Техника 16 июня 2023

Счетчик экономии

Счетчик экономии

Роман Бондарев

коммерческий директор ООО «МС Нави»

Беседовал Константин Зорин

Системы автовождения для тракторов становятся все более привычной технологией для российских сельхозпроизводителей. Сегодня подобные инновации позволяют оптимизировать многие полевые процессы и доступны практически любому растениеводческому предприятию.

Аграрные страны переживают бурное развитие в области точного земледелия. Эксперты ожидают, что мировой рынок в данном сегменте расширится с 8,5 млрд долларов в 2022 году до 15,6 млрд долларов к 2030 году при ежегодных темпах увеличения в 7,9%. Одной из составляющих роста является внедрение систем автовождения на сельхозтехнику, и российский АПК не отстает от мировых трендов, переживая бум в этой сфере. Роман Бондарев, коммерческий директор ООО «МС Нави», рассказал о перспективах рынка и дал полезные рекомендации, как выбрать автопилот и проверить его эффективность.

— Каково направление вашей основной деятельности?

— Наша компания расположена в Краснодаре и занимается внедрением точного земледелия на предприятиях АПК, а именно технологии Real Time Kinematic (RTK). Она позволяет при помощи сигналов спутника и наземной коррекции определить местонахождение приемника с точностью до двух сантиметров. Это считается очень высоким показателем среди доступных массовому пользователю технических средств. Мы сотрудничаем в этом направлении с китайским заводом Shanghai AllyNav Technology, который с 2015 года внедряет RTK-технологии в повседневную жизнь. Данная компания стала одной из первых на своем внутреннем рынке, кто успешно осуществил проект по импортозамещению автоматических систем вождения для сельскохозяйственных тракторов. Сегодня эти продукты работают в более чем 50 странах мира. Данная технология может применяться в других сферах экономики — в геодезии, гражданском и промышленном строительстве.

Использование RTK-технологии для доступной навигации, в том числе для сельхозтехники, началось в США и других западных странах еще в 90-х годах прошлого века. Однако долгое время они были недоступны средним и мелким фермерам из-за дороговизны. Сегодня же автопилоты для тракторов поставляются многими компаниями, позволяя любым аграриям включить своеобразный счетчик экономии времени и пространства. Например, наша компания имеет более 620 действующих контрагентов-аграриев по всей Европейской части России. Со своими коллегами из зауральских регионов мы подошли к отметке в 1400 автопилотов, установленных на отечественные тракторы.

— Как вы оцениваете величину рынка для систем автовождения в России?

— Если пользоваться открытыми данными и делать соответствующую поправку, статистика будет, по нашему мнению, выглядеть следующим образом. По сведениям ФНС, всего в стране работает чуть более 30 тыс. хозяйств различных форм собственности, определяющих себя как сельхозпредприятия. На декабрь 2022 года чуть менее 10% из них используют какие-то элементы точного земледелия: автопилоты, программы дифференцированного внесения агрохимикатов и семян, системы междурядной обработки и так далее. По нашему практическому опыту, эти цифры недалеки от истины. Долгое время только крупные агрохолдинги располагали достаточным бюджетом, чтобы внедрять такие разработки. Они уже решили вопрос прямолинейности и точности движения техники и теперь заняты другими задачами: дифференцированным внесением, обработкой и посевом. Однако указанные цифры свидетельствуют о том, что количество передовых хозяйств пока невелико. Оснащенность на уровне 10% открывает нам достаточно большой объем работы в ближайшие 3–5 лет, и рынок будет постепенно насыщаться.

— Как правильно выбрать производителя систем автовождения?

— Мы призываем аграриев внимательно относиться к внедрению подобных разработок и тому, как функционирует сервис. За пять лет работы у нас сформировался определенный алгоритм. В первую очередь сельхозпроизводителю необходимо сформировать цели, которые он преследует в данном вопросе, и отталкиваться от них. Кто-то думает о повышении урожайности, кто-то стремится улучшить обработку посевов, а другой хочет освободить себе руки. Мы предлагаем рассматривать все эти плюсы в совокупности. На первом месте всегда должны быть финансовая выгода и понимание, насколько автопилот будет полезен с точки зрения снижения себестоимости и улучшения качества урожая. В этой ситуации мы не рекомендуем идти на какие-либо компромиссы. Одни считают, что им не нужен сигнал высокой точности и достаточно 10 см для движения трактора с небольшим перекрытием. В таком случае мы просто освобождаем руки механизатора и получаем дорогую игрушку, которая облегчает его работу. Мы же советуем смотреть в корень — в сторону финансовой выгоды.

— Что следует сделать потом?

— После определения целей необходимо проанализировать, какое количество средств было затрачено в последнем сезоне на семена, агрохимию, ГСМ и прочие расходные материалы. Добросовестный дистрибьютор изучает орудие и трактор, для которых будет ставиться автопилот, и помогает сравнить расходы при работе без оборудования с прогнозируемым эффектом в виде экономии. Например, наша компания предлагает хозяйствам бесплатно взять для тестирования автопилот. Мы устанавливаем его на определенный трактор, и аграрии смотрят на его работу на конкретном поле. При этом необходимо замерить важные ключевые показатели, в частности четкость стыкового ряда. От последнего зависит количество проходов по полю, площадь повторных посевов и обработок, прямо влияющих на ресурсозатраты. Рекомендуем не работать с дилерами, не предлагающими подобный тестовый период. Само оборудование может соответствовать требованиям, но если качество предоставляемого сервиса будет на низком уровне, хозяйство может не получить ожидаемый эффект. Крайне важна организация процесса установки и настройки устройства, передачи знаний механизаторам, быстрая реакция сервиса на сложные ситуации. Проверить все это без риска потерь можно только во время тестового этапа, когда в конце сезона фермер может адекватно оценить сотрудничество. Затем мы предлагаем хозяйству снова посчитать затраты на расходные материалы и сравнить с предыдущими периодами.

