Олег Петриченко, генеральный директор ГК «Здоровая ферма»: Укрепление позиций

0 499

Беседовала Анастасия Кирьянова

Согласно Государственной программе развития сельского хозяйства, производство скота и птицы на убой к 2020 году должно составить 14,45 млн т в живой массе. Только за последние два года были достигнуты впечатляющие успехи на пути достижения поставленной цели: объемы производства свинины выросли с 2014 года до четырех миллионов тонн, а мяса птицы — до шести миллионов тонн.

Пока обеспеченность внутреннего рынка свининой по разным оценкам составляет 85–90 процентов, по мясу птицы этот показатель уже достигает 100 процентов. В этой ситуации вполне закономерными являются вопросы возможного перенасыщения рынка и дальнейшего его развития, поиска других направлений для развития бизнеса животноводческих предприятий, а также перспективы экспорта отечественной продукции. Олег Петриченко, генеральный директор Группы компаний «Здоровая ферма», занимающейся выпуском охлажденных и замороженных продуктов из мяса птицы и свинины, а также производством яиц, рассказал не только об итогах работы компании и реализованных за последние годы проектах, но и о том, в каких направлениях сегодня стоит развиваться животноводческим компаниям, какие товары наиболее востребованы у потребителей, а также об экспортных перспективах российской мясной продукции.

— На ваш взгляд, как в этом году развивались птицеводство и свиноводство в нашей стране? Каких результатов можно ожидать, и какие изменения произошли в этих отраслях?

— Если в 2015 году птицеводческое направление демонстрировало достаточно активный рост — за год он составил порядка восьми процентов, то в 2016 году наблюдалось некоторое замедление темпов развития. Это связано с увеличением производства и как следствие — перенасыщением рынка. Теперь его будут осваивать в первую очередь крупные традиционные игроки, у которых развита логистика и дистрибуция. Я предполагаю, что в ближайшие 5–7 лет ключевым стимулом роста птицеводческой отрасли станет расширение и модернизация действующих предприятий, а строительство и ввод новых объектов будут поддерживать валовое производство только отчасти. Сейчас многие компании находятся на стадии завершения возведения площадок по откорму бройлеров, мясопереработке, инкубации яиц, поэтому увеличение объемов выпуска мяса птицы в ближайшие годы продолжится. Почти все крупные производители, ранее начавшие инвестировать в комплексы, будут наращивать объемы, масштабируя бизнес до плановых показателей.

Свиноводческая отрасль в прошлом году отличалась значительными темпами прироста производства мяса. Существенному увеличению поголовья свиней и выпуска свинины в России в последние годы способствовало падение объемов импорта, которое произошло в результате девальвации рубля, а также продовольственных санкций. Кстати, по итогам 2016 года Челябинская область входит в пятерку регионов-лидеров по производству мяса птицы и свинины. По курице наш федеральный субъект находится на втором месте, выпуская порядка 200 тыс. т мяса, по свинине — на четвертом месте, нарастив поголовье до 920 тыс. голов, что больше показателя за 2015 год на 11 процентов.

— Вы прогнозируете развитие крупных предприятий на птицеводческом рынке. На ваш взгляд, каковы перспективы мелкого и среднего аграрного бизнеса в этом направлении?

— Вероятнее всего, подобные организации будет ожидать поглощение. Известно, что значительную часть в структуре себестоимости сырья занимают корма и ветеринарные препараты. Поэтому при производстве мяса птицы и свинины в малых объемах весь процесс становится невыгодным и нерентабельным. Кроме того, продажи подобных товаров осуществляются в основном через розничные сети и распределительные центры, договориться с которыми малому и среднему бизнесу значительно труднее, чем крупным пищевым производствам.

— Каковы ожидания компании по итогам 2016 года? Насколько увеличились мощности холдинга по выпуску птицеводческой и свиноводческой продукции?

— За последние годы мы существенно нарастили собственные мощности, в результате чего наше предприятие является крупнейшим производителем яиц, птицы и свинины на Урале. Сегодня две птицеводческие площадки полного цикла, то есть оснащенные инкубаторами, птичниками и убойно-перерабатывающими комплексами, производят около 150 тыс. т мяса птицы в год каждая, а показатели свиноводческого предприятия составляют порядка 20 тыс. т свинины. В группу компаний также входят комбикормовый завод с ежегодной производительностью 400 тыс. т корма и яичная птицефабрика мощностью 600 млн яиц в год.

