Растениеводство 30 марта 2018

Перевозки зерна и удобрений железнодорожным транспортом в России растут

Перевозки зерна и удобрений железнодорожным транспортом в России растут

В феврале 2018 г. рост перевозок железнодорожным транспортом продолжился: погрузка составила 99,8 млн т (+3,9% к аналогичному периоду прошлого года), грузооборот — 196,3 млрд т-км (+3,7%). Возобновился рост погрузки угля (+3,8%), также выросли объемы перевозок строительных грузов (+5,6%), железной руды (+3,7%), черных металлов (+7,1%), лесных грузов (+5,7%), удобрений (+6,7%), цемента (+7,1%), зерна (+43,8%) и кокса (+4,5%). Снизились перевозки нефти (-2,6%), цветной руды (-6,3%) и лома (-6,5%).

Зерно и продукты перемола: продолжение роста

Погрузка зерна в феврале составила 2,3 млн т (+43,8% к февралю предыдущего года). Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено 4,5 млн т зерна, что на 41,5% выше аналогичного периода 2017 г.

Внутренние перевозки выросли на 7%, а экспортные — более 65%, по-прежнему за счет трехкратного увеличения объемов в Египет.

Несмотря на повышение Минсельхозом прогноза экспорта зерна по итогам сезона до 52–53 млн т, по оценке «СовЭкон», экспорт может не превысить порог в 50 млн т. На это влияет неясность с отгрузкой в июне-июле в южных портах в связи с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 и, как следствие, запретом на фумигацию (обработку зерна от вредителей) в портовых зонах, так как некоторые из них недостаточно удалены от стадионов. Кроме того, экспортеры опасаются заключать контракты в связи с неопределенностью действия экспортной пошлины после 1 июля 2018 г. Вдобавок, уже сейчас некоторые грузоотправители стали жаловаться на нехватку подвижного состава.

При этом будущий урожай может оказаться значительно ниже результатов текущего сезона. По оценке Минсельхоза, он может составить около 100 млн т. В краткосрочной перспективе перевозки зерна железнодорожным транспортом до конца сезона покажут рост, однако его темп будут зависеть от целого ряда вышеперечисленных факторов.

Химические и минеральные удобрения: рост по всем направлениям

Погрузка удобрений в феврале составила 4,8 млн т (+6,7% к февралю предыдущего года), установив очередной рекорд погрузки для данного месяца. Всего с начала 2018 г. по железной дороге было отправлено почти 10 млн т удобрений, что на 6,4% выше аналогичного периода 2017 г. При этом перевозки выросли как на внутренних, так и на экспортных направлениях.

По оценке Минсельхоза, только за январь аграрии закупили удобрений более чем на 50% больше, чем за тот же месяц годом ранее. Всего же по итогам 2018 г. общий объем внесенных минудобрений в пересчете на действующее вещество увеличится на 100 тыс. т до 3,3 млн т.

Основное увеличение экспорта произошло в Швейцарию (почти в 2 раза), Бразилию (+35%), а также Сирию и Молдову, тогда как в прошлые годы поставки в эти страны не осуществлялись.

В марте компания «ЕвроХим» запустила Усольский калийный комбинат в Пермском крае. До конца года на предприятии планируется получить около 450 тыс. т готовой продукции. При этом мощность комплекса по производству хлористого калия «ЕвроХима» в рамках работы первой очереди на фабрике Усольского калийного комбината составляет 2,3 млн т в год.

На фоне сохранения мирового спроса на удобрения, а также увеличения объемов внесения удобрений российскими аграриями в среднесрочной перспективе можно ожидать дальнейшего роста перевозок удобрений железнодорожным транспортом.

Парк вагонов нового поколения на сети РЖД достиг 100 тыс. ед.

В феврале 2018 г. реализация вагонов заводами СНГ составила 6,4 тыс. ед. (4,3 тыс. ед. — полувагоны), что на 30% выше результатов февраля 2017 г. (5,0 тыс. ед.) и на 27% выше результатов января 2018 г. (5,1 тыс. ед.). На начало марта парк вагонов нового поколения разных производителей на сети РЖД достиг 100 тыс. ед.

Спрос значительно превышает текущий уровень списания. В январе 2018 г. было списано 3,7 тыс. вагонов (1,2 тыс. — полувагоны).

Коммерчески пригодный к перевозкам парк вырос до 1 023 тыс. ед., тогда как неисправный парк на начало марта 2018 г. остается на минимальном уровне — около 51,3 тыс. ед. В результате профицит парка составил 78 тыс. ед., а профицит полувагонов сезонно вырос, но не превысил 1,3% парка.

Ставки аренды на типовые полувагоны в марте немного поднялись — до уровня 1 650 руб./сутки. В ближайшее время не ожидается их падение в связи с тенденцией роста грузовой базы по всем ключевым отраслям.

Рекомендуем

Популярные статьи