Растениеводство 17 декабря 2018

Михаил Мезенцев, управляющий директор сельскохозяйственного бизнеса TRUCKER: Цифровая логистика

Михаил Мезенцев, управляющий директор сельскохозяйственного бизнеса TRUCKER: Цифровая логистика

Внедрение цифровых технологий во всех отраслях экономики неизбежно приводит к росту производительности труда и конечной прибыли. Этот процесс не обходит стороной и сферу автоперевозок сельхозпродукции. В России уже работают налаженные успешные проекты онлайн-агрегаторов грузоперевозок и внедренные на крупных предприятиях цифровые очереди для автотранспорта. О преимуществах таких внедрений и IT-платформ нашему изданию рассказал Михаил Мезенцев, управляющий директор сельскохозяйственного бизнеса TRUCKER.

— Расскажите, пожалуйста, о сервисе грузоперевозок Trucker. В чем его суть и выгода?

— Сервис «Trucker» начал свою работу в начале 2018 года. Это онлайн-агрегатор грузовых автоперевозок на базе собственного IT-решения, позволяющий клиентам повысить прозрачность и оптимизировать грузовые автоперевозки.

Работает он очень просто: грузовладельцам предлагается заполнить заявку на перевозку на сайте, затем самостоятельно определить стоимость перевозки, которая их устраивает. Наша задача — привлечь на сервис водителей, перевозчиков, чтобы они отреагировали и взяли в работу конкретную перевозку.

У грузовладельца есть контракт с нами, и мы являемся для него службой «одного окна». На практике такое предложение — интересное и уникальное, поскольку в настоящее время у каждого экспортера зерна, к примеру, большое количество сотрудников занято перекладыванием бумаг: проверкой ТТН, счетов, расчетами. Половина бухгалтерии работает на то, чтобы оплатить услуги нескольких десятков ИП, выставить им счета, подписать акты и прочее. Такая деятельность не имеет никакой ценности и добавленной стоимости.

Наш сервис помогает увеличить производительность труда. Речь не идет о сокращении персонала, но о возможности поднять голову, оторваться от текучки, всепоглощающей операционной деятельности и заняться решением настоящих проблем.

В итоге наши клиенты получают сокращение затрат на администрирование автоперевозок, снижение стоимости перевозок за счет редукциона и прозрачность процедуры закупки.

— Как выглядит весь процесс со стороны грузовладельца и перевозчика?

— Грузовладелец регистрируется на сайте trucker.group, подписывает договор с нашей компанией и затем размещает на сайте заявку. В ней указывается место отгрузки и назначения, километраж, ставка тонно-километра, детали отгрузки, контактные данные. В зависимости от договора с грузовладельцем последний делает предоплату, либо мы предоставляем кредитный лимит. Обычно заявка «висит» от 4 до 24 часов в зависимости от груза и срочности. В течение этого времени на заявку откликаются зарегистрированные на сайте перевозчики, которые предварительно проверены и аккредитованы, в том числе с учетом должной осмотрительности. Если есть конкуренция среди перевозчиков, то включается механизм редукциона, в котором побеждает тот, кто предложит лучшую цену. По окончании аукциона перевозчик распределяет в системе свои автомашины, а грузовладелец все это видит. Дальше происходит собственно забор груза и его доставка, обмен ТТН. В конце мы выставляем счет грузовладельцу, и он его оплачивает перевозчику.

— Каким образом аккредитуется перевозчик? Проверяется ли грузовладелец?

— Через нас осуществляется перевозки как с НДС, так и без него. Соответственно, мы запрашиваем у перевозчика отчетность, смотрим его состояние в системах проверки контрагентов типа «СПАРК». В зависимости от рисков, показываемых системой, допускаем к перевозкам. Плюс, конечно, мы получаем всю документацию, относящуюся к водителю и машине: права, техпаспорт, договор аренды и прочее.

Поскольку от грузовладельца мы получаем только денежные средства, и ничего ему не выплачиваем, то проверять отправителя грузов нам нет смысла, за исключением решения вопроса об открытии ему кредитной линии.

— Как происходят денежные расчеты?

— Мы получаем оплату за перевозку от грузовладельца на свой счет, после чего ожидаем от перевозчика по нашим каналам предоставления документов (скан или оригинал ТТН), подтверждающих осуществление успешной перевозки. Только после этого мы производим оплату перевозчику. К примеру, на зерновом терминале «КСК» рядом с окном, где водитель ставит штамп о принятии груза, установлен наш ежедневно проверяемый почтовый ящик для передачи ТТН. Таким образом, расчеты могут происходить в течение суток после выгрузки.

— Сколько на данный момент зарегистрировано в системе Trucker перевозчиков и грузовладельцев?

— На сегодняшний день у нас подписаны договоры с такими крупными компаниями-грузовладельцами, как «Мирогрупп», «Cargill», «Русагро», «Glencore». Что касается перевозчиков, то у нас аккредитовано 5500 автомобилей-зерновозов. Это дает очень большие возможности для перевозок, особенно на юге России.

— Какой объем сельскохозяйственных грузов проходит через ваш сервис?

— Пока объем перевозимого зерна небольшой и не превышает 5000 тонн в месяц. Кроме того, в ноябре через Trucker прошло 7500 тонн сахарной свеклы. Нужно отметить, что активно на зерновой рынок мы вышли только в октябре 2018 года. До этого нашим сервисом был получен колоссальный опыт в перевозке строительных материалов (щебень и песок), объем которых составляет более 7 млн тонн. В настоящее время количество зерновозов позволяет принимать еще большее количество заявок, и перевозчики ищут постоянные надежные источники заказов

— Каковы риски работы в онлайн-агрегаторе грузоперевозок?

