Растениеводство 23 апреля 2024

Экспорт зерна из России в ОАЭ может увеличиться

Экспорт зерна из России в ОАЭ может увеличиться

Пандемия COVID-19, СВО на Украине и их влияние на цепочки поставок стали настоящим испытанием для правительства ОАЭ в плане обеспечения импорта и управления инфляцией цен на продовольствие, отмечают аналитики МСХ США в отчете от 9 апреля 2024 года. По их мнению, ОАЭ вышли из пандемии и продолжающегося конфликта в Украине в сильной позиции с достаточным объемом поставок, и хотя цены выросли, инфляция была номинальной по сравнению с другими странами мира. Совет по продовольственной безопасности Эмиратов при поддержке местных трейдеров сыграл важную роль в обеспечении продовольствием и кормами во время пандемии и после начала СВО.

В ноябре 2023 года начались нападения на коммерческие суда в Красном море. Судовые перевозки осуществляются через Красное море по Суэцкому каналу, который является кратчайшим морским путем между Азией и Европой; через него обычно проходит около 15% мирового объема морской торговли. В настоящее время несколько судоходных компаний направляют свои суда в обход мыса Доброй Надежды, что увеличивает сроки доставки на 10 и более дней. Это увеличивает расходы на доставку и страхование. Таким образом, сильно страдают перевозки в ОАЭ из Европы, Канады, Северной и Южной Америки, которые традиционно используют маршрут через Суэцкий канал.

Один из трейдеров из ОАЭ, представляющий крупную местную зерновую компанию, сообщил, что суда, принадлежащие определенным странам или перевозящие продукцию из них, в основном из России и Украины, используют маршрут Суэцкого канала в обычном режиме, и никаких сообщений о нападениях не поступало. Импорт зерна в ОАЭ из Австралии, Индии, Пакистана и других стран Азии не пострадал, поскольку они не используют этот маршрут. Кроме того, с октября 2023 года сильная засуха в Панаме замедлила торговлю через Панамский канал, на долю которого приходится около 5% мировой морской торговли. Это повлияло на все перевозки с западного побережья Канады и США. По данным МВФ, судоходство через Суэцкий канал в первые два месяца 2024 года сократилось на 50% по сравнению с предыдущим годом. Судоходство через Панамский канал упало на 32%, что нарушило цепочки поставок и исказило основные макроэкономические показатели. Однако последний анализ Конференции ООН по торговле и развитию предсказывает постоянное улучшение мировой торговли, которая в 2024 году, несмотря на проблемы с судоходством, восстановится после снижения в течение нескольких кварталов.

Если напряженность в Красном море сохранится, импорт зерна в ОАЭ в оставшуюся часть сезона 2023/24 и в сезоне 2024/25 может пострадать, особенно при поставках из Европы и Северной Америки. Например, трейдеры ОАЭ могут перейти на закупки из Австралии, Индии, России и Украины, чтобы избежать увеличения расходов на доставку в районе мыса Доброй Надежды. Однако недавнее падение мировых цен на зерно, а также фискальные возможности правительства ОАЭ в связи с ростом доходов от повышения мировых цен на нефть могут сдержать любой эффект.

Кроме того, 22 марта 2024 года Европейская комиссия предложила ввести жесткие тарифы на импорт зерна из России и Беларуси, чтобы обезопасить сельскохозяйственный рынок Европейского союза и сократить поток доходов России. Планируемые тарифы составят 95 евро (103 доллара) за тонну на импорт кукурузы и пшеницы, в отличие от нынешних нулевых тарифов. В случае их введения цены на российскую пшеницу и кукурузу могут еще больше упасть, а поставщики могут сместиться и предложить конкурентные цены другим покупателям, например, ОАЭ. Это может привести к росту экспорта российской пшеницы и кукурузы в ОАЭ во второй половине сезона 2023/2024 и в сезоне 2024/25. В ОАЭ действуют нулевые импортные тарифы на пшеницу (ТН ВЭД 1001), пшеничную муку (ТН ВЭД 1101), кукурузу (ТН ВЭД 1005) и ячмень (ТН ВЭД 1003).

Рекомендуем

Популярные статьи