Agro_evrohim_VL_3

С заботой о качестве: Ирина Мешкова, генеральный ди­ректор ООО «Агро-Инвест»

0 352

Беседовала Анастасия Кирьянова

В последние годы стремление к здоровому образу жизни и большее внимание к употребляемым продуктам питания становятся более актуальными для населения нашей страны. Пока что многие предприятия не в полной мере учитывают и удовлетворяют данные потребности. Однако на рынке присутствуют компании, чьей главной задачей стало производство вкусных, качественных и полезных овощей.

Одним из таким тепличных комплексов является ООО «Агро-Инвест». Несмотря на то, что компания была основана относительно недавно, за несколько лет она сумела добиться успеха и признания среди потребителей. Ирина Мешкова, генеральный директор предприятия, подробно рассказала о решениях, позволивших достичь высоких показателей, основных принципах работы комбината, используемых технологиях, а также о планах дальнейшего развития.

— Расскажите: как все начиналось? Насколько сложно было организовать производство? Какой объем инвестиций потребовался для начала работы?

— Создание такого агрокомплекса в нашей стране было необходимо для того, чтобы российский покупатель имел возможность приобретать настоящие свежие овощи. Не секрет, что пик потребления данной продукции приходится на летний период, когда на рынок поступает товар из южных комбинатов и частных теплиц. В остальное время потребитель рискует купить генетически-модифицированные овощи, выращенные с применением вредных химических удобрений. Поэтому в основе создания нашей компании лежала идея предлагать покупателю полезную и экологически чистую продукцию круглый год, что позволяют реализовать современные тепличные технологии.

Комплекс начал работать в 2014 году. На тот момент 18 га теплиц было выделено под выращивание урожая, а два гектара — под рассаду. Сейчас же у нас более 80 га полезной площади, и мы приближаемся к отметке в 105 га — такой показатель будет к концу 2019 года. Тепличный комбинат расположен в экологически чистом районе Калужской области, окружен девственными лесами, а рядом с ним протекает река. Такое размещение производственного предприятия вдалеке от крупных трасс и городов положительно влияет на качество выращиваемых овощей. Кроме того, территория комплекса находится в свободной экономической зоне, что сокращает издержки, в частности на таможенные пошлины и ввозной НДС.

— Каковы итоги работы компании в 2018 году? Каких производственных показателей удалось достичь, и какими они планируются в текущем году?

— Объем реализованной продукции, полученной при выращивании всех культур, за 2018 год составил 28 тыс. т. Как уже отмечалось, к концу 2019 года планируется расширение площади нашего комбината до 105 га, и запуск новых теплиц позволит пропорционально повысить количество собираемых овощей — до 40 тыс. т. В средне- и долгосрочной перспективах также заложен рост производственных мощностей за счет как увеличения площади, так и посредством усовершенствования технологий, способствующих максимальной урожайности с каждого квадратного метра без потери качества.

— Расскажите подробнее об ассортименте возделываемых овощей. С чем связано решение о включении в него такого широкого спектра агрокультур, особенно гибридов томата? Каким образом планируется его изменить в будущем?

— Сегодня общее количество выращиваемых на территории агрокомплекса культур достигло 40 единиц, причем большая часть производимой нами продукции — наиболее востребованные рынком гибриды огурцов и томатов. Премиальные сорта последних занимают в ассортименте компании значительную долю и представлены темно-коричневыми, оранжевыми, желтыми, розовыми, коктейльными, сливовидными и другими томатами. Более того, впечатляющий объем приходится на черри, разные по цвету и форме, — красные, желтые, круглые и прочие. Например, в наш ассортимент входит гибрид Санрайз, имеющий сливовидную форму и удивительно сладкий свежий вкус. Популярными среди потребителей по-прежнему остаются среднеплодные томаты, поэтому мы выращиваем несколько типов такой продукции, отличающихся по форме, цвету и вкусовым качествам. В последнее время все более востребованными становятся коктейльные гибриды. Кроме того, мы возделываем эксклюзивные сорта, например экзотический томат-гигант Мама Миа, обладающий изысканным ароматом, сочной мякотью и необычной экстравагантной формой.

Наш ассортиментный список достаточно гибок, и в зависимости от потребностей рынка он растет и меняется. Выбор новых сортов осуществляется совместными усилиями коммерческого и агрономического департаментов. Специалисты нашего агрохолдинга постоянно посещают российские и мировые выставки, обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами. Перед принятием окончательного решения о вводе сорта в ассортимент мы измеряем сахар и кислотность плодов в специальной лаборатории после сбора первого урожая с тестовой зоны. Данные показатели во многом определяют вкус.

