Техника 29 октября 2015

Ральф Бендиш: о CLAAS в России

Ральф Бендиш: о CLAAS в России

Сегодня производители сельхозтехники в нашей стране не останавливают свою деятельность, а наоборот, активно расширяют контакты с сельхозпроизводителями, разрабатывают специальные программы сотрудничества, а также возводят новые предприятия. О тенденциях, складывающихся сегодня на этом рынке, о будущем открытии в Краснодарском крае второго завода по производству аграрных машин, а также о перспективах развития сельского хозяйства страны и компании «Журналу Агробизнес» рассказали доктор Генри Пуль, член совета директоров концерна CLAAS, и доктор Ральф Бендиш, генеральный директор ООО «КЛААС».

 — Каким образом экономические события повлияли на рынок сельскохозяйственных машин в России? Каков сегодня уровень спроса в этой отрасли?

Р. Б.: — Безусловно, реакция рынка на происходящие внутри страны события существует. Особенно сильное влияние на спрос и развитие отрасли сельхозмашиностроения оказал курс рубля. На мой взгляд, санкции оказывают положительное влияние на сельское хозяйство, дают ему толчок для дальнейшего развития. Спрос на сельхозтехнику должен расти, поскольку необходимо развивать и наращивать производство продовольственных товаров. Но пока рост не наблюдается в той мере, в какой хотелось бы всем участникам рынка, и как было бы логично, исходя из необходимости увеличения объемов производства аграрных товаров. Сейчас инструменты финансирования имеют большее воздействие на рынок, чем стимулы наращивания сельхозпродукции. Производители техники видят и понимают, что сегодня аграрии страдают от нехватки финансовых ресурсов. По этой причине снижается спрос на сельскохозяйственные машины, и продажи этого продукта падают. В целом оздоровления агропромышленного комплекса страны пока не наблюдается.

 — В сложившейся экономической ситуации многие сельхозпроизводители урезают инвестиционные программы, откладывают покупку новой аграрной машины и уделяют внимание именно техническому и сервисному обслуживанию уже имеющихся на предприятии агрегатов, продолжая работать на них. На ваш взгляд, оправданы ли экономически подобные действия?

Р. Б.: — Если бы я был руководителем сельхозпредприятия, то сделал бы так же, поскольку расходы на сервис, обслуживание и ремонт техники обычно финансируются из оборотного капитала. Приобретение новых машин же происходит из средств резервного денежного фонда компании. При этом еще до кризиса далеко не каждая российская организация имела возможность полностью за собственные денежные средства приобрести дорогостоящую новую сельхозтехнику. Обычно предприятия для достижения этой цели обращаются в различные финансовые институты, банки и получают кредиты. Сегодня же кредиты неподъемны и разорительны для аграриев. Существующая кредитная ставка и правила выдачи заемных средств приостанавливают любую инвестиционную деятельность в отрасли и частично в самом бизнесе. Поэтому страдает сельское хозяйство в целом, включая всех участников этого рынка.

Однако новая, более совершенная сельскохозяйственная техника может помочь предприятию в получении более высоких результатов и доходов. Передовые сельхозкомпании стараются работать только на самых современных машинах, причем лишь в срок наиболее выгодной эксплуатации агрегата, например, 2–3 года или 5 лет, а потом технику меняют на новую. Сейчас отход от этой стратегии своевременного перехода на усовершенствованные и более экономичные агрегаты ведет к тому, что развитие сельского хозяйства страны будет замедляться и терять свою конкурентоспособность. Весь мир работает на самом передовом оборудовании, а отечественные сельхозпроизводители не могут обновлять парк техники согласно своим планам и требованиям аграрной технологии.

