Растениеводство 16 января 2015

Ферма нового формата

Ферма нового формата

В последние годы экопродукция стала популярна во многих странах мира. Постепенно она приобретает известность и в России. Все больше в нашей стране становится людей, понимающих, что питаться нужно не только вкусно, но и с пользой для здоровья. Однако положение экопродукции на нашем рынке продолжает быть непрочным.

В России до сих пор нет законодательной базы в сфере экологической сельскохозяйственной продукции. Нет ни официального понятия «органический продукт», ни его стандартов. Создание профильного закона затягивалось несколько лет, однако в конце 2012 года Министерство сельского хозяйства РФ после обращения экофермеров доработало законопроект. Сейчас документ находится на стадии согласования. О новом законе и его последствиях, о перспективах отрасли экопродукции в России, а также об опыте создания и организации производства органических продуктов рассказал Александр Коновалов, глава КФХ «Экоферма Коновалово» и основатель объединения «Экокластер».

— Сегодня многие говорят об экологически чистых продуктах и необходимости здорового питания. Как сейчас складывается ситуация в сфере производства экопродукции? Каким образом принятие закона об органическом сельском хозяйстве и сертификации экологических продуктов может ее изменить?

— За последние пять лет отношение к еде сильно изменилось. Люди стали более требовательны к тому, что они едят. Словосочетания «местный продукт» и «сезонный» становятся модными среди горожан. Протест в массах людей против штампованных и вредных полуфабрикатов, а также пресных овощей растет регулярно. Некоторые магазины и рестораны все чаще предпочитают покупать фермерские, экологически чистые продукты. Заканчивается то время, когда на прилавках магазинов были синие куры, полутораметровые огурцы, куски блеклого мяса. Процесс отказа от стандартных нитратных продуктов уже начался.

Поэтому сейчас наиболее актуально создание законодательно-правовой базы для экопродукции. После публикации открытого письма фермеров министру сельского хозяйства РФ началась разработка законопроекта, техрегламента и национального стандарта для органических продуктов. Новый закон даст четкие правовые рамки и избавит потребителей от недобросовестных производителей, так как сейчас органическим можно назвать любой товар, не соответствующий экологическим стандартам.

Законопроект — лишь первый шаг к развитию органического сельского хозяйства. Он запускает процесс легализации всех этапов производства экологической сельхозпродукции в России. Параллельно с законопроектом рабочей группой разрабатывается проект техрегламента на органические сельхозтовары и национального стандарта «эко», которые станут основными документами для производителей этих продуктов. Все перечисленное вместе с финансированием в рамках целевых федеральных и муниципальных программ, а также запуск единой системы контроля качества должно дать толчок для развития новой аграрной отрасли в России и ее выхода на мировой рынок.

— Какие технологии и принципы применяются сегодня для производства экологической сельхозпродукции?

— Почти все экофермы работают по одним принципам. Самое главное, чтобы почвы в течение трех лет обрабатывались без применения химических удобрений и пестицидов, иначе их нельзя использовать. Здоровье и плодородие почв необходимо поддерживать с помощью разнообразного севооборота и органических удобрений только микробиологического, растительного или животного происхождения.

Семена должны быть адаптированы к местным условиям, устойчивы к вредителям и сорнякам. И главное — не быть генетически модифицированными. Многие виды работ нужно выполнять вручную, чтобы не нанести вреда растениям и почве.

Бороться с насекомыми-вредителями помогают не химические средства защиты, а птицы, но могут применяться физические барьеры: шум, ультразвук, свет, ловушки или специальный температурный режим.

Животные экофермы обитают в естественных условиях. Они находятся в постоянном движении, поэтому вырабатывают природный иммунитет и не нуждаются в стимуляции антибиотиками и гормонах роста. Летом они пасутся на лугу и сами находят корм. Зимой животных подкармливают экологически чистыми овощами — тыквой, свеклой, картофелем и топинамбуром. Поэтому их мясо обладает неповторимым вкусом и всеми полезными свойствами. При недостатке органической пищи допускается подкормка животных обычным кормом для свиней и кур. Однако кормление генетически модифицированными ингредиентами запрещено, равно как и использование стимуляторов, усилителей роста и костной муки. Органические фермы могут использовать только протестированные и сертифицированные корма.

