Сергей Гавриш, руководитель ГК «Гавриш»: Искусство селекции

0 465

Беседовала Ольга Рогачева

Одним из лидеров российской селекции является компания «Гавриш», практически в совершенстве постигшая сложное искусство. На протяжении почти 25 лет фирма активно развивалась и стремилась предлагать российским сельхозпроизводителям только высокоурожайные и качественные гибриды, во многом не уступающие иностранной продукции. Об успехах и достижениях компании подробно рассказал Сергей Гавриш, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, руководитель ГК «Гавриш».

— В следующем году компания будет отмечать свое 25-летие. Что послужило мотивацией для создания предприятия? С чего все начиналось?

— Фирма «Гавриш» была основана в 1993 году бывшими сотрудниками РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева с целью продолжения проведения научных исследований в области селекции. Данная затея была отчасти авантюрной, ведь при создании компании у нас не было ни опыта ведения бизнеса, ни базы для разработок, ни собственных теплиц, ни представлений о настоящей селекционной фирме — какое оборудование, машины, станки в ней должны использоваться. Однако мы были твердо уверены в том, что умеем создавать хорошие гибриды. На раннем этапе мы специализировались только на селекции томата, но вскоре стало очевидным, что концентрироваться только на одной культуре нельзя, поэтому ассортимент стал постепенно расширяться. В начале своей деятельности нам приходилось для выведения гибридов арендовать теплицы у предприятий защищенного грунта, однако со временем стали закладывать собственные опытные станции и тепличные комплексы. Через 10 лет после создания компании мы начали представлять свою продукцию на зарубежных выставках, а впоследствии вышли с ней на мировой рынок.

— Каких результатов удалось достичь за эти годы?

— Сегодня фирма «Гавриш» представляет группу компаний, работающих в различных направлениях. Основным является селекция и семеноводство овощных культур в открытом и защищенном грунте для промышленного производства, фермерских хозяйств и овощеводов-любителей. За 25 лет мы открыли две молекулярные лаборатории, построили четыре селекционных центра: в Тульской и Московской областях, в Краснодарском крае, а также возвели множество опытных станций, в том числе в различных странах. На каждой из площадок проводятся отдельные селекционные работы по выведению гибридов для выращивания в грунте, пленочных теплицах, различных субстратах, на светокультуре. В этом году планируем ввести в эксплуатацию новый склад в городе Алексине, расположенном в Тульской области, который позволит разгрузить уже имеющуюся площадку для доработки, упаковки и хранения семян.

— Какую долю рынка занимает сегодня компания?

— В прошлом году в нашей стране было около 2300–2400 га зимних теплиц, из которых 1100 га оборотной площади было занято нашими гибридами, то есть примерно 30–35 процентов от общего показателя. Остальной объем приходится на примерно 15–20 зарубежных фирм.

— Каким образом организован производственный процесс получения семян?

— Селекционная фирма — сложный многоуровневый организм, в котором трудятся самые разные люди. Именно ученые и ведущие специалисты являются важной частью процесса создания новых гибридов. После создания гибридов начинается их сортоиспытание, которым занимается специальный отдел. Менеджеры, раздающие семенной материал, приезжают на предприятия, проводят консультации и осмотры. Сортоиспытание — важный этап в выведении гибридов на рынок, поскольку он позволяет нам получить полную информацию о продукте: его урожайности при возделывании по различным технологиям, в разных климатических зонах и другое. При этом испытания проводятся на многих предприятиях, что помогает значительно сократить сроки их внедрения. Для продажи семенной материал необходимо довести до кондиции, для чего используются специальные сортировочные и калибровочные станки, оборудование для обеззараживания семян, обработки их фунгицидами и другими веществами, а затем — покрытия защитной оболочкой нашего фирменного бирюзового цвета. На хранение продукция закладывается в специальные склады, где поддерживается постоянный микроклимат — влажность воздуха равняется 40 процентам, а температура составляет 15ºС.
Следующий важный этап — продвижение и продажа семян. У новой компании, только появившейся на рынке, какими бы качественными гибридами они ни обладала, продукцию никто не купит. Для их успешной реализации необходим узнаваемый бренд. Наша фирма получила название «Гавриш» именно потому, что на момент ее основания мною уже были созданы гибриды, которые выращивались в тепличных комплексах страны. К тому же фамилия в названии является своеобразной гарантией качества выпускаемой продукции. Таким образом, нам удалось с нуля создать в России современную селекционно-семеноводческую фирму, которая по уровню технической оснащенности и реализуемых технологий не уступает иностранным предприятиям.

— Все-таки насколько сложно было реализовывать продукцию на начальном этапе? Существуют ли проблемы с этим сегодня?

— До сих пор многие сельхозпроизводители считают, что голландские семена — эталон и гарантия успеха, несмотря на то, что наши гибриды дешевле и нередко урожайнее, чем у известных зарубежных фирм, а некоторые из них не имеют аналогов. К примеру, в 2002 году был создан один из наших шедевров — гибрид огурца «Кураж». В год мы продаем по две тонны его семян, причем приобретают их не только промышленные тепличные комплексы, но и небольшие хозяйства для выращивания в пленочных теплицах и овощеводы-любители. Российская селекционная школа оказалось достаточно сильной, и, развивая ее наработки, нам удается создавать высокоурожайные гибриды. Однако пока по-прежнему приходится ломать стереотип, что иностранное — всегда лучше.

