Agro_evrohim_VL_3

Оптимизировать развитие: Константин Клюка, генеральный директор АПХ «Промагро»

0 1007

Беседовала Анастасия Кирьянова

Несмотря на достаточную насыщенность рынка свинины и наметившееся обострение конкуренции, многие компании, работающие в этой отрасли, активно стремятся к дальнейшему развитию, наращиванию объемов выпускаемой продукции и увеличению степени своего присутствия. Решаются данные задачи во многом за счет грамотного подхода к ведению бизнеса.

С целью повышения эффективности работы компании обычно принимают различные решения, многие из которых направлены, прежде всего, на сокращение затрат. Однако в этом направлении существуют другие возможности, позволяющие не менее активно стимулировать развитие предприятия. Константин Клюка, генеральный директор АПХ «Промагро», подробно рассказал об итогах работы холдинга в прошлом году, решениях, позволивших достичь впечатляющих результатов, о новых масштабных планах и перспективах отрасли в целом.

— На ваш взгляд, как складывается сегодня инвестиционный климат в свиноводческой отрасли? Рентабельно ли открывать новые предприятия и расширять уже функционирующие при текущем уровне производства?

— Сейчас на рынке свинины достигнут баланс, поэтому существуют определенные риски. С учетом экспорта, открытия импорта и запланированных инвестиционных проектов крупных компаний объем предложения в ближайшие 3–4 года превысит размеры потребления, что приведет к снижению цен и падению рентабельности. Данный бизнес в целом можно назвать прибыльным, и существует возможность на нем зарабатывать, однако эффективность новых проектов в ближайшей перспективе будет ниже, чем у существующих объектов.

— Какие решения следует принимать компаниям и в каких направлениях им лучше развиваться в текущих условиях?

— Сейчас в свиноводческой отрасли укрепляется конкуренция, поэтому профильным предприятиям следует направлять все свои усилия на внутренние ресурсы, то есть сосредоточиться на повышении производственных показателей и маржинальности разделок, а также на снижении издержек и стоимости кормов.

— В предыдущие годы экспертами отмечалось снижение потребительского спроса на свинину. Каким образом изменилась данная ситуация в прошлом году и почему?

— Пик потребления свинины наблюдался в 2013 году — в этот период оно составило 26,6 кг/чел. в пересчете с убойного веса, однако в последующие два года для отрасли было характерно снижение этого показателя. С 2016 по 2017 годы была зафиксирована положительная динамика — в 2017 году потребление данного продукта составило 25,7 кг/чел. В прошлом году сокращение импорта было компенсировано внутренним производством, поэтому потребление свинины находилось примерно на уровне 2017 года.

— Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию этого рынка в нашей стране? Как вы оцениваете его экспортный потенциал? Какие направления наиболее перспективны для нашей страны?

— Я думаю, в ближайшие 2–3 года его ждет насыщение, следовательно, предстоит снижение цен на свинину. В связи с этим многие компании станут искать альтернативные варианты сбыта продукции и обратят внимание на экспорт и, в первую очередь, на рынки азиатских стран. Несмотря на закрытость, уже сейчас поставки российского мяса на них продолжают увеличиваться значительными темпами. Так, в 2017 году объем экспорта данного товара из России составил 72 тыс. т, причем значительную долю в нем занимали более дешевые по сравнению со свининой субпродукты. Как и многие компании в нашей стране, мы планируем выход на экспортные рынки, однако он сопряжен с определенными рисками и трудностями, например соответствием требованиям государств по спецификации продукции, возможностью закрытия границ, различиями фитосанитарных норм и другими.

— Расскажите подробнее о результатах работы компании в свиноводческом направлении за последний год. Каковы общее поголовье животных, объемы производства и выпуска товара? Какие проекты были реализованы, и какие новые направления были освоены?

