Техника 31 июля 2017

Михаил Абовьян, бизнес-директор по сельхозтехнике в России и Беларуси ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия», и Анфис Садриев, директор завода CNH Industrial: Время для развития

Михаил Абовьян, бизнес-директор по сельхозтехнике в России и Беларуси ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия», и Анфис Садриев, директор завода CNH Industrial: Время для развития

Беседовала Ольга Рогачева

На протяжении последних лет российский рынок сельхозтехники находился под влиянием существующей в стране экономической ситуации, что привело к постепенному его завоеванию отечественными производителями аграрных машин. Однако потребность аграриев в зарубежном оборудовании по-прежнему остается высокой, что стимулирует многие иностранные компании организовывать собственное производство на территории России. 

Одним из таких производителей, развивающих изготовление и сборку различных аграрных машин в нашей стране, является концерн CNH Industrial, имеющий богатый опыт в создании высокоэффективных агрегатов для сельского хозяйства. Михаил Абовьян, бизнес-директор по сельскохозяйственной технике в России и Республике Беларусь ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» (на фото - слева), и Анфис Садриев, директор завода CNH Industrial (на фото - справа), подробно рассказали не только о российской производственной площадке концерна и основных направлениях совершенствования аграрных машин, но и о главных тенденциях и перспективах развития сельского хозяйства и отрасли сельхозмашиностроения в нашей стране.

— Какие основные тенденции наблюдаются сегодня на рынке сельхозмашиностроения?

М. А.: — Сейчас в сельском хозяйстве сохраняется ориентация на оптимизацию себестоимости производства аграрной продукции за счет применения современных технологий обработки почвы и высокоэффективных самоходных машин. В связи с этим многие компании, в том числе и наша, предлагают широкозахватные орудия для минимального и нулевого способов посева, энергонасыщенные тракторы и комбайны, а также различные агрегаты для ухода за растениями. Постепенно все более востребованными становятся системы автоматического вождения и управления парком техники с применением систем GPS или ГЛОНАСС. Однако при этом одна из характерных тенденций, наблюдаемых сегодня в сельском хозяйстве, — дефицит уборочных машин. На мой взгляд, нехватка комбайнов связана, прежде всего, с недостаточностью платежеспособного спроса среди сельхозпроизводителей. Подобная проблема должна решаться на уровне государства.

— Как вы оцениваете долю компании на рынке сельхозтехники?

М. А.: — На протяжении последних нескольких лет наше предприятие сохраняет свои позиции в отрасли сельхозмашиностроения среди западных брендов, причем по ряду классов тракторов наблюдается стабильный рост. Укрепление положения отмечается в поставках орудий для обработки почвы и посевной техники.

— Каков сегодня уровень локализации компании в России? На ваш взгляд, насколько сложно сегодня соответствовать государственным требованиям в этом направлении?

А. С.: — После полноценного вступления нашей страны в ВТО кардинально изменилось само понимание локализации и основной принцип оценки ее уровня у того или иного производителя. Правительством России в 2012 году было разработано специальное постановление, согласно которому определение локализации исходит из того, какие операции и в каком количестве выполняются на конкретной производственной площадке. К примеру, в отношении сельскохозяйственных тракторов существует всего 16 основных позиций, из которых минимум 15 должны выполняться на территории России, в том числе сборка и производство трансмиссий, двигателя и моста, чтобы выпускаемые на данном заводе машины можно было признать российской продукцией. Наша компания пока из этого списка соответствует только девяти позициям, среди которых изготовление, сборка и сварка кабины, а также выполнение требований к интерьеру и экстерьеру тракторов. В результате уровень локализации производства у нас в России по отдельным компонентам достигает 35–50 процентов, чего пока недостаточно для получения статуса российского производителя.

— Планируется ли увеличивать уровень локализации?

А. С.: — В этом отношении компании предстоит еще большая работа. Сейчас мы находимся в стадии переговоров с различными инстанциями, в том числе с федеральными министерствами, по стратегии дальнейшего развития нашего завода по производству и выпуску сельхозтехники, расположенного в Республике Татарстан.

М. А.: — Нам необходимо определиться, при каком объеме дополнительных инвестиций мы сможем достигнуть необходимого уровня локализации. Но могу сказать однозначно, что компания планирует в дальнейшем развиваться на российском рынке и постепенно увеличивать степень своего присутствия на нем.

— Расскажите подробнее о производственной площадке, расположенной в городе Набережные Челны.

А. С.: — С 2013 года концерн CNH Industrial является единоличным владельцем завода площадью в 47 тыс. кв. м, наполовину принадлежавшего ранее одному известному в России бренду, выпускающему грузовые машины. Само здание, в котором размещаются цеха, было построено в 1976 году, поэтому оно требовало модернизации, а также оснащения современными и высокопроизводительными станками. Для этих целей компания выделила порядка 70 млн долларов. При этом если ранее завод задумывался как только сборочное производство, то сегодня он постепенно реформируется, ориентируясь на собственное изготовление некоторых важных технических узлов.

Серийное изготовление машин на сборочных конвейерах началось в феврале 2012 года, и сейчас на данном предприятии выпускается широкий ассортимент различной сельскохозяйственной техники. Для обеспечения высокого качества продукции и эффективного контроля такого большого производства на заводе была внедрена специальная система управления World Class Manufacturing, сформированы две линии крупноузловой сборки — для тракторов и комбайнов, а также организованы участки для тестовых испытаний.

