Светлана ПЕТРОВА, заместитель генерального директора JCB RUSSIA: КОМПАКТНЫЕ ПОМОЩНИКИ

0 1291

Телескопический погрузчик по праву можно назвать универсальной машиной, которую можно использовать во многих сферах сельского хозяйства: как на растениеводческих предприятиях, так и на фермах. Сегодня благодаря своей компактности, отличной маневренности и высокой производительности подобная техника пользуется все большим спросом у сельхозпроизводителей.

Активное использование телескопических погрузчиков в сельском хозяйстве уже нельзя назвать совершенно новым явлением в развитии аграрной отрасли нашей страны. Однако пока лишь передовые хозяйства и регионы используют в своей деятельности подобные машины. Подробно об особенностях и тенденциях развития российского рынка погрузчиков, трудностях и проблемах, с которыми сегодня сталкиваются производители подобных машин, а также о перспективах развития рассказала Светлана Петрова, заместитель генерального директора JCB Russia.

— Какие компании можно назвать сегодня ключевыми на российском рынке погрузчиков?

— В нашей стране, как и во всем мире, основных игроков на рынке телескопических погрузчиков всего два: британская компания JCB и французский производитель Manitou. В России эти два бренда занимают практически 80 процентов всего рынка, а остальные 20 процентов делят между собой американская фирма Bobcat, итальянские компании Dieci, Merlo и прочие бренды.

— Каковы объемы продаж подобной техники?

— Ежегодно в мире покупается около 50 тыс. телескопических погрузчиков всех брендов. Крупнейшим потребителем этого продукта являются США — около 20 тыс. машин в год, однако в этой стране подобная разновидность техники применяется в основном в строительстве.

В Европе рынок телескопических погрузчиков хорошо развит, и именно европейские государства являются основными потребителями этого продукта. Например, Европа покупает примерно половину всего объема телескопов как сельскохозяйственного, так и строительного назначения. При этом лидерами по продажам из европейских стран являются Великобритания — на ее долю приходится около 8–9 тыс. машин в год, Франция — примерно 6000 единиц техники, и Германия —2,5–3 тыс. машин. Если рассматривать рынок телескопических погрузчиков именно сельхозназначения, то в Европе доля сельхозмашин в объеме телескопов всех назначений существенно выше, чем в США: в Америке этот показатель составляет 20–25 процентов, а в европейских странах — 70–75 процентов. В этом сегменте машин по объему рынка по-прежнему лидируют Великобритания — 5–5,5 тыс. машин в год, Франция — 4,7–5,2 тыс. единиц техники, США — 4,5 тыс. машин в год, Германия — 2,2 тыс. погрузчиков. В Италии и в России примерно одинаковые объемы рынка: примерно 1000 машин в год.

— Расскажите подробнее об особенностях российского рынка телескопических погрузчиков.

— Его нельзя назвать традиционным, он пока только развивается. За последние 4–5 лет рынок телескопических погрузчиков всех назначений в нашей стране варьирует в пределах 1000–1300 машин в год с некоторым сокращением объемов в кризисные периоды. Например, в 2013 году в России было продано 1356 телескопических погрузчиков, 950 штук, или 70 процентов, из которых были именно сельхозназначения. В пик последнего кризиса, в 2015 году, российский рынок потребил 861 телескоп, 729, или 85 процентов, из них были предназначены для аграрной отрасли. Как видно из этого примера, рынок сельскохозяйственных телескопических погрузчиков в России значительно меньше реагирует на кризис, в отличие от строительного сегмента, поскольку в нашей стране идет активное развитие как аграрной отрасли, так и концепта применения телескопа в сельском хозяйстве. Постепенно эта машина становится незаменимой на многих этапах сельхозпроизводства. В результате уже в этом году хорошо заметно восстановление рынка телескопических погрузчиков. В первом полугодии в Россию было завезено на 46 процентов больше телескопов сельхозназначения, чем за этот же период прошлого года.

— Каковы основные тенденции развития этого рынка в нашей стране?

