Анатолий Пудло, руководитель ООО «Весна»: Возродить теплицы

0 315

Беседовала Анастасия Кирьянова

Масштабная реконструкция любого предприятия, в том числе тепличного комплекса, требует вложения большого объема денежных средств, занимает достаточно длительное время и связана с различными трудностями. При этом не всегда удается до конца реализовать проект или вывести компанию на лидирующие в своей отрасли позиции. Анатолий Пудло, руководитель ООО «Весна», подробно рассказал обо всех этапах создания нового современного тепличного комплекса на месте разоренного совхоза, трудностях, с которыми пришлось столкнуться на пути восстановления, современных технологиях, используемых сегодня на предприятии, а также о планах дальнейшего развития.

— Комплекс был создан на месте старого разоренного совхоза. Расскажите подробнее об этапах его восстановления. Какие проекты были реализованы?

— Наше предприятие было организовано в 2001 году на базе семи гектар зимних теплиц, ранее принадлежавших совхозу «Ессентукский». В наследство с землей и разрушенными комплексами нам достались большие долги. Поэтому на первом этапе работы главная задача заключалась в сохранении коллектива, налаживании и реконструкции производства, для чего привлекались все имеющиеся ресурсы и разрабатывалась программа выведения комплекса из кризиса. В результате уже на следующий год был осуществлен ремонт шести котлов центральной котельной, в 2003 году внедрен капельный полив во всех теплицах предприятия, а с 2005 года стартовало введение на производственных площадках малообъемной технологии выращивания на специальных лотках с применением кокосового субстрата. В этот же год мы заменили все стекла в ограждениях теплиц и форточках на сотовый поликарбонат — более долговечный и ресурсосберегающий материал. Следующим этапом в работе предприятия стало строительство новых производственных площадок. Первая теплица площадью 1,5 га, оснащенная современными оборудованием и рассадным отделением, была введена в эксплуатацию в 2007 году, а к концу 2009 года удалось возвести еще один комплекс на 1,35 га. В этом же году была создана наша торговая марка, под которой продукция предприятия реализуется до сих пор. В год десятилетия компании начали работу новые теплицы голландского производства площадью три гектара, в которых нам удалось получить первый урожай экологически чистых и качественных овощей. Знаковым для предприятия стал 2013 год. В этот период была проведена масштабная реконструкция всех зимних теплиц, созданных по старым технологиям. В короткие сроки были снесены все постройки, произведена планировка строительной площадки, осуществлен монтаж конструкций нового комплекса площадью четыре гектара и установлено инновационное оборудование. Также в 2013 году предприятие наконец решило одну из главных проблем — улучшение водоснабжения для полива. Вместо двух изношенных резервуаров был создан современный накопитель емкостью 1000 куб. м воды.

— На каком этапе находится модернизация компании сегодня?

— Сейчас реконструкция производственных площадок завешена на 90–95 процентов. Практически все теплицы нашего предприятия построены и функционируют по современным технологиям российского или голландского образцов и отличаются экономичностью, эффективностью и максимальными показателями урожайности. Обновление планируется завершить в ближайшее время. Уже сегодня мы начали строительство еще одной новой теплицы площадью около девяти гектаров, предназначенной для выращивания практически любых овощных культур. Разрешение на реализацию данного проекта уже получено, и начаты планировочные работы.

Таким образом, в период длительного восстановления и реконструкции предприятия основной упор был сделан на привлечение инвестиций, внедрение прогрессивных технологий и использование инновационного оборудования отечественного и мирового производства, создание новых теплиц, расширение ассортимента продукции, формирование рынка сбыта и многое другое.

— С какими трудностями пришлось столкнуться в начальный период работы компании, и какие проблемы существуют сегодня?

— Основная трудность, с которой приходится сталкиваться практически каждому предприятию защищенного грунта, — поиск ресурсов, ведь строительство или модернизация тепличного комплекса — достаточно ресурсоемкий процесс. К примеру, сегодня возведение одного гектара современной теплицы со всей технологией обходится в 120–150 млн рублей. Мы фактически заново строили все комплексы за исключением коммуникаций, которые остались от старых зданий. По этой причине объемы инвестиций во все проекты были колоссальными. Однако при реконструкции мы всегда старались не привлекать слишком большие кредитные ресурсы, а использовать, в первую очередь, собственные средства, предварительно все тщательно просчитав и подготовив для реализации проекта. Данного принципа наша компания придерживается до сих пор.

— Воспользовалась ли компания мерами государственной поддержки? Насколько сложно ее сегодня получить?

