Velenta_240x400_VL_4

Обзор российского рынка круп

0 653

Текст: Татьяна Мерзлякова, менеджер по маркетингу ГК «Step by Step»

Отечественный рынок круп долгое время был сложившимся сегментом, в котором сильных изменений не происходило, и в основной массе он был достаточно инертным. Связанно это было с консервативностью потребителей, с их вполне сформированными вкусами, что не побуждало производителей к поиску новинок. Но на фоне роста популярности здорового образа жизни спрос на полезные продукты стал увеличиваться. Как отмечают специалисты, рынок «здоровых» продуктов весьма быстрорастущий сегмент. Поэтому в настоящее время производители круп стали разрабатывать новую продукцию, а также продвигать старую, обращая внимание потребителей на ее полезные свойства.

Тема круп как здоровой пищи для рассмотрения актуальна: практически все их виды обладают ценными соединениями и полезными свойствами.

Что выбирает покупатель

Сейчас российский рынок круп дополняется новинками, а покупатель становится всё более разборчивым при выборе товара. Кроме традиционных круп и хлопьев сегодня предлагаются:

— зерновые завтраки,

— крупяные пакетированные гарниры,

— каши и хлопья быстрого приготовления,

— моментальные каши,

— мюсли,

— особые каши — с добавлением овощей и мяса.

Многие производители делают ставку на продукцию, которая отличается полезными свойствами, а также отсутствием обработки химикатами. Например, стали появляться необычные сорта риса — среди потребителей стал популярен нешлифованный (бурый) рис, который считается самым полезным видом данной крупы. Новый продукт пришел к нам с Востока. Коричневый рис содержит в себе гораздо больше клетчатки, белка, витаминов и растительных жиров. Продукт стал активно рекомендоваться для похудения.

Гречневая крупа — самая привычная для жителей России. В нашей стране она считается очень полезным продуктом, ее рекомендуют вводить в рацион при заболеваниях сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Таким образом, задача производителей — просто напоминать потребителям о полезных свойствах той или иной крупы.

Покупатель становится всё более информированным и внимательным к содержанию употребляемых продуктов. Предпочтения в выборе действительно всё чаще отдаются в пользу пусть и дорогих, но более здоровых и экологически чистых продуктов. Их упаковка на сегодняшний день становится не просто маркетинговым инструментом для продвижения товара на рынке, а основным источником информации, который сообщает потребителю о свойствах того или иного продукта. На прилавках почти не осталось развесной продукции. Ориентируясь на западные принципы маркетинга, многие российские производители отказались от производства весовой продукции.

Показатели рынка

Рассмотрим динамику развития рынка более подробно. Динамика валовых сборов зерновых культур скачкообразна, что неудивительно, поскольку урожайность зависит от погодных условий. Среднегодовой валовой сбор зерновых культур за 2002—2012 гг. составил 82,14 млн т. Сегодня отечественный рынок круп насчитывает около 400 предприятий-производителей, из них половина — средние и крупные предприятия.

По оценкам экспертов, отечественный рынок круп в 2013 году увеличил свой объем в натуральном выражении. Так, за десять месяцев 2013 года объем российского рынка в натуральном выражении увеличился более чем на 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

В 2013 году была произведена 1,33 млн т крупы, а в 2012-м объем составил 1,35 млн т. То есть произошел небольшой спад производства, который не отразился на объеме рынка в целом в связи с увеличением импортных поставок. За январь — февраль 2014 года объем производства крупы составил 213351 т, это больше, чем за аналогичный период 2013 года, на 12 процентов. Согласно прогнозу Минэкономразвития, производство круп в нашей стране в 2014—2015 гг. будет расти со средним темпом 4—5 процентов в год. К 2015 году ожидается, что объем выработки увеличится более чем на 30 процентов относительно показателя 2011 года и достигнет 1,54 млн т.

Российский рынок преимущественно заполнен отечественной продукцией, в структуре нашего рынка ее доля составляет более 80 процентов. Большая часть производства в России расположена в Южном и Сибирском федеральных округах, где совокупно вырабатывается свыше 60 процентов всего объема круп. Одной из особенностей их производства является территориальный разброс по видам. Например, Южный федеральный округ выпускает 90 процентов рисовой крупы от всего отечественного объема производства данной продукции.

Однако, по оценкам экспертов, начиная с 2010 года, доля импортной продукции стала возрастать. Это сказалось на объеме рынка, так как его рост обусловлен увеличением импорта. Объем импортных поставок только за 10 месяцев 2013 года превысил показатели за полный 2012 год. Таким образом, в принадлежащую отечественным производителям сферу потихоньку пробирается иностранная продукция. Появляются на прилавках и экзотические виды круп, которые пока непривычны покупателю, но уже интересны. Основная доля импорта приходится на рисовую крупу: она составляет 75 процентов зарубежных поставок. Больше всего рисовой крупы завозится в Россию из Индии, Мьянмы и Вьетнама. За январь — февраль 2014 года в нашу страну поступило 12,1 тыс. т крупы из риса, что на 23 процента меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Экспорт круп из России относительно невелик, однако в последние годы он показывает положительную динамику. Основные покупатели отечественной продукции — Узбекистан, Азербайджан, Монголия, Таджикистан.

Рассмотрим ценовую динамику на рынке круп. На начало 2014 года в основном сохранилась тенденция к снижению их стоимости. Так, в 2012 году цена гречневой крупы била все возможные рекорды роста. Сейчас она вернулась к нормальному рыночному уровню, уменьшившись по сравнению с пиковыми значениями более чем в пять раз. По оценкам экспертов, исключением в общей тенденции снижения цен может стать пшено. Зерновой рынок вошел в сезон 2013—2014 гг. практически без запасов проса, а валовой сбор 2013 г. оказался ниже необходимого уровня.

Ближайшие прогнозы

Уровень потребления рисовой, гречневой, пшеничной, овсяной, перловой и прочих видов круп в России на 2013 год составил более 20 кг на душу населения. Основная доля потребления приходится на рис, гречку, геркулес, пшено и манку: данный вид круп занимает около 80 процентов от объема потребления. По оценкам специалистов, у данного сектора сельхозпроизводства есть потенциал развития и расширения. Производители будут искать новые продукты, которые смогут изменить структуру продаж или улучшить ее. Объему рынка присущи существенные колебания из года в год, что связано с погодными условиями. В разные годы, в зависимости от объемов производства и урожайности, степень насыщенности рынка круп различна.

В связи с увеличением объема рынка в 2013 году эксперты прогнозируют его рост и в 2014—2015 гг., что позволяет называть рынок круп перспективным. В 2014—2017 гг. продажи круп, по прогнозам аналитиков, на российском рынке будут расти в среднем на 1 процент в год. К концу отмеченного периода показатель достигнет 1,4 млн т.

 

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

баннер на сайт 2

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.