— Насколько перспективно в существующих условиях выращивать в защищенном грунте другие овощи — перец, баклажаны и прочее, а также ягодные культуры, к примеру, землянику или малину? Планирует ли компания в будущем производить подобную продукцию?

— Сейчас мы подробно рассматриваем вопрос выращивания перца и баклажана — наши специалисты тщательно изучают потребность рынка в данных овощах. Кроме того, уже в этом году мы заложили пробные посевы баклажана, и следует отметить, что полученные плоды имели изысканный вкус. В связи с этим планируем немного увеличить объемы производства такой продукции. В отношении перца мы продолжаем поиски вкусного сорта, который будет способен порадовать наших клиентов. Ягодные культуры пока не обозначены в наших стратегических планах, но вполне возможно, что их возделывание — далекая перспектива развития компании.

— Помимо производства овощей в закрытом грунте предприятие занимается выращиванием грибов. Каких результатов удалось достичь в данном направлении? По вашему мнению, насколько оно рентабельно и перспективно?

— Предприятие по производству грибов было запущено в Тульской области в 2018 году. На данный момент нам уже удалось собрать около 3000 т продукции. Благодаря работе такого комплекса покупатели теперь могут найти в розничных магазинах нашего региона качественные и свежие шампиньоны. Кроме того, с учетом хорошей рентабельности и роста популярности этой продукции среди потребителей мы планируем постепенно увеличивать производственные мощности данного комбината.

— На территории агрохолдинга действуют новые тепличные комплексы. Расскажите, какие современные технологии выращивания культур, а также системы в них применяются. Что планируется внедрять в будущем?

— В своей деятельности мы используем только новейшие и актуальные разработки, например светодиодную подсветку. Большее количество света, получаемое за счет реализации подобного решения, позволило повысить урожайность и сократить расходы электроэнергии на 40%. Кроме того, в нашей работе мы используем биологические методы выращивания и защиты растений. Среди них — применение различных насекомых-энтомофагов, которые уничтожают многих вредителей овощных культур, дождевой воды для полива, собираемой с крыш теплиц, земляных шмелей, опыляющих цветки, что улучшает вкусовые свойства и обеспечивает прирост урожая. Совокупность положительных экономических показателей и условий выращивания продукции позволяет формировать доступную цену для покупателей на вкусные и качественные овощи. Помимо этого, мы внедрили мобильное управление персоналом (МУП) — электронную систему, позволяющую работникам отмечать выполненные ими операции и фиксировать процесс сбора овощей в телефоне. В результате на предприятии ведутся электронные карты, которые в режиме онлайн позволяют отслеживать процедуру ухода за грядками, сбор урожая и так далее. Также мы используем ставшие уже стандартными для современных предприятий защищенного грунта системы зашторивания и ирригации, оборудование для фасовки продукции и технологию компьютерного управления.

— Как вы отметили, в теплицах используется светодиодное освещение. Почему был выбран данный тип? Насколько эффективным он оказался в производственных условиях, ведь многие тепличные комплексы не спешат его внедрять?

— Действительно, мы реализовали один из крупнейших в мире проектов по оснащению теплиц светодиодной подсветкой. Можно сказать, что специалисты корпорации Philips Lighting спроектировали уникальный и без преувеличения масштабный по мировым меркам объект с LED-освещением, имитирующим естественный солнечный свет. Такое решение, как уже отмечалось, позволило нам снизить издержки на энергопотребление. Более того, подобные лампы гарантируют круглосуточное вызревание каждой образовавшейся завязи в наших теплицах, а их размещение близко к середине растения позволяет ему получать максимальное количество необходимого света, что ведет к увеличению урожая. В результате подобное освещение экономически оправдывает свою установку.

— Сегодня потребители обращают все большее внимание на качество продукции и ее вкусовые свойства. Какие решения принимаются компанией для улучшения данных показателей у выращиваемых овощей?

— В тепличном хозяйстве используются различные методы, способствующие получению не только экологически чистой, но и вкусной продукции. Хочу отметить, что именно качество и вкус — главные критерии оценки наших овощей. Высоких показателей мы добиваемся за счет постоянного контроля поливов растений, анализа сырья и готовой продукции в собственной и сторонних лабораториях. Кроме того, мы тщательно следим за процессом производства овощей от посева до уборки урожая, а агрономы строго контролируют соблюдение технологий выращивания. Качество и вкус — результат любви к своей работе всех наших сотрудников, в том числе тех, кто просто ухаживает за растениями и собирает плоды. Благодаря этому мы имеем возможность предложить потребителям сочные, свежие, вкусные и полезные овощи.