Г. П.: — Необходимо понимать и помнить, что чем дольше используется аграрная машина, тем выше становятся расходы на ее обслуживание. С каждым годом техника, которая выходит из оптимального срока службы, становится все более дорогой для сельхозпроизводителя. Для каждого агрария важно эффективно вести дела, но это возможно только при сокращении расходов, в том числе на обслуживание техники. Еще один результативный путь ведения хозяйства — увеличение доходности, что достигается благодаря повышению объемов собранного урожая. Для этого аграрию нужна мощная высокопроизводительная сельскохозяйственная техника, чтобы максимально собрать весь урожай с полей в короткий период жатвы. Поэтому экономически выгоднее инвестировать в приобретение новой аграрной машины.

 — Второй в Краснодарском крае завод CLAAS был введен в эксплуатацию осенью этого года. Как повлияла на строительство экономическая ситуация?

Р. Б.: — События, произошедшие в экономике России, никак не повлияли на возведение предприятия. Текущая деятельность и бизнес компании не связаны с происходящими явлениями, поэтому они не могут как-либо ускорить или замедлить ход строительства второго завода. Его возведение идет по плану и согласно срокам.

Г. П.: — Сегодня российские сельхозпроизводители нуждаются в современной сельскохозяйственной технике не одного, а нескольких производителей. С инвестированием в 120 млн евро компания сможет выпускать из нового завода около двух тысяч комбайнов в год, причем как для внутреннего рынка, так и для экспорта. Эти два фактора мотивировали концерн на строительство второго предприятия в России, поскольку для такого обширного рынка необходимо иметь уровень локализации производства не менее 50 процентов. Это позволит компании предложить российским аграриям оптимальные условия приобретения и обслуживания сельхозтехники, а также обеспечить рынок достаточным количеством аграрных машин.

 — Как изменится уровень локализации компании с вводом в эксплуатацию второго завода?

Р. Б.: — На протяжении последних 12 лет работы в России компания постепенно увеличивала уровень своей локализации в стране, привлекая все больше внешних поставщиков. Ранее предприятие занималось только сборочными работами, при этом комплектующие закупались за границей. Сегодня с концерном сотрудничает более 40 российских поставщиков, предоставляющих детали и комплектующие машин. Старт производства на новом заводе будет означать, что компания сможет собственными силами осуществлять полный цикл создания комбайнов, включая раскрой материала, изгиб, сварку, покраску и сборку. Благодаря введению еще одного предприятия производственная площадь организации увеличится почти в 10 раз, а мощность завода — в два раза, поскольку повысится сама глубина переработки. Сейчас оборудуются цеха, которых раньше у предприятия не было, — мехобработка, раскрой материала, сварка и покрасочный отдел. Все оборудование, предназначенное для использования, отвечает высоким общемировым требованиям. Например, покрасочная линия будет работать на водоэмульсионных и порошковых красках. На новом производстве будут использоваться те же технологии, что и в головных компаниях в других странах мира.

Г. П.: — Концерн инвестирует в современное оборудование в цехе металлообработки и покраски, поэтому техника, которую планируется выпускать на новом заводе, будет такого же качества, как и произведенные в других странах машины. В начале работы с поставщиками компания всегда проводит для них курсы повышения квалификации, для того чтобы они могли поставлять именно те материалы, которые соответствуют стандартам завода. За производством на протяжении длительного времени следят высококвалифицированные немецкие специалисты, а также сотрудники, прошедшие специальное обучение в Германии.

 — После ввода второго завода уровень локализации компании достигнет 100 процентов? Сможет ли предприятие претендовать на какие-либо государственные субсидии и дотации?

Р. Б.: — После запуска второго завода 100-процентной локализации не будет. Но далеко не все отечественные производители ее имеют, потому что они используют в создании своей техники десятки процентов зарубежных комплектующих. В любом случае полноценного российского производства не удается достичь ни уже существующим компаниям, ни новым, только появляющимся на рынке. Поэтому концерн старается производить в России все что возможно. На строящемся заводе будут создаваться все необходимые детали, но изготавливать двигатели и некоторые другие элементы техники у нового предприятия нет возможности.

