Теплицы 27 апреля 2023

Теплицы и торговые сети — 4 сессия форума «Тепличная отрасль - 2023»

Теплицы и торговые сети — 4 сессия форума «Тепличная отрасль - 2023»

27-28 апреля в Сочи проходит IV Сельскохозяйственный форум-выставка «Тепличная отрасль — 2023», ежегодно собирающий ключевых игроков сектора защищенного грунта России: представители крупных тепличных комбинатов и торговых сетей; производители оборудования, удобрений, семян и других компонентов; представителей ассоциаций и профильных госслужб.

Организатором Форума выступает Федеральный «Журнал Агробизнес» при поддержке Ассоциации «Теплицы России», Национального плодоовощного союза и Фонда «Сколково». Спонсоры мероприятия: компании НПО «ЛИТ», «РУСТАРК», «Бойлер» и «АгроБиоТехнология». Официальный сайт форума — https://greenhouseforum.ru/.

Сессию открыла Виктория Бурматова (на фото вверху), к.э.н., директор по маркетингу ООО «Торговый дом «Мое Лето». Она выступила с докладом «Российский потребитель овощей защищённого грунта. Что мы ждём друг от друга? Цифры, кейсы, решения».

В 2022 году продажи овощей и фруктов в розничных сетях ускорились, а суммарная доля этих категорий на FMCG-рынке составила более 8% в денежном выражении. В наиболее востребованных покупателями сегментах, (томатах, яблоках, картофеле, капусте), динамика осталась в положительной зоне даже в условиях роста цен, что во многом обусловлено их широким потреблением – эти продукты, составляют базу потребительской корзины. По мнению Виктории Бурматовой, чтобы сохранить лояльность аудитории и привлечь новых покупателей, ритейлерам критически важно вводить в ассортимент уникальные SKU, способные склонить покупателей в пользу выбора их сети. Спикер также озвучил потребительские тренды 2023 года: ассортимент категории FRESH определяет выбор потребителями торговой сети; поведение потребителей определяется желанием сбежать от реальности; тенденция на поиск ресурсов для снижения тревожности – максимальная прозрачность информации о бренде; устойчивое развитие упаковки, продуктов, потребления. Виктория Бурматова рассказала о кейсах своей компании и показала успешные маркетинговые приемы, работающие в 2023 году.

О взаимодействии торговой сети и тепличных хозяйств в современных условиях рассказал Илья Гамов, директор по агропромышленным производствам АО «Тандер».

илья гамов магнит тандер.jpeg

За последние три года тепличная категория обеспечивает стабильный рост в килограммах и рублях за счет изменения товарного микса. Текущие покупательские предпочтения определяют активное развитие дополнительного ассортимента в сети, предложение и закрытие дополнительных потребностей покупателей. В свою очередь, развитие ассортимента — это инструмент повышения доходности производителя. Сегодня, помимо привычных уже позиций томатов разных цветов, форм, гибридов и других групп, сеть «Тандер» заинтересована в дальнейшем развитии ассортимента, в том числе в новых для контрактования категориях: ягоды, горшечные растения. Также недостаточным остается предложение по ассортиментным салатам, перцам, баклажанам.

Другой тенденцией является рост товарооборота за счет роста доли КА-контрактов и собственного производства сети, при этом для производителей есть потенциал для замещения объема трейдеров. За последние два года сеть нарастила объемы в тоннаже на 19 п.п., и в 2022 г. доля контрактных приходов достигла 47%, количество участников за два года увеличилось на 24% и в 2022 г. составило 26 производителей.

Кроме того, Илья Гамов отметил, что для исключения жестких колебаний рынка в периоды профицита и дефицита, целесообразно синхронизировать периоды выхода производителей в рынок с сопоставимым набором массовых культур. Этому может способствовать привлечение отраслевых органов саморегуляции (ассоциаций/союзов) с целью аккумулирования производственных планов и оптимизации общего производства овощей на уровне страны.

Современные отечественные гибриды томата и огурца для светокультуры, как альтернативу иностранным во всех сегментах рынка, участникам форума представил Александр Шагаев, агроном-консультант селекционной компании «Гавриш».

александр шагаев агроном гавриш.jpeg

Денис Высоцкий, руководитель управления категории Центральный офис/департамент по развитию категорий ФТС «Перекрёсток»|X5 Group, рассказал о том, какие потребности в тепличных томатах и огурцах еще не закрыты в торговых сетях.

денис высоцкий перекреcток.jpeg

К примеру, по оценкам спикера дефицит в категории сладких черри с Брикс 8+ составляет 67% от емкости рынка, или 40 тыс. тонн. Потребность рынка в томатах «коктейльного» калибра с Брикс 7+ составляет, по оценкам семенных компаний, от 8 до 12 тыс. тонн. Здесь потребность также не закрыта, дефицит составляет 50-60%. Одновременно с этим происходит смещение потребительского спроса. Спрос на красный круглый томат сильно снижается по причине отсутствия вкуса и натуральности. При выборе томатов цена отходит на второй план, формируется потребность на вкусные качественные томаты. Для удовлетворения спроса торговая сеть готова к долгосрочным партнерствам с производителями с различными опциями, в том числе трехсторонние соглашения с участием крупной семенной компании.

Для приобретения полной записи конференции с презентациями спикеров и каталогом участников с контактными данными необходимо отправить заявку на сайте — https://greenhouseforum.ru/.

Фото: Диана Мелконян

Рекомендуем

Популярные статьи