже о том, что с правильным маркетингом собственный российский рынок будет покупать этот продукт. Оленина — мясо с низким содержанием жира и гораздо здоровее, чем любое другое, исключая северного оленя, который обладает более высоким качеством, но он не поступает в продажу на международном рынке даже в скандинавских странах. Россия может стать единственной страной, экспортирующей это мясо по очень  высоким ценам.

Заводчики оленей в азиатской части России уже активно продают панты в Китай и Корею. Российские производители на Алтае и в других регионах дезорганизованы. Это означает, что китайцы и корейцы диктуют свои правила и условия сделок. Если российские оленеводы будут более осведомлены и организованны, как производители той же Новой Зеландии, российский гигант проснется и может создать мощный сектор экономики.

— Вы же не думаете, что такого потенциала можно достичь в короткие сроки?

Т. Л.-К. — Я думаю, что историей в основном движут потребности и возможности, так что это не только возможно, но их необходимо реализовать, а как и в какие сроки — зависит от многих факторов. Существующие перспективы должны осознать как местные власти, так и сами фермеры. Ключевой момент — возможность перенять существующий опыт Европы, США, Новой Зеландии, чтобы не повторять уже допущенные ошибки. Сейчас есть возможности проконсультироваться с экспертами, которые специализируются на разведении оленей на мясо, и с теми, кто выращивает трофеи или объединяет различные направления бизнеса. Конечно, есть языковые барьеры и факт того, что Россия фактически пропустила 35 лет истории развития управления оленеводства, но некоторые люди видят будущее и хотят быть впереди прогресса. Ассоциация IDUBA и представители стран Северной Европы ведут работу по поддержке начинающих оленеводов в России, но если в процесс включатся местные власти, то можно разработать программы, отвечающие требованиям и особенностям отдельных регионов.

— Сложно ли стать заводчиком оленей?

Д. П. — Я, например, был ученым, специалистом в химии, работал сначала со взрывчатыми веществами в бывшем Советском Союзе, а позднее — с изоляционными материалами для космических программ. После распада СССР я начал применять свои знания, создавая изоляцию в строительстве, но позже увидел хороший потенциал оленеводства. В то время данная сфера только начинала свое развитие в Латвии, как это происходит сейчас в России. Если я был в состоянии изменить род своих занятий от химика к фермеру, то уверен, что гораздо проще сменить профиль уже существующей фермы.

— Какой совет вы может дать тем, кто хочет создать свою ферму?

Т. Л.-К. — Существует общий закон для любых компаний — технических, сельскохозяйственных, творческих: «правило двух с половиной процентов». Любой бизнес похож на колокол. На одной стороне —2,5 процента населения: инноваторов, предпринимателей, людей, которые видят будущее и хотят быть первыми. Пока первые строят будущее и видят огромный потенциал для развития, оставшиеся на другой стороне ждут, чтобы посмотреть, что получится. Вот этим двум с половиной процентам я бы сказал: учитесь у лучших, получайте хорошие международные контакты, прилагайте усилия, чтобы изучить свое дело. Сейчас есть специалисты и в странах, где большинство людей по-прежнему говорят по-русски. Топ-оленеводы находятся в Германии или Франции, но есть очень хорошие фермы в Польше, Латвии, Литве. Если у фермера есть возможность, то я бы рекомендовал посетить одно или несколько оленеводческих хозяйств. Если возникнут проблемы на начальном этапе, свяжитесь с IDUBA — некоммерческой организацией, которая помогает людям войти в контакт с компаниями и заводчиками, чтобы помочь в первых шагах любого бизнеса и обеспечить прочное сотрудничество в будущем.

Популярные статьи