Техника 5 февраля 2016

Светлана Петрова: "Наш стенд на выставках является одним из самых привлекательных для молодежи"

Светлана Петрова: "Наш стенд на выставках является одним из самых привлекательных для молодежи"

 

Компания JCB была основана сразу после окончания Второй Мировой войны в 1945 году. В небольшом английском городке Ростер (графство Стаффордшир) в арендованном гараже с помощью арендованного сварочного аппарата Джозеф Сирил Бамфорд (Mr. JCB) сварил первый продукт - сельскохозяйственный прицеп. Так началась великая история JCB - на сегодняшний день одного из крупнейших в мире производителей дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники. Компания и сейчас принадлежит семье Бамфордов, ею управляет старший сын основателя - Лорд Энтони Бамфорд. У JCB 22 завода в разных странах мира, которые ежегодно производят около 60 тыс. единиц самоходных машин. На сегодняшний день компания является мировым лидером по объемам продаж экскаваторов-погрузчиков и сельскохозяйственных телескопических погрузчиков. В России первые машины JCB появились еще в 90-е годы прошлого века, а в 2008 году появилось российское представительство компании JCB Russia. Наш московский офис координирует работу как строительных, так и сельскохозяйственных дилеров, поставляющих и обслуживающих технику JCB на всей территории Российской Федерации и в странах СНГ.

На данный момент государство готово поддерживать интересы российских производителей сельскохозяйственной техники, как Вы смотрите на эту тенденцию? Каким образом это может сказаться на рынке зарубежной техники в России?

Государство уже активно этим занимается. Огромное количество преференций для российских машиностроителей - неизбежная мера поддержки развития внутреннего производства. Однако нужно не ограничивать доступ импортной техники на российский рынок заградительными мерами, а стимулировать перенос высокотехнологичных производств на территорию РФ и создавать условия для справедливой конкуренции, которая неизбежно влечет за собой прогресс. Искусственно увеличивая ценовой диспаритет между импортной и отечественной техникой, мы вынуждаем сельхозпроизводителей возвращаться к менее производительным и менее экологичным машинам, тем самым притормаживая темпы развития сельского хозяйства внутри страны, набранные в предыдущие годы за счет внедрения новейших технологических решений. С конца 2014 года мы наблюдаем спад рынков импортной техники (в большей степени строительной, в меньшей - сельскохозяйственной), особенно по тем машинам, аналоги которых производятся внутри страны. Это определяет тенденцию развития рынка импортной техники в ближайшем будущем: зарубежные производства будут вынуждены локализоваться в РФ, при условии формирования нашим государством благоприятной для этого среды. 4. Каким образом отражаются на производстве, находящемся за рубежом, экономические санкции, введенные против России?

До наступления кризисной ситуации российский рынок являлся очень перспективным и активно растущим для большинства зарубежных машиностроителей. Российские продажи занимали существенные доли в оборотах таких компаний. Очевидно, что потеря этого рынка весьма неблагоприятно сказалась на их производственных показателях. Тем более, что спад отмечается в глобальном масштабе. Многие компании оптимизировали структуру затрат, сократив объемы производства.

Каково Ваше отношение к нехватке кадрового профильного состава в России? И ведутся ли на базе вашей компании программы для студентов сельскохозяйственных вузов?

Совершенно точно отсутствуют систематизированные знания об эффективности применения в сельскохозяйственном производстве современной погрузочной техники, в частности, телескопических погрузчиков. Это относительно новый концепт, успешно развивающийся в России. По уже накопленному опыту и отзывам российских сельхозпроизводителей, эта машина совершает буквально революцию в решении логистических проблем хозяйства. Учебников об этом не пишут. В образовательные программы сельскохозяйственных вузов этот раздел не включен. Самостоятельно обучением студентов мы тоже пока не занимаемся, но планируем делать это в ближайшем будущем. Сейчас совместно с нашими дилерами мы проводим лекции и семинары для действующих инженеров сельхозпредприятий. Могу точно сказать, что наш стенд на всех выставках является одним из самых привлекательных для молодежи именно потому, что мы представляем "что-то новое", о чем не пишут в учебниках. Ребята подходят, внимательно рассматривают наши машины, задают много вопросов, просят посидеть в кабине спецтехники. Такой интерес мы только приветствуем и поддерживаем.

Какие регионы России являются наиболее перспективными пунктами сбыта вашей продукции и почему, на ваш взгляд? В каких регионах потенциал применения ваших технологий особенно высок?

Поскольку задача перемещения материалов из пункта А в пункт Б существует в любом хозяйстве, наши машины требуются везде, где развито то или иное сельскохозяйственное направление. В растениеводстве это в основном перегрузка зерна, сахарной свеклы, дефеката, скирдование соломы, складские работы и т.д. В животноводстве функционал на порядок шире: это работа с кормами (погрузка, раздача), с навозом (чистка помещений, погрузка), с соломой и еще множество дополнительных функций общехозяйственного характера. Наши фронтальные погрузчики успешно применяются на закладке и трамбовке силоса и сенажа, а мини-погрузчики с бортовым поворотом заменяют большую часть ручного труда на ферме. Таким образом, география применения нашей техники полностью совпадает с географией развития сельского хозяйства в России. В настоящий момент самые перспективные регионы - Юг, Черноземье, Центральная Россия, Ленинградская и Вологодская области, Алтай. Мы также видим потенциал в Уральских регионах и регионах Дальнего Востока.


Где находятся основные производственные площадки?

Из 22 заводов JCB 11 находятся в Великобритании, а остальные - вблизи наиболее актуальных рынков сбыта. Мини-погрузчики производятся в США, поскольку именно там этот вид техники наиболее популярен. Достаточно большой рынок в Индии, где у нас 3 завода. Есть заводы в Китае и Бразилии, оттуда машины пока поставляются только на домашние рынки.

Как вы относитесь к возможности введения в России утилизационного сбора на сельхозтехнику?

Отрицательно. Это еще одна заградительная мера, несправедливо увеличивающая ценовой диспаритет между импортной и отечественной техникой.


Как вы считаете, что ждет рынок сельхозтехники и сельское хозяйство в ближайшие годы?

При разумной организации и поддержке со стороны государства у нашего сельского хозяйства нет другого выхода - только расти. Ограничение количества поставщиков сельхозпродукции существенно увеличивает потребность в локальном производстве или импортозамещении. Однако еще раз отмечу, что развитие пойдет по пути роста только в том случае, если государство создаст приемлемые условия для сельхозпроизводителей: доступное финансирование, субсидирование определенных затрат, формирование удобного рынка сбыта в виде перерабатывающей промышленности и каналов реализации продукции. Также повторю, что поддержка государства должна заключаться и в обеспечении (или хотя бы неограничении!) доступа участников сельхозрынка к высокопроизводительным средствам производства: технике, семенному материалу и т.д. К сожалению, в этом отношении мы наблюдаем обратную тенденцию. Что касается рынка сельхозтехники, то в существующей ситуации наиболее реалистичным видится развитие сегмента низкобюджетной сельхозтехники, которая, естественно, не может являться высокопроизводительной. Хочется верить, что государство все-таки создаст условия справедливой конкуренции в стране, тем самым дав стимул для реального развития и модернизации отечественного машиностроения.

 

На вопросы «Журнала Агробизнес» отвечает заместитель генерального директора JCB Russia Светлана Петрова.

Беседовала Заира Гамидова

Популярные статьи