За счет того, что трактор двигается с точностью до двух сантиметров, сельхозпредприятие получает возможность экономить сумму в размере от 500 руб/га во время посевной кампании. Более того, существуют качественные улучшения, например в виде равномерности внесения удобрений без перерасхода. В этом случае мы говорим и о междурядной культивации, где эффект сложно просчитать, ведь никто не знает, сколько механизатор вырезает культиватором полезных растений при обработке за счет ошибок в рулении. Такое явление можно свести к нулю.

— Каким требованиям должна соответствовать техника для установки автопилота?

— Систему автовождения можно разместить на любом тракторе. Сегодня отсутствуют иностранные или российские модели, на которые нельзя было бы поставить автопилот. Однако мы предъявляем единственное требование — машина должна быть технически исправной.

— Возникают ли сложности у механизаторов при внедрении таких систем? Не противятся ли они инновациям?

— Такие ситуации нередко возникают. Необходимо задать вопрос: почему это происходит, в чем причина? Зачастую она кроется в бездумном подходе руководства к внедрению технологий, когда пытаются силой навязать что-то новое. Однако если подойти к этой ситуации с другой стороны и автоматизировать рутинные, набившие всем оскомину процессы, это вызовет противоположную реакцию — принятие. С этой точки зрения мы обозначаем, что не меняем технологический уклад или структуру предприятия, не указываем, как работать. Мы даем инструмент, облегчающий рутинные процессы. Когда механизатор понимает, с чем он столкнулся и насколько автопилот может быть удобен лично для него, отказа от оборудования не бывает. Тракторист начинает с удовольствием пользоваться автовождением. Скажу больше, нередко мы наблюдаем, как впоследствии предприятие самостоятельно изменяется после внедрения навигационных разработок.

В коллективе часто обнаруживаются люди, которым освоение технологий дается легче, чем остальным. Они становятся энтузиастами, начинают глубже вникать в настройки и смотреть, от чего зависят те или иные показатели. Эти работники могут вначале совершать ошибки в регулировании системы, самостоятельно пробуя какие-то вещи, что вполне нормально. Первый год бесплатного сервисного обслуживания призван закрыть эти пробелы. В итоге такой механизатор разбирается сам, начинает помогать коллегам, становится способным оперативно исправить ошибки в работе. Затем грамотные руководители хозяйств повышают зарплату таким работникам и назначают их ответственными за современные технологии.

— В каком направлении будут дальше развиваться эти технологии?

— В среднесрочной перспективе не останется ни одного сельхозпредприятия, работающего без систем умного вождения. Мы развиваемся параллельно с нашим заводом-производителем и постоянно выводим на рынок обновления программного обеспечения, новые функции и возможности, все больше совершенствуя устройства. Пользователям с ними становится легче работать. В этом сезоне запланировано финишное тестирование системы, предполагающей регулирование секций на опрыскивателе, что поможет не только прямолинейно управлять трактором, но и отключать отдельные участки на штанге во избежание повторной обработки, например при развороте. В перспективе такое решение даст возможность подключать умные сеялки и осуществлять дифференцированный сев и внесение удобрений. Будущее за системами управления сельским хозяйством. В этом году также стала доступна специальная программа, позволяющая руководителю сельхозпредприятия видеть в своем кабинете в режиме онлайн, сколько гектаров было обработано и с какой скоростью, где находятся машины и были ли нарушены технологические процессы.

— Как будет в дальнейшем развиваться российский рынок автопилотов для сельхозтехники?

— В этом сегменте присутствуют различные продукты, и на первый план выходят более конкурентные, простые и бюджетные предложения, которые хорошо внедряются. Известные западные производители систем автовождения продолжают работать в России, но их решения стали значительно дороже, за счет чего они потеряли часть своей конкурентоспособности. У нас спрос на автопилоты огромный — очередь на установку расписана на месяц вперед. Бум RTK-технологии в нашей стране продолжается, так как у фермеров сменилась парадигма мышления, они стали доверять китайским системам. Сегодня вполне реальна ситуация, когда аграрий может взять автопилот, отработать на нем сезон, посчитать расходы и рассчитаться за оборудование с помощью сэкономленных денег.

Уход и приход игроков, различные политические и экономические ситуации на этом рынке не столь важны. Сельское хозяйство находится в процессе эволюционного развития и перехода на современные навигационные технологии. Сегмент систем автовождения становится весьма конкурентным, так как многие дилеры начинают видеть повышенный спрос, и не все производители еще присутствуют в России. Думаю, что скоро все организации, занимающиеся продажей сельхозтехники в нашей стране, будут предлагать своим клиентам автопилоты тех или иных поставщиков. Аграриям же придется тщательнее относиться к выбору контрагента по этим продуктам. Лучше сотрудничать с теми, кто имеет реальную компетенцию и сосредоточен именно на системах навигации.

Популярные статьи