Растениеводство 16 февраля 2023

Проблемы и пути реализации зерна — 4 сессия форума «Зерно России - 2023»

Проблемы и пути реализации зерна — 4 сессия форума «Зерно России - 2023»

16-17 февраля 2023 года в Сочи проходит VII Сельскохозяйственный форум «Зерно России», ежегодно собирающий ключевых игроков зернового рынка: сельхозтоваропроизводителей, переработчиков, трейдеров, экспортеров и перевозчиков зерна, производителей сельхозтехники, оборудования и удобрений, представителей профильных госслужб.

Организатором Форума выступает Федеральный «Журнал Агробизнес» при поддержке Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники и Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края. Официальный сайт мероприятия — https://events.agbz.ru/.

Спонсоры мероприятия: компании «Ростсельмаш», «РЖД», «Диджитал Агро», «ЦентрПрограммСистем», «ТЛК ВЛ Лоджистик», ГК «ГАЛЕАС», «ЦИНТИВО», «Уралхим Инновация» и ПК «Квант».

Четвертая сессия форума была посвящена проблемам и путям реализации зерна.

Сессию открыла Людмила Тесёлкина, эксперт в области ВЭД и таможенного администрирования, член совета по таможенной политике ТПП России. Она рассказала об особенностях ведения ВЭД в 2022-2023 гг.

теселкина.jpeg

Профицит внешней торговли товарами и услугами России в 2022 году вырос на 66%, до 282,3 млрд долларов по данным ЦБ. Экспорт увеличился на 14%, до 628,1 млрд долларов, импорт снизился на 9%, до 345,8 млрд долларов. Тем не менее, число участников внешнеэкономической деятельности по данным ФТС в России в 2022 году снизилось на 5,6% по сравнению с 2021 годом. С помощью механизма параллельного импорта в Россию ввезено 2,4 млн тонн товаров на сумму свыше $20 млрд. Основными торговыми партнерами России по итогам 2022 г. стали Китай, Турция и Нидерланды, следует из данных ФТС. В первую пятерку стран по объемам торговли также вошли Германия и Белоруссия. Новыми реалиями ВЭД стали экспорт через третьи страны; осмотры/досмотры и запросы на заключение ФСТЭК при вывозе товара. Как показал 2022 год, участники ВЭД, таможенные представители и перевозчики в России умеют адаптироваться абсолютно к любым изменениям, и в случае с внешнеэкономической деятельностью — это огромный плюс. Санкции не только не навредили внешнеэкономической деятельности России, но и ускорили процесс ее оптимизации, обновления, расширения географии и рынков сбыта, списка партнеров в различных сферах экономики, в том числе, в машиностроительной отрасли»

Правовые аспекты нетарифного регулирования рынка зерна раскрыла Ирина Михеева, к.ю.н., заместитель заведующего кафедрой банковского права университета имени О. Е. Кутафина. Она отметила, что отсутствие четкого понимания мер нетарифного регулирования рынка зерна и их классификации приводит к сложностям в правоприменении, в частности, не всегда понятно, какие инструменты и в каких случаях должны применяться, например, для ограничения экспорта или импорта, стимулирования и поддержки внутреннего рынка производителей зерна.

михеева 2.jpeg

Меры нетарифного регулирования (государственные закупочные и товарные интервенции, запрет на экспорт зерна, квоты на вывоз зерна, регулирование цен на зерно) в последнее время привели к ряду серьезных проблем. По мнению юристов, решением проблем могут стать следующие шаги:

- Базовая цена зерна должна учитывать себестоимость зерна с учетом фактора региона (природные и климатические условия, отдаленность от центра или мест сбыта);

- Отменить объявляемые закупочные интервенции, проводимые биржевым способом, и перейти к постоянно действующей системе закупок сельскохозяйственной продукции по заранее объявленным гарантированным ценам (положительный опыт развитых стран, в которых существуют механизмы гарантии минимальных цен на широкий перечень продукции своих фермеров, в том числе и на зерно);

- Для хеджирования рисков необходимы ценовые индексы для каждого отдельного федерального округа (из-за разных цен), которые будут отражать внутренние цены.