— Безусловно, столь обширным предприятием довольно сложно управлять. Каким образом были организованы работа комплекса и контроль над всеми происходящими процессами?

— Эффективность деятельности тепличного комбината складывается из двух компонентов — производства и реализации, на которые влияет множество факторов, поэтому мы выстраиваем всю работу через систему agile-менеджмента. Данный метод и некоторые его идеи, как оказалось, достаточно хорошо соответствуют специфике тепличного хозяйства. Первая концепция — люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов. То есть самая главная составляющая — команда, а задача директоров заключается в формировании результативного сотрудничества ее членов. Ключевой принцип работы с командой в agile-менеджменте — 
простота взаимодействия персонала и руководителей, и он, могу отметить, успешно реализовывается в нашей компании. Так, любой сотрудник может прийти к руководству с собственной идеей повышения эффективности работы на вверенном ему участке, и его инициатива не останется без поощрения. Мы считаем, что очень важно поддерживать стимулы и верить в команду, ведь мотивированные люди работают гораздо лучше, чем просто «винтики», исполнители готовых решений топ-менеджмента.

Вторая идея данной системы — сотрудничество с клиентами важнее согласования структуры контрактов. Нашими партнерами являются торговые сети и оптовые организации, и мы оперативно откликаемся на любую их просьбу. Третья концепция — готовность к изменениям значительно важнее следования плану. Традиционно он составляется на год, и предприятие старается от него не отступать. Таким образом, благодаря внедренным современным технологиям управления у компании появился эффективный механизм постоянной адаптации к изменяющимся условиям, а у клиентов — надежный поставщик вкусных и полезных овощей, готовый чутко и быстро реагировать на их просьбы и пожелания.

— Каковы планы дальнейшего развития агрокомплекса и увеличения доли рынка? Планируется ли начинать деятельность в новых аграрных направлениях и повышать производственные мощности?

— Нам предстоит расширение тепличного хозяйства, что значительно повысит существующие мощности. Соответственно, мы будем увеличивать объем получаемой продукции и дополнительно автоматизировать производственные процессы. Кроме того, сейчас наращивается клиентская база и расширяется география продаж. В целом можно сказать, что у нас происходит экстенсивный рост за счет создания новых теплиц и интенсивное развитие посредством усовершенствования технологий на имеющихся площадках.

Необходимо отметить, что мы стремимся фиксировать и анализировать любые недочеты и упущения в нашей работе, и опыт уже показал, что такое решение позволяет получать каждый следующий урожай лучшего качества, чем предыдущий. Сейчас мы стремительно входим в нишу качественных свежих овощей с философией «непосредственно с грядки — в корзину потребителю».Для этого внедряем самые передовые и эффективные агротехнологии, постоянно обучаемся у зарубежных лидеров, чтобы производить продукт, который без опасения за здоровье можно будет приобретать для себя, своих родных и близких, а также с обоснованной гордостью предложить каждому россиянину.

— Каким вы видите развитие тепличного направления в нашей стране? Как изменится данный рынок в ближайшие годы? Какие решения следует принимать собственникам тепличных комплексов сегодня для обеспечения конкурентоспособности и эффективности предприятий в дальнейшем?

— Выращивание овощей в защищенном грунте — один из наиболее перспективных и быстро развивающихся сегментов российской сельскохозяйственной отрасли. Доля такой продукции в рационе граждан России ниже, чем в развитых государствах, и в четыре раза меньше нормативных значений. Поэтому тепличные предприятия решительно настроены на увеличение производства овощей и полном вытеснении импортных продуктов из нашей страны. По моему мнению, сейчас созданы благоприятные условия для развития бизнеса в сфере защищенного грунта. В частности, появились возможности для успешного и выгодного производства, постепенно формируется потребность людей в здоровом питании, в связи с чем будет появляться устойчивый спрос на качественные овощи и фрукты. В таких условиях аграриям необходимо тщательно продумать организацию производства и сбыта своей продукции, грамотно контролировать затраты, правильно работать с торговыми сетями, выбирать профессиональных поставщиков семян, оборудования и материалов для теплиц. В этом случае ведение тепличного бизнеса будет успешным.

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Баннер_400х400_на_сайт_Page_2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.