— Компания активно реализует продукцию на мировом рынке. Какие страны являются партнерами?

— Основные покупатели — государства Ближнего Востока, для которых мы проводим селекцию особых гибридов. На первом месте из постоянных партнеров Иран, приобретающий большой объем семян огурцов и баклажан. В данной стране мы имеем собственные опытные теплицы для испытаний. После него идет Турция, затем Иордания и Египет. Другие страны — Саудовская Аравия, Индонезия, Малайзия, Бразилия, Канада, США, Италия — приобретают продукцию компании непостоянно, но наше сотрудничество постепенно укрепляется. Сегодня в мире около 1000 га зимних теплиц заняты гибридами нашего производства.

Реализовать продукцию в другой стране достаточно сложно, ведь в каждом регионе свои климатические условия и национальные пристрастия. К примеру, на начальном этапе работы на Ближнем Востоке выяснилось, что для данного региона томат должен иметь темно-красный цвет, в то время как у нас он был оранжевым, а огурец — обязательно быть однородного темно-зеленого окраса. При этом в других странах распространены иные болезни овощных культур, что необходимо учитывать при выведении гибридов. Так, на Ближнем Востоке томаты часто повреждаются вирусом желтого скручивания листьев, который в нашей стране отсутствует. Поэтому селекцию мы проводим на базе наших лабораторий в России, после чего отправляем материал на опытные станции тех регионов, для которых предназначены семена.

— Какие селекционные работы проводятся сегодня на томатах?

— Первое приоритетное направление — создание крупных плодов, или биф-томатов. Требования к подобным гибридам жесткие, однако их цена на рынке традиционно высокая, что оправдывает все затраченные усилия. В этой категории наш основной гибрид — «Таганка», но он далеко не единственный. В этом году мы выпустили серию новых перспективных гибридов, к примеру «Крещендо», «Баргузин», «Баловень», «Оптимист». Сейчас они проходят проверку в тепличных комбинатах.

Активно работаем над формой томатов, поэтому в нашем ассортименте присутствует гибрид с яйцевидными плодами — «Т-34». Он дает качественный урожай, поэтому по объемам реализации уверенно удерживает лидирующие позиции. Новыми в данной категории являются гибриды «Армата» и «Мафия», а в группе эксклюзивных томатов — коктейльные разновидности «Патронташ» и «Брамос». Они дают перцевидные, вкусные и ароматные плоды ярко-красного окраса. Еще одно направление нашей работы — создание разнообразных по цвету томатов. В ассортименте компании уже присутствуют гибриды с темными плодами — «Наоми», приобретающий при созревании темно-коричневый окрас, и «Виагра», имеющий красно-коричневый цвет.

— Насколько широк сегодня ассортимент создаваемых и реализуемых компанией огурцов?

— С данной культурой мы работаем по всем направлениям. За год мы высаживаем тысячи образцов, из которых на испытания в комбинаты отправляются не более десятка, а в производство запускается лишь 1–2 гибрида при причине жесткого отбора и контроля на предприятии.

В нашей стране основная культура защищенного грунта — пчелоопыляемый огурец. В этом сегменте мы можем предложить новые неплохие гибриды — «Десант» и «Арсенал», имеющие «русскую рубашку», ровные цилиндрические плоды темно-зеленого окраска без белого кончика и высокую устойчивость к заболеваниям. Большой объем нашей работы занимает селекция бугорчатого партенокарпического огурца для весенне-летнего и летне-осеннего оборотов. В этой категории новинки представлены гибридами «Шарж», «Мамлюк» и «Киборг», которые способны не только давать высокий урожай на уровне нашего эталона — огурца «Кураж», но и выигрывают у него в стандартности плодов.

Большую работу мы ведем в сфере создания гибридов для светокультуры. Ранее мы не занимались этим направлением не потому, что не понимали его важность, а по причине невыгодности. Вкладывать большие средства в строительство теплиц, закупку оборудования и пытаться на крохотном пространстве конкурировать с голландскими фирмами было нецелесообразно. Однако после расширения площадей под светокультуру до 250–300 га стало очевидным, что в России этот рынок становится перспективным. В данной категории нашими новинками являются гибриды «Танто», отличающийся технологичностью и высоким качеством плодов, и «Неман», обладающий интенсивным ростом, сильной корневой системой и хорошей регенеративной способностью. Среди бугорчатых партенокарпических гибридов для светокультуры выделяются вкусные и красивые «Кречет» и «Лютый». По моему мнению, в российских тепличных комплексах должны выращиваться отечественные гибриды, поэтому мы планируем увеличивать свою долю на этом рынке. Сегодня компания «Гавриш» — надежда на будущее отечественной селекции.

 

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

dokagen_240x400_VL_4
 
баннер на сайт 2
Яндекс.Метрика

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.