Растениеводство 2 декабря 2015

Виктор Семенов: "Белая дача" решает задачи

Виктор Семенов: "Белая дача" решает задачи

Тепличная отрасль – важная составляющая продовольственной безопасности страны. Продукция этого сектора всегда востребована, поскольку удовлетворить потребности населения в свежих овощах, особенно в зимний период, можно только с ее помощью.

После принятия Правительством РФ антикризисного плана были запланированы внушительные суммы из государственного бюджета на субсидирование разных отраслей АПК. Глава Министерства сельского хозяйства страны заявил о мерах по поддержке тепличного сектора — планируется возмещение из федерального бюджета 20 процентов от всех понесенных затрат на строительство нового тепличного комплекса и увеличение господдержки производства овощей на закрытом грунте. О том, являются ли эти меры достаточными, какие сейчас существуют проблемы в тепличной отрасли страны, как компания решает их и какие задачи ставит на этот год для дальнейшего развития, рассказал Виктор Семенов, президент ГК «Белая дача».

 — Какие изменения произошли в тепличном секторе страны в результате санкций и роста валютного курса? Можно ли назвать меры государственной поддержки, оказываемой сегодня отрасли, достаточными? Какие еще действия, с вашей точки зрения, необходимы для смягчения негативных экономических последствий?

— За последние годы состоялось признание необходимости поддержки тепличного сектора страны со стороны государства. В новой версии «Государственной программы по развитию сельского хозяйства» уже предусмотрено субсидирование долгосрочных кредитов на строительство тепличных комплексов. Сегодня разговор идет о том, что будут компенсироваться до 20 процентов затрат на приобретение оборудования, что очень важно для этой отрасли. Можно надеяться, что и в энергетике тоже произойдут в ближайшее время положительные изменения, потому что сегодня условия подключения и поставки электричества и газа являются неподъемными. Это почасовые лимиты потребления энергии, посуточные нормы расхода газа, которые для тепличных производств разорительны. Несмотря на то, что эти условия в основном не действуют, они в любой момент могут обрушиться на производителя. Если они не функционируют, то Правительству РФ следует их отменить.

Сейчас инвестиции постепенно начинают приходить в тепличную отрасль, которая развивается в основном в южном направлении. Если государство все же выполнит свои обязательства по поддержке и реализует в полной мере заявленные программы субсидирования, то в ближайшие годы можно ждать возрождения тепличного овощеводства.

 — Сейчас остро стоит вопрос импортозамещения. Как эффективно прийти к этому в тепличном секторе? Насколько это возможно в сжатые сроки, и по каким продуктам ситуация может быть критичной?

— Для реализации этой программы необходимо строить больше тепличных производств. Россия может самостоятельно полностью себя обеспечивать овощами закрытого грунта на протяжении всего года, за исключением декабря и января, по таким позициям, как помидоры и баклажаны. По остальным овощам замещение может быть практически полным. Но до сих пор происходит снижение производства этой продукции, а не его увеличение.

 — Планируется ли в компании выпуск новых видов овощной продукции? На какие ее разновидности в России сейчас максимальный спрос? Какие задачи стоят сегодня перед компанией, и каковы планы по возведению новых тепличных комплексов и предприятий?

— Сейчас в планах строительство тепличного комбината в Кисловодске. С помощью этого нового производства станет возможным круглогодичное обеспечение по бэби-ливам (некочанным салатным культурам — рукколе, мицуне, шпинату, татцою, корну, мангольду) и их стопроцентное импортозамещение. Увеличилось производство различной продукции из корнеплодов, в том числе из вареных. Сейчас, например, свекольные спагетти и винегреты стали пользоваться большим спросом.

Последние два десятилетия активно развиваются производители салата в различных регионах. Но в условиях эмбарго многие из тех, кто привык покупать салат в Европе, устремились на этот узкий рынок и на первых порах практически взорвали его. В этой связи компания сейчас планирует развивать собственное производство не только на юге, но и в Центральной России, в том числе и в открытом грунте. В ближайших планах продолжить расширение географии поставок салата — в этом году, например, впервые эта культура будет выращиваться в Азербайджане. Существуют надежды на то, что в текущем году удастся произвести первый салат и в Абхазии, которая для компании считается идеальным местом для возделывания подобной продукции. Также планируется сотрудничество с новыми поставщиками и фермерами в других регионах страны. Например, сейчас идут переговоры с потенциальными производителями в Дагестане. Политика компании основывается на том, что часть продукции мы выращиваем самостоятельно, но основную долю товара по аутсорсингу адресуем фермерам, с которыми построены длительные отношения. Им передается технология — начиная с подбора сортов до конечного этапа выращивания. Компания учит их возделывать салаты, а затем постоянно контролирует ситуацию, которая складывается на полях.

