Растениеводство 30 августа 2015

Игорь Губин, руководитель винодельни «Вилла Звезда»: СТАТУС ВИНОДЕЛИЯ

Игорь Губин, руководитель винодельни «Вилла Звезда»: СТАТУС ВИНОДЕЛИЯ

Виноделие и виноградарство всегда оставались предметом зависти для экономик тех стран, которые не могут себе это позволить. Сегодня винопроизводство в России остается высокотехнологичной и рентабельной отраслью.

Современные экономические условия сказываются на всех сферах сельского хозяйства без исключения. Они формируют и сложности на пути развития, и новые возможности. Все это касается и таких перспективных направлений, как виноградарство и виноделие. Об истории и будущем этого направления АПК рассказал Игорь Губин, руководитель винодельни нового поколения «Вилла Звезда».

— Как родилась идея создания винодельни?

— «Вилла Звезда» стала ответом на потребности рынка. Многие донские бренды являются продолжением истории советского виноделия, а этот проект — нечто принципиально новое, отвечающее современным тенденциям отрасли. Было принято решение работать на основе собственной сырьевой базы. Наши виноградники располагаются на 100 га в уникальном терруаре междуречья Сала и Дона. Продолжением первого пункта стало использование аборигенных сортов. Немалое значение имеет и технология виноделия — была сделана ставка на современность производства, но осознанно сохранен ручной труд. До сих пор на предприятии виноград собирают именно таким способом. Помню удивленные глаза европейских винных критиков, которые однажды при визите в Россию увидели механизированный сбор сырья и транспортировку в огромных ящиках. В других странах к ягодам относятся бережнее. В рамках новой винодельни мы тоже к этому пришли.

— Какого рода продукцией сегодня готово радовать россиян предприятие?

— Основу винотеки составляют сортовые и купажные сухие вина. Полусладкие образцы — больше дань нашему рынку. Российский потребитель пока не готов перейти только на традиционное для всего мира сухое. Важно то, что, выбирая бренд «Долина Дона», покупатель приобретает качественный продукт из собственного винограда. Вино выдерживается в бочках из кавказского, американского и французского дуба. При этом оно остается в доступной ценовой категории.

— Как вы считаете, насколько важно для винодельни принимать участие в международных конкурсах?

— Участие важно и для отдельно взятого винодела, и для российской отрасли в целом. Мне стало обидно, что в ходе недавнего опроса больше половины рестораторов Дона высказали нежелание вносить отечественный продукт в свои винные карты. Предпочтение импортным напиткам сегодня отдают и рядовые покупатели. Впереди традиционно москвичи — они начинают выбирать русскую продукцию. Продвижение и заслуженное признание мировых критиков очень важны для восстановления достойного статуса российского виноделия. Пока нет возможности говорить даже о полном обеспечении отечественным вином собственного рынка, но имя на зарубежном поприще зарабатывается долго, так что стоит начать уже сегодня.

— Насколько продукция вашей винодельни представлена на полках магазинов? Что важно для успешной интеграции в российский рынок вина для молодого предприятия?

— Объемы продаж и доля рынка пока невелики, однако компания стремится не удивлять потребителя, а сделать свой продукт потребностью на каждый день, приучить россиян употреблять вина с едой как гастрономический продукт. Поэтому и стоимость должна сохраняться на доступном уровне. На стартовом этапе для новой винодельни важно достичь баланса между качеством и ценой, а также сохранить постоянство вкуса вина каждого наименования.

— Давайте поговорим о вашей деятельности на посту председателя Союза виноградарей и виноделов Дона. Какие предприятия и по какому принципу объединяет союз?

— Сегодня в него входят пять крупных винодельческих предприятий и 25 КФХ. Это не только представители Ростовской области. К союзу примкнули виноделы из других регионов Дона и Волги: Волгоградской, Самарской, Астраханской, Воронежской областей. Организация имеет статус некоммерческой, и скоро он должен измениться на СРО. Пока идет переходный этап, союз занимается вопросами продвижения донского бренда. После становления в новом статусе полномочия расширятся, и организация сможет выполнять ряд государственных функций: давать представление на образование новых винодельческих географических зон, оказывать содействие виноделам-сельхозпроизводителям — представителям малого бизнеса — в получении акцизных марок по упрощенной схеме.

— Что вы можете рассказать о проекте винных магазинов «Сделано на Дону»? Насколько мне известно, бренд поддерживает донское правительство.

— Марка учреждена Правительством Ростовской области в 2013 году. Она объединила практически все сферы АПК, теперь добавилась и винная отрасль. Обычно добровольное лицензирование проходит отдельно взятое предприятие, но совместно с Департаментом потребительского рынка было принято решение вывести проект на другой уровень — создать единую для всей Ростовской области сеть винных магазинов. Создание подобной сети — решение, обусловленное экономическими реалиями: мелкий производитель не в состоянии сам продвигать продукт, представлять его массово на рынке. Сейчас идея создания винных бутиков обсуждается и в Краснодарском крае.

— В Союз виноградарей и виноделов Дона входят представители КФХ. Какое место на рынке может занимать небольшая винодельня, насколько это рентабельно?