— С 2002 года наше предприятие регулярно обращалось за помощью к Правительству Ставропольского края, и региональные власти всегда старались оказать нам поддержку.
В основном она выражалась в компенсации процентной ставки по кредитам, в возмещении части расходов на энергоносители и другом. Однако при возведении последнего комплекса нам не удалось попасть в федеральную программу по возвращению 20 процентов от понесенных затрат на строительство или модернизацию теплицы. Требования для получения субсидии достаточно четкие — среди прочих документов необходимо предоставить заключение о государственной экспертизе проекта, которым мы не располагали, поскольку на момент строительства комплекса этой федеральной программы еще не существовало. Самостоятельно проводить ее было нецелесообразно, так как она потребовала бы дополнительных затрат. Однако мы надеемся, что по новому проекту нам удастся получить государственное возмещение 20 процентов затрат.
Сегодня для оформления федеральной поддержки в любом случае необходимо обращаться к региональным властям, поскольку ее выделение осуществляется только при софинансировании местных бюджетов, где должен быть заложен необходимый объем средств. По моему мнению, получить субсидии сейчас не сложно — данный процесс требует только серьезных временных затрат, однако все усилия вполне оправдываются.

— Каковы итоги работы компании за прошлый год? Каких производственных показателей удалось достичь, и какими они планируются в текущем году?

— Сегодня общая площадь всех наших тепличных комплексов составляет 15 га. На них мы выращиваем в основном гибрид короткоплодных огурцов «Герман» и листовой салат сортов «Афицион» и «Микс». По итогам прошлого года среднегодовая урожайность огурцов составила порядка 50 кг/кв. м, что является одним из наиболее высоких показателей по России при возделывании данной культуры без досвечивания, причем в несезонные периоды. Выращиванием томатов решили пока не заниматься. Площадь наших теплиц сравнительно небольшая, поэтому введение широкого ассортимента культур не имеет экономической целесообразности. Вполне возможно, что с увеличением тепличных площадей мы вернемся к возделыванию томатов, которые сегодня достаточно востребованы у российских потребителей.

По итогам текущего года производственные значения не увеличатся, однако мы ожидаем повышения финансовых показателей за счет улучшения качества получаемой продукции. С начала года в этом направлении мы существенно поменяли стратегию своей работы, что обусловлено происходящими на рынке изменениями. В течение последних полутора лет появилось достаточно много новых предприятий защищенного грунта, пленочных теплиц и небольших фермерских овощных производств, которые стали поставлять свою продукцию, что серьезно повысило конкуренцию в отрасли. При этом потребители все больше отдают предпочтение именно высококачественным и экологически чистым овощам. Поэтому для соответствия тенденциям отрасли мы изменили калибр нашей продукции, ее сортировку и упаковку, ведь в противном случае можно не удержаться на данном рынке.

— Какие современные технологии выращивания культур применяются в теплицах?

— В производственных комплексах используются все новейшие методики и инновационное оборудование — управление микроклиматом, капельный полив, системы увлажнения высокого давления, зашторивания и дренажа, применение лотков и так далее. Выращивание рассады было организовано на гидропонных стеллажных установках с электрическим досвечиванием, которое также используется при возделывании салата.

— Есть ли у компании опыт применения технологии интерплантинга?

— Смысл данной методики заключается в одновременном выращивании старых и молодых растений в одной теплице. Ее можно использовать только при условии достаточного уровня освещения, то есть либо при досвечивании, либо в определенные периоды года, поскольку подсаживаемые молодые растения затеняются уже взрослыми, и им необходимо большое количество света для нормального роста и развития. По этой причине мы пользуемся этой методикой только в весеннее время — в конце апреля и в мае. На мой взгляд, подобный прием очень результативен, ведь он позволяет одновременно получать более качественный урожай в больших объемах, что положительно сказывается на финансовых показателях. Неэффективной данная технология может стать либо при ее неправильной реализации, либо при высоком уровне зараженности в теплице, когда молодые растения быстро и массово погибают.

— Какие способы защиты растений используются на предприятии?

— Мы решили подходить к этому важному вопросу комплексно. В теплицах применяем как разрешенные химические препараты в минимальных количествах, так и биологические методы. В 2008 году мы построили и ввели в эксплуатацию биолабораторию, в которой нашими специалистами выращиваются три вида энтомофагов, впоследствии используемых в теплицах для борьбы с вредителями. Некоторые разновидности полезных насекомых приходится закупать у иностранных поставщиков, что достаточно затратно. Однако их выведение в нашей биолаборатории потребовало бы еще большего объема ресурсов, что нецелесообразно и неэффективно при небольших площадях. Практика применения в теплицах биологических способов защиты растений уже стала мировой тенденцией, которой необходимо следовать, чтобы быть успешным в этом бизнесе. Сегодня потребители предпочитают экологически чистые и безопасные овощи, поэтому предприятия, использующие только химические препараты, постепенно становятся все менее востребованными.