В 2017 году предприятие планирует увеличить годовые объемы выпуска мяса птицы на треть, свинины — на 10 процентов, готовой продукции — на 60 процентов. Также мы ориентированы на прирост выручки свыше 10 процентов в новом году, для чего создаем эффективный ассортиментный портфель, решаем вопросы баланса сырья и мощности переработки птицы в продукты с добавленной стоимостью, оптимизируем структуру продаж по каналам и повышаем клиентский сервис.

— Какие еще изменения произошли в работе компании в этом году? Какие проекты были реализованы?

— В прошлом году мы внедрили решения, которые наиболее полно удовлетворяют спрос современного потребителя и улучшают деятельность компании. Например, была увеличена доля реализации охлажденной продукции в тех каналах продаж, которые могут обеспечить необходимые условия для хранения данных товаров. Кроме того, мы повысили долю мясопереработки в части продуктов, дающих потребителю готовые решения по приготовлению блюд, — продукция глубокой переработки, фарши, полуфабрикаты, колбасы и так далее.

Компания активно реализует проекты развития бизнеса в смежных направлениях. К примеру, в скором времени свинокомплекс «Родниковский», входящий в нашу группу, получит статус племенного завода. Это позволит предприятию кроме выращивания свиней для собственных нужд заниматься продажей мясных пород сторонним лицам. Сегодня поголовье свинокомплекса насчитывает 800 чистопородных свиней, для оплеменения которых будут использоваться две породы: крупная белая и ландрас канадской генетики.

Мы инвестируем в автоматизацию процессов на предприятии: производственные линии, склады, линии набивки колбасы, термокамеры, упаковка и так далее, активно внедряем ERP-системы для управления бизнес-процессами. Автоматизация — стратегическое направление, в котором наша компания желает двигаться, в будущем перестроив все производство по этому принципу. Она повышает конкурентоспособность компании за счет увеличения производительности труда, повышения уровня качества и как следствие — интереса к продукции со стороны потребителей.

— Помимо выращивания животных и птицы в компании осуществляется переработка и производство мясной, колбасной продукции и полуфабрикатов. Почему было принято решение развивать это направление? На ваш взгляд, может ли средний аграрный бизнес самостоятельно наладить выпуск подобных товаров?

— Глубокая переработка — одно из перспективных направлений деятельности. На фоне перенасыщения рынка мясом птицы колбасы, ветчины и полуфабрикаты являются востребованными продуктами у покупателей, поскольку сегодня потребители все чаще выбирают готовые решения: блюда, которые можно приготовить без продолжительных временных затрат и употребить в этот же вечер.

Наша группа компаний является одним из крупнейших производителей мяса птицы и продукции его переработки, поэтому в 2016 году мы инвестировали в собственный мясоперерабатывающий завод порядка 300 млн рублей. Мощность площадки составляет около 20 тыс. т продукции переработки, а ассортимент выпускаемых товаров включает в себя примерно 250 наименований. Сегодня мясоперерабатывающий завод реализует продукты, разработанные с учетом как классических, так и оригинальных рецептур.

— Какие новые технологии обработки и переработки мяса используются на предприятиях?

— На наших производственных площадках применяются опыт и достижения ведущих в сфере птицеводства и мясопереработки компаний. В птичниках установлено самое современное оборудование для содержания птицы от немецкой компании Big Dutchman — всемирно признанного лидера в данном направлении, предлагающего революционные решения для птицеводческих предприятий. На мясоперерабатывающем комплексе установлена высокотехнологичная убойная линия от голландской компании Meyn, а также оборудование для обработки и переработки мяса от американского производителя Chick Master и других предприятий: Webomatik, Bizerba, Handtmann, Autotherm, Haarslev, Metalqimia, Hajek. Для нас важно выпускать продукцию высокого качества, поэтому мы сотрудничаем только с ведущими мировыми производителями перерабатывающего оборудования.