 — Не рассматривается ли сейчас вариант строительства тепличного комплекса за пределами нашей страны? Каким образом компания планирует развивать тепличное направление в 2015 году в нынешних экономических условиях?

— Существует продукция, которая в России в зимний период не может выращиваться из-за климатических условий, например салат «Айсберг». Его лучше возделывать либо в открытом, либо в утепленном грунте, поскольку выращивание в теплице стоит дорого. Поэтому сейчас рассматривается организация производства подобной продукции в Турции и в Марокко. Не исключено, что это будет и тепличный комплекс, но более вероятно, что возведут предприятие с утепленным грунтом, чтобы лишний раз не удорожать продукцию.

 — С какими странами и по каким видам продукции сотрудничает компания? Как санкции и рост курса валют повлияли на сотрудничество с зарубежными организациями?

— В связи с санкциями и эмбарго, которое было наложено на европейских поставщиков, пришлось полностью поменять географию зимних поставок. Например, раньше салат «Айсберг» завозился с юга Италии и Испании, сейчас вынужденно поставляется из Турции, Египта, Марокко, Туниса. Поэтому для компании это было непростое и тяжелое время — запасов по определению быть не может, поскольку срок хранения продукции ограничен одной неделей. Поэтому пришлось запустить достаточно сложный процесс переключения на новых поставщиков в зимний период.

 — У вашей компании жесткий контроль качества овощей и салатов. Каковы требования организации к поставляемой продукции?

— Как уже было сказано, у компании не просто поставщики, а партнеры, с которыми она связана общим процессом: от посева и до уборки. Это прочные многолетние отношения — есть фермеры, которые работают с нами более 20 лет. Политика компании такова: около 30 процентов продукции мы должны выращивать самостоятельно, а 70 процентов товара передается на аутсорсинг. Сейчас в течение года в организацию идут поставки из 50 административных районов. Организовать самим производство на всех этих территориях и проконтролировать его физически невозможно. К тому же мы убеждены, что качественный и недорогой продукт может произвести только тот, кто не просто выращивает его на этом поле, а живет на этом участке. То есть тот локальный фермер, который находится непосредственно на грядке.

 — Как сегодня складывается сотрудничество компании с сетью фастфуда McDonald’s?

—Сотрудничество с этой организацией продолжает развиваться и растет вместе с ней. Предприятие ведет совместную работу и с другими сетями, которые сейчас активно совершенствуются. Но McDonald’s остается основным и самым крупным клиентом компании, с которым она сотрудничает более 20 лет и является его эксклюзивным поставщиком в России и в Белоруссии. За все эти годы ни один заказ на поставку салата и других овощей не был сорван.

 — Каким образом осуществляется поиск новых поставщиков? Есть ли в России компании, которые могут поставлять вам необходимые культуры в нужных объемах?

— Компания не останавливается на месте. Сейчас идет процесс расширения ареала сырьевых поставок. Это должны быть люди, которые полностью соответствуют корпоративным стандартам не только по конечной продукции, но и по самой технологии выращивания. Один из главнейших принципов предприятия заключается в том, что каждый день должны быть поставки минимум из трех разных регионов. Потому что если на какой-либо территории возникнут климатические или другие проблемы, то всегда будет альтернативный вариант.

 — В прошлом году компания анонсировала возведение нескольких объектов в аграрной сфере. Как продвигается его реализация в непростых экономических условиях?

— Сейчас у компании заводов в стадии строительства нет. В конце прошлого года было достроено и введено в эксплуатацию новое предприятие в Подмосковье. Возведение трех объектов, строительство которых планировалось начать в этом году в г. Санкт-Петербурге, в г. Азове Ростовской области и в г. Новосибирске, пока приостановлено. Это решение вызвано тем, что сегодня рынок не развивается теми темпами, на которые рассчитывала компания и под которые планировалось строительство новых мощностей. Как только рынок выправится и выйдет на прежний рост, начнется возведение этих предприятий.

Беседовала Анастасия Кирьянова, "Журнал Агробизнес", 2015 г.

Популярные статьи