О перспективах индустрии глубокой переработки зерна в новых реалиях рассказал Олег Радин, президент Ассоциации предприятий глубокой переработки зерна.

радин.jpeg

В 2022 году российские предприятия отрасли произвели 53 922 тонн пшеничного крахмала, 316 599 тонн кукурузного крахмала, 11 131 тонн картофельного крахмала, 94 354 тонн модифицированного крахмала, 494 103 тонны глюкозных сиропов, 2789 189 тонн глюкозно-фруктозных сиропов, 54 960 тонн мальтодекстрина, 74 456 тонн пшеничного глютена, 58 780 тонн кукурузного глютена, 142 729 тонн лизина. Практически по всем категориям продукции наблюдается рост производства, позволяя незначительно снизить импорт продуктов глубокой переработки.

Логистические решения и возможности для экспорта зерновых, бобовых и масличных культур через порт Новороссийск показала Виктория Юрьева, директор по развитию экспорта ГК «ГАЛЕАС».

юрьева.jpeg

Свои грузы ГК «ГАЛЕАС» доверяют известные экспортеры агропродукции, такие как «Агро Виктория», «Эмир Грейн», «Орако», «ТЛК Велес», «Земля Кубани», «Agrocultura-ST». Перевозки осуществляются по России, в Египет, Иорданию, Алжир, Израиль, ОАЭ, Турцию, Китай, Индию, Пакистан и другие страны дальнего зарубежья. Спикер подробно рассказал о нюансах оформления экспортной документации и возможнгстях перевалки зерновых грузов, прибывающих железной дорогой в паллетах, биг-бэгах, мешках, навалом и в контейнерах.

Генеральным партнером ГК «Галеас» в перевалке агропродукции является перегрузочный комплекс «АГРО». Сельхозгрузы перегружаются через зерно-погрузочный комплекс с минимальными механическими потерями 0,2-0,3 % от общего тоннажа партии. Перевалка агропродукции идет по прямому варианту с хранением в силосах объемом 9 тыс. тонн 30 дней без оплаты. Наличие фумигационной площадки вместимостью 100 контейнеров единовременно обеспечивает фумигацию в срок и без очереди. Общая пплощадь территории терминала составляет 2 га. Имеется участок выгрузки автомобилей общим весом до 100 тонн и проивзодительностью до 350 т/ч, учксток загрузки морских контейнеров проивзодительностью 350 т/ч. Контейнерный склад вмещает около 1000 TEU.

Текущие тенденции в развитии инфраструктуры и жд перевозок зерновых грузов — тема доклада Ольги Чебановой, заместителя начальника Северо-Кавказского территориального центра фирменного транспортного обслуживания «РЖД». Ключевыми задачами развития МТК «Север-Юг» являются создание сквозного железнодорожного сообщения за счет строительства участка Решт-Астара на западном маршруте с обеспечением единого сервиса м расшивкой узких мест до 15 млн тонн к 2030 году (в настоящее время мощность маршрута ограничена 1 млн тонн), а также раскатка и привлечение грузопотоков на Восточный маршрут с отладкой технологии перевозки всеми странами участницами.

чебанова.jpeg

Для обеспечения вывоза зерновых грузов РЖД предлагает следующие решения:

- Развитие железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна для увеличения пропускной способности до 25 млн тонн в год;

- Новые правила рассмотрения обращений о примыкании ж.д. путей необщего пользования к инфраструктуре ОАО «РЖД» для гарантированного предъявления и вывоза груза;

- Применение технологии «Грузовой Экспресс» для вывоза зерна в Новороссийский порт в целях существенного сокращение срока перевозки;

- Организация контейнерных поездов с терминалов Ростова, Краснодара, Тимашевска в восточном направлении для ускоренной доставки грузов в СФО, ДВФО, Китай, Монголию через порты Дальнего Востока и сухопутные погранпереходы.

Ольга Чебанова также рассказала о преимуществах личного кабинета клиента «Грузовые перевозки» и функциональных возможностях нового сервиса — «РЖД Маркет».

Для приобретения полной записи конференции с презентациями спикеров и каталогом участников с контактными данными необходимо отправить заявку на сайте — http://events.agbz.ru/.

Рекомендуем

Популярные статьи