Наша компания является полностью российской организацией, зарегистрированной в России и выплачивающей все налоги. Несмотря на это, пока не получается на равных правах с другими отечественными предприятиями участвовать в программах государственного субсидирования. Пока в этом направлении сохраняется протекционизм и помощь только традиционным российским компаниям.

 — Для большинства аграриев ценовой вопрос — один из решающих факторов при покупке новой аграрной машины. Какова ценовая политика компании на этот год? Есть ли у концерна специальные программы для поддержки сельхозпроизводителей?

Р. Б.: — Во время роста валютного курса, когда стоимость одного евро дошла до 70 рублей, продажи резко упали. Поэтому многие производители техники, в том числе наша компания, начали разрабатывать и внедрять различные антикризисные предложения и программы поддержки сельхозпроизводителей. Произошло приспособление ценовой политики под происходящие экономические события. Производители понимают, что аграриям сейчас тяжело, но и раздавать за бесценок технику они тоже не могут, поскольку продажа сельскохозяйственных машин — их бизнес и доход. Никто не хочет работать в убыток, поэтому создаются специальные дополнительные программы.

Г. П.: — Для любого сельхозпроизводителя важна цена приобретаемой техники, но еще более значимым является заключение хорошей сделки, что подразумевает оптимальные расходы на весь жизненный цикл машины.

Р. Б.: — В этом периоде цена — лишь первоначальный элемент. Например, в Германии большое значение имеет остаточная стоимость комбайна, когда он передается на вторичный рынок. При этом в голове у среднеевропейского предпринимателя складывается разница — сколько ему еще придется добавить денег, чтобы после продажи старого комбайна купить себе новый. На пути от начала до конца первого жизненного цикла, а затем и второго, есть определенные расходы — на гектар или центнер собранного урожая, на персонал, обслуживание и ремонт. Это нужно иметь в виду при покупке техники. Это именно те издержки, которые все компании, в том числе и наша, стараются максимально сократить. Например, при производстве используются современные двигатели, в которых расход топлива снижен, а сама конструкция комбайнов обеспечивает долговечность узлов, учитывается вес машины, поскольку этот фактор сильно влияет на расход топлива и давление на почву, поэтому его важно учитывать при покупке. Можно купить более дорогостоящую технику, но расходы на ее жизненный цикл могут быть меньше, а конечная прибыль больше, чем у более дешевого аналога. Например, агротехнологическое окно для уборки пшеницы составляет всего 10 дней. Весь этот период комбайн должен работать. В случае поломки и простоя теряется и растягивается уборочное время, что приводит к потерям урожая и будущего дохода сельхозпроизводителя.

Г. П.: — Важный пункт во время уборки урожая — наличие большого склада запчастей. Нужно, чтобы компания работала в тесном контакте с дилерами и оперативно поставляла им запчасти в случае необходимости.

 — Каковы планы компании по дальнейшему развитию представительств концерна в России? Будут ли строиться новые заводы и производства?

Р. Б.: — У предприятия комплексный план дальнейшего развития в России. Он включает инвестиции в сбытовую и производственную системы. В рамках первой в течение последних двух лет реализуется крупный проект по развитию и реструктуризации дилерской сети. Его цель — внедрение в России новых стандартов обслуживания клиентов. В прошлом году было заключено соглашение о сбытовом  партнерстве с компаниями в Хабаровском, Приморском крае и в Республике Мордовия. В этом году у компании появятся сразу несколько официальных представителей на территории Центральной части России.

Г. П.: — В производственном плане нет проекта строительства нового завода. Пока предприятие в Краснодаре останется единственным местом производства техники компании в России. С его помощью концерн сможет обеспечить аграриев всеми моделями зерноуборочных комбайнов и большим количеством моделей тракторов.

 "Журнал Агробизнес", № 3, 2015 г.

Популярные статьи