— Сегодня все чаще говорят о необходимости выхода российской птицеводческой и свиноводческой продукции на мировые рынки. На ваш взгляд, каковы перспективы отечественных товаров за рубежом? Какие страны могут стать нашими партнерами?

— Многие сельскохозяйственные производители видят перспективу в развитии экспорта. Сегодня есть все ресурсы для выхода российской мясной продукции на международный рынок, и, на мой взгляд, в ближайшем будущем наша страна будет достаточно конкурентоспособной, чтобы экспортировать мясо. При этом речь идет только о поставках замороженной продукции, так как вывозить охлажденное мясо будет слишком затратно с точки зрения логистики и мало реалистично.

На внешнем рынке нашими партнерами могут стать восточные страны: Китай, ОАЭ, Катар, Египет и другие. Проблема в том, что об экспорте Россия пока договаривается в основном с мусульманскими государствами, которым совсем не нужна свинина. В этом смысле мы готовы предлагать пока только мясо птицы.

— Каковы планы компании по выходу на мировой рынок? Какие решения принимаются для этого?

— Наше предприятие планирует развивать сотрудничество с КНР: уже были проведены рабочие встречи с представителями нескольких китайских компаний, где мы подробно рассказали о своих продуктах. В планах поставлять как традиционно любимые в Китае мясные деликатесы, то есть отборные куриные лапки, свиные пятачки, копыта, хвосты, так и непосредственно мясо птицы и свинины. Наша компании активно готовится к началу поставок своей продукции в КНР, решая при этом ряд важных вопросов, связанных не только с оформлением документов и ветеринарной сертификацией, но и с подготовкой оборудования, а также соблюдением требований к экспортируемому продукту. К примеру, в России средний вес тушки цыпленка-бройлера равняется 1,7 кг, в то время как в Китае этот показатель составляет 1–1,3 кг. Для производства такой продукции нашему предприятию требуется время, чтобы наладить все бизнес-процессы в соответствии с требованиями страны-импортера.

— Сегодня многие производители, особенно небольшие хозяйства, интересуются выращиванием индеек и других экзотических видов мяса. Насколько подобный бизнес востребован и рентабелен? Стоит ли этим заниматься как крупному предприятию, так и небольшому фермеру?

— На мой взгляд, подобный бизнес слишком узкоспециализированный и связан с высокими затратами. Например, выращивание и содержание индейки требует дополнительных денежных средств и участия специалистов, которых в нашей стране крайне мало, что также удорожает весь производственный процесс. Все это влияет на конечную стоимость продукта. В итоге этот дорогостоящий товар, находящийся в магазине на одной полке с более дешевой курицей, имеет меньший спрос у потребителей. За рубежом, где индейка пользуется большим спросом у покупателей, производители долгое время растили интерес к данному виду мяса. В России же на фоне рынка, заполненного недорогим мясом курицы, придется потратить много денежных и временных ресурсов, чтобы интерес к индейке хотя бы приблизился к уровню интереса к курице. Несмотря на это, в нашей стране существуют примеры удачного промышленного выпуска мяса индейки, но таких предприятий единицы. Также мы не прогнозируем роста производства прочих экзотических видов мяса.

— В этом году продукция холдинга заняла призовые места на выставках «Золотая осень» и World Food. Каковы планы дальнейшего развития компании? Планируется ли расширять производство или географию продаж, и в каких направлениях?

— В наших планах — укрепление позиций предприятия на территории всей страны. Поэтому победы на выставках российского и международного уровня являются признанием заслуг холдинга, и мы готовы дальше поддерживать и укреплять любовь к нашей продукции.

Сегодня группа компаний уже является крупнейшим на Урале агропромышленным предприятием по производству куриного мяса, свинины, яиц, колбас, деликатесов и полуфабрикатов и реализует свои товары в Свердловской, Челябинской, Курганской, Тюменской областях, в Пермском крае, в Республике Башкортостан, а также на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В ближайшие годы мы планируем выйти на рынки Северо-Западного, Приволжского, Центрального и Южного федеральных округов и представлять свою продукцию во всех крупных розничных сетях страны.

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

 TeeJet_UniPilot_240x400_030117

Velenta_240x400_VL_4
баннер на сайт 2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.