Растениеводство 22 января 2024

35 нобелевских лауреатов и более 1000 ученых призывают поддержать новые геномные технологии

Открытое письмо, подписанное 35 нобелевскими лауреатами и более чем 1000 европейских ученых, было направлено членам Европарламента с призывом «отвергнуть тьму антинаучных страшилок» и проголосовать в поддержку новых геномных технологий (NGT) в преддверии ключевого голосования.

Письмо, подготовленное экологической неправительственной организацией WePlanet, пришло всего за несколько дней до того, как комитет по охране окружающей среды Европарламента (ENVI) будет голосовать об исключении новых геномных технологий из общего запрета в отношении ГМО.

Обращение было подписано микробиологом Эммануэль Шарпантье и генетиком Дженнифер Даудна, которые в 2020 году разделили Нобелевскую премию по химии за открытие CRISPR-cas9 — техники редактирования генов, лежащей в основе дебатов о новых геномных технологиях.

Использование CRISPR-cas9 в селекции растений, утверждают подписанты, способно значительно сократить использование пестицидов и удобрений в сельском хозяйстве и одновременно повысить продовольственную безопасность за счет создания устойчивых к климатическим изменениям сортов растений.

«Новые геномные технологии открывают огромные перспективы для устойчивого развития сельского хозяйства, повышения продовольственной безопасности и инновационных медицинских решений», — заявляют подписавшиеся. — Поэтому мы призываем вас сотрудничать с подавляющим большинством фермеров и настоящих экспертов, а не с реакционными антинаучными лоббистами в брюссельском пузыре. Мы умоляем вас проголосовать в пользу NGT».

Неспособность раскрыть потенциал NGT также чревата серьезными экономическими потерями, заявляют подписанты, и «может обойтись европейской экономике в 300 миллиардов евро в год за счет «упущенных выгод» во многих секторах».

Теперь все внимание приковано к голосованию в комитете ENVI, назначенному на 24 января. Если комитет примет предложение, то 5 февраля состоится пленарное голосование в Страсбургском парламенте. Ожидается, что в этот день десятки активистов международной сети WePlanet, включая молодых ученых и фермеров, проведут демонстрацию у здания парламента в поддержку NGT.

Доктор Хидде Боерсма, доктор философии, голландский микробиолог, который координировал подготовку письма, говорит: «Голосование по NGT — это важный момент для Европейского парламента. Примут ли они рациональность и оптимизм или поддадутся антинаучным страшилкам плохо информированного меньшинства? Сейчас, как никогда, настало время принять оптимизм, который олицетворяют молодые ученые и фермеры Европы».

Рекомендуем