— Рисков, связанных именно с использованием IT-платформы, мы не видим. Конечно, существуют общеотраслевые риски, например, неподача транспорта, плохие погодные условия и так далее. Но эти обстоятельства не связаны с работой нашего сервиса. По нашей статистике более 90% заявок выполняются сразу и в полном объеме, а существующие риски нивелируются тем количеством зерновозов, которые готовы откликаться на заявки.

— Работа онлайн-агрегаторов в сфере пассажироперевозок вызывает недовольство части таксистов, возмущенных снижением цен на поездки. Не возникает ли такой проблемы в сфере грузоперевозок?

— Объем ежегодно перевозимой в России автотранспортом сельхозпродукции суммарно составляет не менее 250 млн тонн, и наш сервис еще далек от подобного влияния на рынок. К тому же мы не определяем стоимость перевозки, ее определяют непосредственно заказчик и исполнитель, считая ее для себя справедливой. Например, «Мирогрупп» работает с несколькими перевозчиками, и мы среди них занимаем небольшую долю. Но грузовладелец устанавливает для всех перевозчиков одинаковые ставки. Другое дело, когда в системе появится некая критическая масса заявок, которая разовьет настоящую конкуренцию. Тогда это будет давать снижение цены перевозок и экономию в несколько процентов. Такое мы уже видим в перевозках щебня и песка через наш сервис, когда объем превышает 1 млн тонн в месяц.

— Еще одна IT-услуга, которую вы внедряете в зерновой отрасли — цифровая очередь. Расскажите, пожалуйста, об уже работающих проектах.

— Цифровая очередь — это онлайн-платформа, для организации очереди загрузки и разгрузки груза, а также для контроля движения грузовых транспортных средств. Внедрение цифровой очереди расширяет пропускную способность инфраструктуры на 15% без дополнительных инвестиций. Онлайн-визуализация плановых и прогнозных показателей перевозок транспорта предприятия позволяет быстро реагировать и принимать оперативные решения. Кроме того, предприятие может планировать и прогнозировать перевозки на заданное время. Наши клиенты получают максимальную загрузку своих мощностей по приему и выдачи груза и сокращение стоимости перевозок за счет уменьшения простоя в очереди.

С 1 октября цифровая очередь, внедренная нами, успешно работает на зерновом терминале «КСК» в Новороссийске. Мы дали им инструмент управления квотами, которые они выдают каждому экспортеру зерна, и управления подходящим к терминалу автотранспортом. На «КСК» работают пять экспортеров: «Мирогрупп», «Cargill», «Степь», «Фаит-Кубань» и «Агронефтепродукт». Мощность по приемке терминала составляет примерно 12,5 тысяч тонн в сутки или около 500 машин. «КСК» в нашей системе распределяет квоты между экспортерами, предоставляя на 3-4 дня вперед возможность видеть на сайте очередность прибытия машин и объемы. Экспортер подтверждает получение квоты и назначает своих экспедиторов или перевозчиков на определенные объемы из конкретных мест отгрузки. Экспедитор или водитель регистрирует в системе так называемые тайм-слоты (временные промежутки), в которые машины должны приехать на терминал. По прибытии на терминал машина регистрируется диспетчером и направляется на разгрузку.

Внедрение цифровой очереди навело на терминале колоссальный порядок. Раньше на площадке терминала скапливалось одновременно 300-500 машин, которые стояли и ожидали вызова на разгрузку. В таких очередях машины могли стоять порой больше недели. Очереди зерновозов распространялись на прилегающие улицы и федеральные трассы, вызывая транспортный коллапс в случае, например, штормового предупреждения и отсутствия судов на погрузку. Сейчас количество ожидающих машин редко доходит до 30-40. Теперь, когда терминал «КСК» видит какие-то предпосылки к шторму, он просто перестает выдавать квоты, и зерновозы даже не выезжают в рейс, пережидая непогоду дома, ожидая квоту на заезд. В итоге работают, казалось бы, простые вещи, но экономящие большое количество времени и денег. Время простоя автотранспорта на разгрузке сократилось минимум на 30% в связи с введением очереди. Действует четкий принцип: как только машина начинает перевозить, а не стоять — цена перевозки снижается.

Сейчас мы запускаем в тестовом режиме цифровую очередь на сахарном заводе агрохолдинга «Доминанта». Предприятие сталкивается с проблемами, присущими для всех регионов и многих отраслей АПК: неравномерность подвоза продукции с полей, утренние пробки, скопление машин в очереди, избыток машин на линии. Большинство предприятий действуют по принципу обеспечения запаса машин, гарантируя излишним количеством транспорта вывоз продукции, повышая тем самым стоимость перевозки на единицу продукции. Но при выстраивании четкой прозрачной цифровой очереди необходимость в лишних машинах отпадает, стоимость перевозки снижается и, соответственно, увеличивается прибыль предприятия.

— 2018 год заканчивается, и, конечно, традиционный вопрос: какие планы компании на 2019 год?

— Наша компания минимальной планкой на 2019 год ставит перевозку с помощью сервиса Trucker более 1 млн тонн сельскохозяйственных грузов и внедрение цифровой очереди на 20 предприятиях.

Популярные статьи