— В прошедшем году на предприятии наблюдалось улучшение всех показателей. Так, холдинг произвел 171 тыс. т комбикормов, в то время как годом ранее данная цифра составляла 127 тыс. т. Производство свинины в живом весе выросло на 23% — до 53,3 тыс. т, а выпуск полуфабрикатов — 
в 2,5 раза. Помимо этого, в прошлом году было изготовлено 39 тыс. т охлажденного мяса, что оказалось на 20% больше, чем в 2017 году. Более того, в текущем году мы планируем произвести уже 46 тыс. т данной продукции.
Основная причина улучшения показателей — слаженная работа холдинга и развитие производственных мощностей. В частности, в 2018 году были запущены новые площадки для откорма животных на свиноводческом комплексе «Оскольский бекон – 2», что позволило увеличить вес реализации свиней. Кроме того, в начале прошлого года началось строительство пяти корпусов для выращивания ремонтных особей, а имеющиеся отделы были реконструированы. Подобные решения дали возможность упорядочить производственную цепочку и сделать ее более гармоничной.

— С какими поставщиками аграрного оборудования налажено сотрудничество сегодня? Как используются на предприятии технологии роботизации и автоматизации производственного процесса?

— Работу мясоперерабатывающего завода обеспечивают современные установки преимущественно европейских производителей. К сожалению, в России сейчас отсутствуют их аналоги по техническим характеристикам и показателям. Так, оборудование для убоя скота мы приобретаем у немецкой компании Banss, комплексные решения для обвалки — у голландской фирмы Marel, машины для этикетировки — у Bizerba, для вакуумной упаковки и мелкого куска — у предприятий Ulma и Multivac соответственно. Помимо этого, мы активно используем автоматизированное оснащение. К примеру, на мясоперерабатывающем заводе функционирует роботизированный буферный склад, позволяющий без участия человека перемещать и накапливать полуфабрикаты. Также в прошлом году мы купили автоматический порционер. Он взвешивает кусок мяса, определяет его объем и, исходя из этих параметров, устанавливает плотность продукта. После этого машина самостоятельно нарезает его на порции, заданные либо по весу, либо по количеству. Производительность установки — около двух тонн в час.

— Какие действия предпринимаются компанией в целях сокращения издержек, совершенствования производства и улучшения бизнес-процессов?

— Для уменьшения расходов мы реализуем различные решения. Среди них — оптимизация работы сотрудников, отказ от операций, которые не приносят пользы, например сортировки поросят по полу на этапе доращивания или применения инъекций витаминных препаратов. Помимо этого, хорошие результаты приносит повышение веса животных до 127–130 кг, стандартизация выполнения ряда процедур, улучшение генетики поголовья, увеличение объемов производства мясокомбината при имеющихся мощностях. Также мы стараемся складывать зерно в рукава, поскольку данная технология по сравнению с 
элеваторами выгодно отличается существенным удешевлением стоимости хранения и минимальными ограничениями по объему продукции. Среди факторов, повлиявших на улучшение операционных значений, — модернизация процессов управления. Например, была принята стратегия развития холдинга на пять лет, согласно которой были определены основные цели компании и внедрена система мотивации для всех сотрудников, основанная на производственных показателях.

— Расскажите подробнее о работе собственного центра получения семени. С чем было связано решение о его открытии?

— Действительно, в структуру холдинга входит отдельно стоящий комплекс по выпуску семени, предназначенный для обеспечения данным материалом ферм по воспроизводству. Создание подобных центров — общепринятое явление в нашей отрасли, поэтому решение о его возведении было вполне закономерным. Данное предприятие рассчитано на 240 мест, но пока в нем содержится 120 хряков. В комплексе установлено оборудование немецкой компании MiniTub.

— Каким образом предприятие предполагает развиваться в племенной сфере?