— Какие производственные процессы осуществляются на заводе?

А. С.: — Предприятие оснащено современными линиями по сборке комбайнов и тракторов, причем кабины для последних полностью собираются на наших производственных площадках. Вообще, эта часть трактора имеет самый высокий класс требований, поскольку должна обеспечивать максимальную защиту оператора от переворачиваний машины, падения различных предметов, проникновения внутрь пестицидов и прочих опасных веществ при проведении обработок полей. Для сборки кабин тракторов на заводе организован специальный цех металлообработки, в котором осуществляется лазерная резка материала и придание ему необходимой формы посредством прессово-гибочных станков с ЧПУ. После этих операций изделие проходит через автоматизированную дробеструйную камеру, в которой металлический каркас подвергается «обстрелу» стальной дробью на больших скоростях из шести сопл. Данный метод позволяет очистить конструкцию от возможных загрязнений, окалин, остатков масел, а также придает поверхности изделия шероховатость, благодаря чему краска впоследствии лучше ложится и дольше держится. В течение часа после прохождения этой процедуры каркас красится на специально отведенном для данной операции участке, включающем моечную, окрасочную и сушильную камеры. На изделия наносятся особые эмалевые составы, обеспечивающие коррозийную стойкость и долговечность продукции. После прохождения всех этапов осуществляется сварка кабины, причем швы проверяются на прочность ультразвуком. Впоследствии происходит полная сборка трактора или комбайна, причем на машины устанавливаются двигатели, являющиеся собственной разработкой концерна CNH Industrial. Качество сборки и надежность техники проверяется путем специальных тестов на стендах динамических и статических испытаний, а также установкой для тестирования ВОМ.

— Какой объем аграрных машин ежегодно собирается на российском заводе?

А. С.: — Сейчас производственные мощности предприятия рассчитаны на выпуск 1500 единиц техники. Самые высокие показатели приходились на 2012–2013 годы, когда удавалось изготавливать по 780 агрегатов в год. В 2015 году наблюдался глубокий спад в производстве по причине известных кризисных событий — завод выпустил только 200 единиц. С точки зрения продаж прошлый год был более удачным, однако объемы сборки техники также были невелики по причине необходимости реализации ранее изготовленных машин. В этом году данные показатели планируется увеличить до 300 агрегатов.

— Завод выпускает продукцию только для России? Планируются ли поставки техники в другие государства?

А. С.: — Изготавливаемая на данном предприятии продукция представлена в нашей стране, Республике Беларусь и Казахстане, однако в основном нацелена именно на российский рынок, отличающийся колоссальным потенциалом роста и большими потребностями в сельхозтехнике. О поставках в другие страны говорить пока преждевременно, поскольку концерн CNH Industrial имеет около 69 заводов по всему миру, поэтому продукция данной компании уже достаточно широко представлена. При этом обычно региональные производственные предприятия выпускают аграрные машины, адаптированные под конкретные агроклиматические условия и существующие требования к локализации производства, поэтому комплектации тракторов и комбайнов на разных заводах обычно неодинаковы.

— В каких направлениях сегодня ведется совершенствование сельхозтехники?

М. А.: — Наша компания постоянно работает над улучшением качества и эффективности выпускаемой продукции, ищет способы снижения себестоимости производства для уменьшения конечной стоимости техники. Мы стремимся производить только передовое и надежное сельскохозяйственное оборудование, поэтому всегда стараемся создавать и внедрять новые технологические решения. К примеру, в прошлом году были представлены два концепта беспилотного трактора на базе различных машин, которые действительно впечатлили очень многих. В основе их работы лежат технологии точного земледелия. В этом году планируется провести полевые испытания данной техники в европейских условиях с целью определения целевой аудитории, разновидностей и объемов сельскохозяйственных операций, которые могут выполнять эти агрегаты. Безусловно, говорить о внедрении подобных машин на полях сельхозпроизводителей достаточно рано, однако, на мой взгляд, это вопрос ближайшего будущего.

А. С.: — Основное направление, в котором многие производители стараются совершенствовать свою технику, — снижение вредных выбросов в атмосферу. К примеру, наша компания проводит разработку двигателя, способного работать на водородном топливе. Уже был сконструирован действующий экземпляр, который прошел необходимые испытания. На европейских заводах концерна также осуществляется создание для тракторов метановых моторов, однако пока они имеют достаточно короткий срок автономности и не способны развивать большую мощность. В этом направлении более перспективными являются разработки двигателей, работающих на сжиженном газе. Данные моторы обладают более длительной автономностью, поэтому над их созданием трудятся многие ведущие производители сельскохозяйственной техники. Другая важная тенденция в сфере совершенствования агарных машин — повышение эксплуатационных характеристик агрегатов. Различные компании, в том числе и наша, стали уделять больше внимания эргономике техники, ее экономическим показателям при эксплуатации и безопасности оператора.

— Как вы оцениваете перспективы роста и развития российской отрасли сельхозмашиностроения?

М. А.: — В 2014 году произошло сокращение рынка аграрных машин, продолжавшееся в 2015 году, в связи с известными экономическими событиями. Однако в прошлом году, как отмечают многие эксперты, началось его постепенное восстановление, которое наблюдается и в текущем году. На мой взгляд, не следует ожидать стремительного роста рынка сельхозтехники, однако можно с уверенностью сказать, что свое развитие он продолжит в течение ближайших нескольких лет.

Популярные статьи