— Как возникла идея создания экофермы и комплекса для агротуризма? Как скоро окупились вложенные в проект средства?

— Над решением проблемы экологически безопасного питания мы задумались тогда, когда в нашей семье родилась первая внучка. Мы поняли, что пора внимательнее относится к своему питанию. Когда же стали искать органические продукты, то оказалось, что их невозможно купить в Москве. Тогда появилась идея об организации семейного бизнеса, чтобы выращивать продукты питания для собственной семьи, родственников и ближайших друзей. Узнав об этом, многие наши знакомые заявили, что хотели бы участвовать в проекте. Очень быстро информация об экоферме распространилась по окрестностям. Сегодня наше хозяйство на подъеме.

В начале 2009 года в проект было вложено около 32 млн рублей. Через шесть месяцев предприятие вышло на уровень безубыточного производства. За пять лет существования экоферма уже окупила вложенные в нее средства на 90 процентов. Рентабельность подобного проекта зависит от умения найти комплексный подход к его развитию. Нельзя работать в одном сегменте, рассчитанном на один продукт. Многие экофермы производят и продукты питания, начиная с молочных и заканчивая овощами и фруктами, и предоставляют различные услуги своим клиентам, например гостиничные номера, кафе. Именно благодаря тому, что у экофермы несколько источников дохода, она может выжить и динамично развиваться.

— Стоимость экологической продукции на порядок выше обычной. Как организовать ее рынок сбыта?

— В начале работы хозяйства реализация продукции может вызывать сложности. Их каждая экоферма решает по-своему. Мы, например, начали с продажи товаров друзьям и знакомым, которые стали рассказывать другим людям о нашем хозяйстве. В результате количество клиентов выросло в несколько раз, и нам не понадобилась никакая реклама.

Сегодня большинство экоферм реализуют свои товары через интернет-магазины. Наиболее успешные открывают розничные магазины собственной продукции. При этом некоторые из таких хозяйств сами производят товары, перерабатывают их, упаковывают и доставляют покупателям по указанным адресам.

Перед началом реализации своей продукции любому фермеру нужно пройти сертификацию, поскольку она — основа организации рынка сбыта экологических продуктов. Она поможет лишний раз доказать торговым организациям правовой статус органических товаров и то, что они выращены в соответствии с требованиями обычной и экологической безопасности. При выборе сертификата у агрария должны быть все документы, необходимые для реализации экопродукции населению, и статус юридического лица. Еще нужно получить ветеринарное удостоверение на право производства мясной и молочной продукции и ее реализации через торговые структуры. Также потребуется сертификат соответствия на те продукты, которые планируется производить. Свои услуги по сертифицированию продукции активно предлагают западные компании, у которых жесткие требования к производству экопродуктов. Однако стоимость услуг этих организаций очень высока.

— Как вы думаете, нужна ли экопродукция сетевому продуктовому ретейлу? Каким образом настоящие органические товары смогут попасть на полки супермаркетов?

— При сбыте экологической продукции важно, чтобы покупатель мог вовремя получить качественный и свежий товар, поскольку органический продукт — скоропортящийся. Срок годности молочной продукции, например, составляет до 5 суток. Любая же торговая сеть заинтересована в том, чтобы на ее полках находился товар с длительным сроком хранения и минимальной себестоимостью. Деньги за такие продукты можно возвратить поставщику через несколько месяцев после их реализации. Причем если товар испортится, даже по вине сетевого магазина, производитель должен забрать его, не получая денежного возмещения. Нередко торговые сети требуют с экофермеров дополнительную плату за включение продукции в их ассортимент, за рекламу, продвижение товара и различные акции. Такие условия не устраивают аграриев. Но без дополнительных выплат настоящая органическая продукция может затеряться на полках супермаркетов, поскольку товары, имеющие хорошую рекламную поддержку, выкладывают на самом видном месте, а все остальные размещают на периферии, где покупатель может их не заметить. В этом случае экофермерам грозят только убытки от сотрудничества с сетевыми магазинами. На этих условиях с супермаркетами могут успешно сотрудничать только агропромышленные группы с большими денежными оборотами и возможностью своевременно получать банковские кредиты. В этом вопросе на помощь экофермерам должно прийти государство. Оно может сделать так, чтобы торговые сети нашли возможность для выделения под экопродукцию специальных полок на разумных и выполнимых для фермеров условиях. Ведь прибыль от продажи экопродукции намного превышает доход от реализации обычных продуктов. Торговые сети должны быть сами заинтересованы в том, чтобы при реализации натуральных товаров основной упор делался на продажу именно экологически безопасной продукции.