— Каким образом налажен сбыт продукции комбината? С какими трудностями приходится сталкиваться при сотрудничестве с торговыми сетями? Планируется ли развивать собственную розничную сеть, и почему?

— В распоряжении нашего агрокомплекса есть собственный дилерский центр, через который реализуется большая часть производимой продукции. С торговыми сетями напрямую мы сотрудничаем в небольших объемах, хотя наши огурцы и салат поставляются практически во все сети юга России и на прилавки одного из московских ретейлеров. Основная проблема при работе с подобными партнерами — их желание приобрести товар по цене, установленной за две и более недель до его поставки, в то время как наша продукция сильно зависит от сезонности и объемов овощей на рынке в данный момент. К примеру, цена на огурцы в течение всего года сильно колеблется: летом при закупке они могут стоить 20 руб/кг, а зимой — 200 руб/кг. Помимо этого у торговых сетей существует ряд других требований, однако мы всегда стараемся в решении всех проблемных вопросов достичь компромисса. Развивать собственную розничную сеть мы не планируем, поскольку для ее полноценного функционирования необходим внушительный ассортимент производимой продукции, а мы выпускаем только огурцы и салат.

— Испытывает ли комбинат сегодня дефицит работников, в том числе высококвалифицированных? Какие меры по привлечению персонала предпринимаются?

— Проблема нехватки кадров коснулась не только нас, но и многих других тепличных компаний. Ее существование обусловлено активными темпами развития отрасли защищенного грунта и строительством новых предприятий. Несмотря на данные статистики, по моему мнению, количество трудоспособного населения в нашей стране снижается, и такая тенденция наряду с дефицитом квалифицированных кадров сохранится на ближайшие годы. В этой связи мы организовали собственное обу­чение и подготовку новых сотрудников, а иногородним работникам предоставляем комнату в общежитии. В ближайшие годы планируется строительство еще одного подобного дома.

— Регулярно компания и ее продукция завоевывают множество наград. В чем же, на ваш взгляд, залог успешной работы тепличного предприятия?

— По моему мнению, главное в любой деятельности — честно выполнять свою работу, не забывать про свои обязательства как перед государством или кредиторами, так и перед работниками предприятия. При этом необходимо постоянно работать над сокращением затрат и улучшением качества производимой продукции.

— Каковы планы дальнейшего развития агрокомплекса? Планируется ли начинать деятельность в новых аграрных направлениях, увеличивать производственные мощности или осваивать выращивание других культур, например ягодных?

— В ближайшее время планируем окончить строительство новой теплицы площадью девять гектар. Также в нашем распоряжении есть еще один земельный участок, на котором предполагается возобновить выращивание цветов. Данным направлением мы занимались около 5–6 лет назад, однако впоследствии от него отказались, поскольку было принято решение об увеличении площадей возделывания огурца. Цветочный комплекс планируется полностью восстановить, модернизировать и оснастить собственным логистическим центром. Ягодные культуры мы выращивать не собираемся, поскольку пока отсутствуют приемлемые и высокорентабельные для нашей страны и зоны технологии их возделывания. Организация подобного бизнеса выгодна в условиях небольших КФХ и личных подворий, где хозяева могут работать самостоятельно. В этом случае они имеют относительно невысокие затраты и приемлемую себестоимость, однако в рамках крупной промышленной теплицы данный бизнес, считаю, пока неэффективен.

— На ваш взгляд, каковы перспективы развития тепличной отрасли в нашей стране? Какие тенденции наблюдаются в этом направлении сегодня, и что будет ожидать рынок в ближайшие годы?

— В первую очередь, следует ждать еще большего обострения конкуренции в этой отрасли. Сегодня на рынок заходит много новых игроков, увеличиваются объемы производства и поставок тепличных овощей, при этом количество покупателей и их финансовые возможности довольно ограниченны. Необходимо быть готовыми к отмене санкций, допуску турецких томатов и европейской продукции в Россию, что рано или поздно в любом случае произойдет. В подобной ситуации следует внимательно изучать сам рынок и предпочтения потребителей, стараться им соответствовать, просчитывать развитие бизнеса на несколько шагов вперед, разрабатывать новые привлекательные для покупателя продукты, а главное — иметь грамотных специалистов, которые будут применять современные технологии, выращивать правильные гибриды и достигать высоких показателей. Таким образом, необходимо постоянно развиваться, ведь любая компания в стабильном положении никогда не достигает хорошего результата и успеха.

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

dokagen_240x400_VL_4
 
баннер на сайт 2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.