— Мы уже завозим животных из Канады, Курской области и Краснодарского края. В первом случае поставляются чистопородные племенные особи для пополнения маточного стада, а во втором — ремонтные свинки для воспроизводства. Сейчас мы содержим представителей пород крупная белая, ландрас и дюрок, а с недавнего времени к ним присоединились животные породы PIC337, позволяющей получать мясо другого качества. Используемые разновидности были выведены в Канаде, поэтому полностью отказаться от них мы, скорее всего, не сможем, поскольку для поддержания чистоты породы необходимо периодически привозить племенных производителей.

Одно из важных направлений нашей деятельности — улучшение генетики поголовья свиней. С этой целью мы также планируем завозить новые породы животных с более совершенным набором генов из России и других стран. Всего, по предварительным данным, в генетическое развитие будет инвестировано около 
700 млн рублей. Сейчас в холдинге ремонтные свинки выращиваются на откорме, но в прошлом году началось строительство специальных корпусов для них. Отдельно стоящие здания планируется соединить с комплексом осеменения переходной галереей. В результате сразу после отъема свинки весом шесть килограммов будут поступать напрямую в корпус саморемонта, а после выращивания и бонитировки будут переводиться в отдел осеменения.

— Каковы другие планы дальнейшего развития компании? Предполагается ли реализовывать новые инвестиционные проекты, развивать новые сферы?

— Наша компания развивается одновременно в нескольких направлениях. Прежде всего, мы хотим занять конкурентное место и стать значимым игроком на рынке. Основной вектор развития комбикормового производства — повышение объемов выработки для обеспечения кормами всего поголовья. В прошлом году выпуск кормов увеличился более чем на треть по сравнению с 2017 годом за счет проведения модернизации и частичного обновления парка грануляторов на наших предприятиях. В 2019 году данные заводы ожидает более масштабная реконструкция, поскольку мы стремимся продолжить наращивание объемов производства. По этой причине все оборудование в цепочке изготовления комбикормов, то есть дробилки, смесители, поточно-транспортные системы и прочее, будет заменено на более эффективное. Более того, мы планируем приобрести новый зерносушильный комплекс для сушки кукурузы, что позволит осуществлять ее приемку более высокими темпами в благоприятных погодных условиях. Подобное решение положительно скажется на качестве зерна.

Помимо этого, мы активно развиваем льноводческое направление, в рамках которого ведется строительство практически первого за последние 30 лет российского льноперерабатывающего завода. В XX веке наша страна была одним из главных поставщиков семян льна на мировом рынке, и сейчас данное направление, по моему мнению, является интересной перспективой развития для нашей компании. Также мы рассматриваем сферы прядения и ткачества, а в рамках становления дивизиона «Текстиль» внимательно следим за ситуацией на рынках хлопка и конопли.

— Какие советы вы можете дать начинающим аграриям и тем, кто собирается начать свой бизнес в этой отрасли?

— В первую очередь, хотелось бы обратить внимание на необходимость составления финансовой и маркетинговой моделей — традиционных для всех проектов пунктов. Их нужно тщательно изучить с учетом всех рисков и особенностей аграрного направления. Например, следует помнить, что данный бизнес независимо от отраслевой принадлежности является достаточно волатильным, поскольку зависит от ряда внешних и не всегда контролируемых факторов — погодных условий, урожайности, распространения заболеваний и прочего. По этой причине цены на продукцию агросектора зачастую подвержены колебаниям на рынке. Помимо этого, в большинстве стран АПК контролируется государством, поскольку является стратегически важным направлением. По моему мнению, существует как положительная, так и отрицательная стороны такого надзора. К первой относится предоставление различных мер государственной поддержки, а ко второй — отсутствие постоянной возможности пользоваться условиями свободного рынка. Данный фактор также оказывает определенное влияние на становление аграрного бизнеса. В любом случае следует помнить, что сельское хозяйство — консервативная отрасль, для входа в которую необходима тщательная подготовка. При этом важно не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться и изучать новые направления деятельности. Только при соблюдении этих условий возможно достижение отличных результатов.

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.