— Как можно заинтересовать российских фермеров выращивать экологические продукты?

— На мой взгляд, если государство будет поддерживать аграриев, занимающихся органическим сельским хозяйством, а через средства массовой информации покупателям станут объяснять, почему экологически безопасный продукт лучше обычного и по какой причине он обходится производителю дороже, то перед экофермерами откроются хорошие перспективы, в том числе и со сбытом продукции. Тогда многие российские фермеры сами захотят перейти на систему органического сельского хозяйства.

Недавно меня пригласили на слушания в Общественную палату Российской Федерации. Многие выступавшие — ученые и представители различных общественных организаций — говорили о необходимости поддержки малого бизнеса, в том числе экоферм. Без этой поддержки сельхозпроизводителям крайне сложно добиться принятия законодательных актов, способных облегчить производство экологически безопасных продуктов в нашей стране.

На привлекательность отрасли влияет и возможность быстрого оформления необходимых документов, и процедура прохождения сертификации. Сегодня в отдельных регионах страны можно получить субсидию на ее проведение. Нашим коллегам из Ленинградской области, например, компенсируют из местного бюджета до 80 процентов таких затрат. В некоторых банках существуют специальные программы для приобретения сельхозтехники экофермерами на льготных условиях, а Минсельхоз страны проводит различные акции через агролизинг. Однако все это требует дополнительного оформления и большого количества документов. Если процедуру получения сельхозтехники и прохождения сертификации упростят, а также разработают дополнительные способы поддержки экофермерства в России, многие аграрии нашей страны присоединятся к этой отрасли.

— Каковы перспективы развития сферы производства экопродукции в России? На ваш взгляд, получат ли в России экологические продукты такое широкое распространение, как в Европе или Америке?

— Отрасль органических продуктов в нашей стране ждет большое будущее. Такие продукты уже давно популярны в Западной Европе, где экофермеры сообща вырабатывают политику, выстраивают систему логистики, поставок, оформления упаковки, ценообразования, выхода в торговые сети. Решают ключевой для любого производителя вопрос сбыта продукции. Западные экофермеры — первопроходцы в этой области. Мы значительно отстаем от них. Главное, чему можно поучиться у наших европейских партнеров, — твердой приверженности высокому качеству продукции. Именно на этот аспект в своей деятельности должен обращать внимание фермер, вступивший на путь органического земледелия. Рано или поздно экофермы станут популярными и в России. Тогда перед ними откроется возможность выхода на региональные рынки, в том числе и зарубежные. С увеличением производственных мощностей экофермеры смогут претендовать на участие в госзаказах на поставки продуктов в детские сады и школы. Однако для развития органического сельского хозяйства в России необходимо решить ряд задач: принятие закона о положении экофермерства, разработать способы поддержки этой отрасли государством с помощью субсидий или дотаций, упростить системы сертификации и другие. Если будет решена хоть часть этих задач, то выиграют от этого все: и производители, и покупатели, и само государство.

Александр Коновалов, глава КФХ «Экоферма Коновалово» и основатель объединения «Экокластер»:

— Если государство будет поддерживать аграриев, занимающихся органическим сельским хозяйством, а через СМИ покупателям станут объяснять, почему экологически безопасный продукт лучше обычного и по какой причине он обходится производителю дороже, то перед экофермерами откроются хорошие перспективы, в том числе и со сбытом продукции. Тогда многие российские фермеры сами захотят перейти на систему органического сельского хозяйства.

Популярные статьи