— Виноделие — страсть и энтузиазм, в других странах для мелких производителей еще и бизнес, но в нашей стране пока нет. Мы привлекаем в свои ряды виноделов-«гаражистов», создаем класс фермеров-виноградарей-виноделов. Ранее ни один из них не смог бы получить акцизы для легального создания собственного вина — слишком высоки требования РАР. Благодаря внесенным в законодательство изменениям процесс упростится, и каждый глава КФХ сможет вести торговлю с места или в рамках упомянутой единой торговой сети. Маркетинговые мероприятия забирают львиную долю бюджета даже крупных предприятий, а для малого бизнеса они вообще недоступны.

— Каково ваше отношение к «гаражному» вину? Что необходимо делать в данном направлении в законодательном и других аспектах?

— Такое виноградарско-винодельческое направление при гарантированных льготах и свободах ведения бизнеса будет развиваться гигантскими темпами, поскольку нет более прибыльной отрасли сельского хозяйства, чем виноградарство. Это подтверждается опытом других стран. Одна семья, имея в собственности 10–15 га виноградников, может безбедно существовать. В Ростовской области не используется около 15 тыс. га виноградопригодных земель.

— Насколько российское виноделие нуждается в субсидировании и предоставлении особых условий от государства?

— В этом нуждается любая отрасль сельского хозяйства, а особенно виноградарство и виноделие. Прежде чем сделать вино, необходимо за пять лет до этого купить саженцы винограда, затем их посадить и четыре года ухаживать. Субсидии требуются для создания новых посадок, установки шпалеры на второй год и других работ по уходу за лозой. Не помешает помощь в приобретении техники, которая в России не производится. Скорость окупаемости инвестиций в винной отрасли иная, нежели в других направлениях растениеводства. Реальные деньги виноградарь увидит лишь спустя пять лет, а покрыть расходы сможет только через восемь-девять.

Уже этой осенью Законодательное собрание Ростовской области будет рассматривать законопроект «О развитии виноградарства и виноделия на Дону». Принятие закона позволит закрепить нормы и гарантии для изготовителей: формы господдержки, основные понятия, зоны для производства вин защищенного географического указания и наименования места происхождения.

— Ваши соседи — Краснодарский край и Крым — имеют богатую историю виноградарства и виноделия. Чем может похвастаться Дон? Есть ли какие-либо аутентичные наработки, сорта и другие особенности донского вина?

— Эти регионы в вопросе богатой истории виноделия не конкуренты Ростовской области. Три сорта донского винограда несколько лет назад были отправлены для анализа ученому с мировым именем Жозе Вуйамо. Проверялись образцы по 16 молекулярным маркерам, в результате они не совпали по профилям ДНК ни с одним известным на планете сортом. Значит, виноград на Дон не был завезен европейцами, он существовал здесь приблизительно с VII–VIII века н. э. и является полностью автохтонным. Сегодня это три сорта: «Красностоп золотовский», «Цимлянский черный» и «Сибирьковый». Еще есть минимум семь категорий винограда, признанных аутентичными. Особенности донского виноделия складывались с XVII века, среди них можно выделить производство сладких игристых вин, особую технологию шампанизации и хранения.

— Что можно сказать о виноматериале 2015 года? Допустимо ли для винодельни закупать виноград у других участников рынка?

— В текущем году виноградники сильно пострадали от мороза. Валовый сбор едва ли составит 50 процентов от прошлого года. Только укрывные лозы остались невредимы. Законодательно закупать виноград у других участников рынка можно, но этого делать не стоит, потому что залог производства хорошего вина — качественный виноград с заранее заданными кондициями.

— Насколько в России напряженная ситуация с профессиональными кадрами — виноделами?

— Как и в других отраслях, в виноградарстве существует проблема кадров, однако с этого года в ДГТУ начинает функционировать кафедра виноделия. Университет находится в центре Ростова, обладает мощной научной и материальной базами и обещает привлечь квалифицированных преподавателей-виноделов. Главное, чтобы студенты с начала обучения стажировались на реальных предприятиях и изучали предмет от закладки виноградника до выпуска готовой продукции, то есть становились специалистами широкого профиля.

— Каким вы видите общий вектор развития донского виноделия? Какие задачи ставите перед собой, советом и вашим предприятием на ближайшие 10 лет?

— Основной вектор развития — увеличение количества небольших, до 300 тыс. бутылок в год, виноделен и массовое возникновение мелких винодельческих сельхозпроизводителей и КФХ. Важным направлением работы станет и прирост доли донских производителей на российском рынке. Перед нашим предприятием в ближайшие пять лет стоит задача перехода на другой уровень: улучшение сортового состава и качества сырья. В планах производить 100 процентов вин защищенного географического указания под брендом «Долина Дона», в том числе из автохтонных сортов винограда: «Кумшатского белого», «Сибирькового», «Шампанчика», «Цимлянского черного», «Плечистика», «Красностопа золотовского» и других. Они больше нигде не существуют в мире, поэтому и сами вина будут уникальны. По количественным показателям тоже есть куда стремиться. За 10 лет реально обеспечить минимум на 50 процентов потребности рынка страны по-настоящему российским вином, приготовленным из отечественного винограда. Винодельня «Вилла Звезда» внесет свой вклад в этот процесс.

 

 

Популярные статьи