— В России рынок сейчас бурно развивается, причем в нескольких направлениях. Первое из них — модельный ряд. Сельхозпроизводители, которые уже хорошо поняли преимущества такой машины перед традиционно используемой в сельском хозяйстве погрузочной техникой, постоянно пополняют свой парк телескопами с различными характеристиками грузоподъемности и высоты подъема, чтобы максимально эффективно выполнять имеющиеся в хозяйстве многочисленные задачи. Причем это не всегда тенденция к увеличению грузоподъемности и высоты подъема, иногда достаточно на некий производственный этап поставить машину с меньшими характеристиками, а в других случаях может оказаться необходимой машина с более скромными габаритами. Многообразие поставщиков и широта их модельного ряда сегодня позволяют сельхозпроизводителям выбрать оптимальный вариант телескопического погрузчика.

Другая тенденция — совершенствование продукта. Кризис внес определенные коррективы в направление развития этого рынка. Если раньше все производители старались повышать спецификацию своих машин, то есть добавлять мощности двигателю, производительности гидравлике, определенные функции для упрощения управления или повышения комфорта оператора, то сейчас многие компании пошли по пути упрощения техники с целью сделать ее более доступной для широкого круга потребителей. Однако это явление — лишь временное решение для кризиса. В основном телескопические погрузчики как продукт продолжают развиваться и совершенствоваться, поскольку сегодня сельхозпроизводитель уже очень хорошо понимает, что для работы в условиях сельского хозяйства погрузчик обязательно должен иметь функцию реверсирования вентилятора, быть оборудован кондиционером, управляться обязательно джойстиком, а не рычагами. Также становятся необходимыми функциями телескопического погрузчика автоматическое переключение режимов руления и отключение полного привода.

Еще одна четко намеченная тенденция — стоимость владения. Собственники погрузчиков стали задумываться над тем, во что обойдется не только приобретение самой машины, но и владение ею на протяжении всего срока службы. Для них теперь важен ресурс техники, определяемый грамотными конструкторскими решениями и качеством материалов; частота и стоимость технического обслуживания; качество изнашиваемых деталей; наличие запасных частей в России; продолжительность заводской гарантии; расход топлива. Также отмечается в последнее время тенденция географической популяризации телескопического погрузчика. Это явление отражает уровень развития сельского хозяйства на разных территориях России. Традиционно сильные аграрные регионы — Юг, Черноземье, Центральная Россия — продолжают активно приобретать такие машины. В то же время появились новые перспективные рынки. Например, в этом году отмечается достаточно бурный рост рынка телескопов в Республике Башкортостан и Удмуртии. Но есть и регионы, где идея применения погрузчиков в сельском хозяйстве еще только зарождается, — Урал и Сибирь.

— Как влияет ситуация с курсом валюты на продажи?

— Большинство производителей телескопических погрузчиков сельскохозяйственного назначения перевели свои прайс-листы в рубли. Это удобно для аграриев, потому что их основной доход также исчисляется в национальной валюте. Хотя подобное решение не совсем комфортно для самих производителей погрузчиков, но рынок этого требует — и мы это делаем.

— На ваш взгляд, какие факторы осложняют развитие рынка?

— Сегодня главная проблема — несправедливое начисление утилизационного сбора на телескопические погрузчики. По неизвестным причинам к массе машины стали прибавлять ее грузоподъемность, тем самым увеличивая сбор в два раза. Подобное явление ограничивает возможности приобретения погрузчика некоторыми сельхозпроизводителями. Мы постарались довести суть проблемы до государственных органов, принимающих решения в этой области, и очень надеемся, что в ближайшем будущем ситуация изменится в лучшую сторону.

— Каковы перспективы развития рынка телескопических погрузчиков в России?

— Это рынок в нашей стране будет активно расти в ближайшие годы и расширяться в географическом плане. Если государство продолжит политику поддержки развития сельского хозяйства, вполне справедливо ожидать, что через пять лет в России будет продаваться ежегодно до 4–5 тыс. сельскохозяйственных погрузчиков, то есть мы сможем выйти на уровень Франции и Германии.

Беседовала Ольга Рогачева

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

баннер на сайт 2

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.