Учиться никогда не поздно: рынок дополнительного образования в России

0 2560

Текст: И. И. Бахметьев, С. Ю. Концевая, А. В. Хохлов, ФГБОУ ДПОС «Российская академия кадрового обеспечения АПК»

Возможность получения дополнительного образования в порядке повышения квалификации специалиста или его переподготовки — важный инструмент регуляции рынка труда. Он снижает потенциальную социальную напряженность, повышает уровень самооценки и, в конечном итоге, качество работы.

Сейчас отсутствует полноценная статистика востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием и по трудоустройству выпускников высшей школы по полученной специальности. Такое состояние дел неудовлетворительно. Особенно, когда, с одной стороны, существует избыток рабочей силы, а с другой — дефицит работников необходимых специальностей. Это состояние на рынке труда усугубляется безработицей и проблемой, при которой специалист работает, но отнюдь не по приобретенной специальности. Оценить масштабы такого явления сложно, так как работник — формально трудоустроен. На размеры этого в значительной степени влияют и раздутые штаты, когда вместо одного сотрудника для выполнения такого же объема заданий привлекается несколько человек. Это отчетливо выявил недавний кризис, когда потребовалось реально, а не на бумаге, сократить накладные расходы и повысить производительность труда.

Потребности рынка

Фактическим инструментом учета реальной потребности рынка труда служат федеральные и региональные биржи труда, сопоставляющие наличие спроса и предложения на те или иные профессии и специальности. Но, к сожалению, этот инструмент не дает всей полноты информации, так как учитывает лишь официально поступившие запросы и предложения. Так же, значительную роль на рынке труда играют рекрутинговые агентства и самостоятельный поиск работы через систему частных объявлений о найме и предложении профессиональных услуг. В результате сложившихся условий часто возникает ситуация с избытком предложений в сфере одних профессий и их недостатком в других. Немалую путаницу в картину учета востребованности вносит и система устойчиво циркулирующих слухов, объявляющих какую-либо специализацию крайне востребованной и доходной. Чаще всего это юристы, экономисты и менеджеры разного уровня. Хотя люди, владеющие иной специальностью, якобы не могут найти работу с учетом своих профессиональных навыков, например, врачи, педагоги и инженеры.

Частные образовательные учреждения вносят существенную долю в численность невостребованных специалистов с высшим профессиональным образованием. Если не касаться качества подготовки специалистов этими заведениями, то большинство ВУЗов, признанных государством неэффективными в плане педагогической деятельности, относятся именно к этому типу образовательных учреждений. Очевиден и тот факт, что гуманитарные дисциплины наиболее привлекательны именно для частных ВУЗов. Для их преподавания требуется только учебная аудитория со столами, стульями и кафедрой преподавателя, доска и мел. Именно они сулят максимальную прибыль. Но преподавание естественных или инженерных дисциплин требует существенных первоначальных вложений капитала в оборудование и оснащение учебных аудиторий и лабораторий. А, значит, что юридические и экономические дисциплины, а из медицинских специальностей — психология, всегда будут наиболее востребованы частными учебными заведениями. Они планируют свою деятельность, исключительно исходя из уровня собственной доходности, без оглядки на реальное положение дел на рынке труда и востребованности своих выпускников.

Современная предпринимательская деятельность требует не только глубоких специальных умений и навыков, но и знаний из несмежных дисциплин. Например, собственнику малого предприятия или индивидуальному предпринимателю с ограниченными финансовыми средствами часто бывает необходимо самому владеть навыками бухгалтерского учета, менеджмента, управления персоналом и прочими высокими материями из области экономических и управленческих дисциплин. Подобная потребность в профессиональной подготовке, должна быть предусмотрена и реализована в системе высшего образования. Но, на практике все не так хорошо. Некоторые ВУЗы включают весьма сокращенные и упрощенные курсы соответствующих дисциплин в обязательную программу обучения, а некоторые преподают их в виде факультативов. Понять и объяснить позицию высшей школы можно с точки зрения объема и сложности преподаваемых основных курсов специальных дисциплин. Поэтому теория управления, экономика, юриспруденция вытесняются в область так называемых «проходных предметов» в большинстве образовательных учреждений современной высшей школы, за исключением профильных факультетов и институтов.

Современные науки настолько быстро развиваются, что фактологическое наполнение учебных курсов не успевает за изменениями научных представлений. Исправление и дополнение пособий и программ обучения требует длительного периода согласования, утверждения и аккредитации. Разумеется, система комплексной проверки наполнения учебных курсов должна существовать, чтобы сомнительные «открытия» и «нововведения» не разъедали саму систему научных представлений. Но существующий порядок сильно затрудняет включение в учебную программу таких необходимых дисциплин, как базовые юридические и экономические курсы. Современная система высшего специального образования должна поддерживать многоуровневое обучение с возможностью постоянного повышения квалификации, и даже смены специализации.

Необходима система

Многоуровневое образование — это подготовка необходимых экономике специалистов разного уровня квалификации на основе анализа спроса и предложения на рынке труда. Общегосударственная система подготовки должна поставлять на этот рынок и энциклопедистов-аналитиков, и грамотных узких специалистов и простых исполнителей. Одновременно такая система обучения должна обеспечивать возможность перехода работника из одной квалификационной группы в другую, что подразумевает получение уже сложившимися специалистами дополнительных знаний и профессиональных навыков. Традиционное многоуровневое образование на общегосударственном уровне в полном объеме сейчас уже не поддерживается, из-за изменений в системе ПТУ, обеспечивающей подготовку работников низшего и среднего звена. Но оно еще существует в давно сложившейся системе ВУЗов страны, которую до сих пор не сумели разрушить все нововведения в систему высшего образования. Особо настораживает довольно существенное снижение качества подготовки молодых специалистов. Этому виной многие причины. Такие как, например, постепенное снижение качества школьного образования. В этой тенденции не последнюю роль играет практика в области подготовки и внедрения учебных пособий в школьную программу, и система ЕГЭ, отменившая входной фильтр в виде вступительных экзаменов в ВУЗы. В этот перечень можно включить и общее снижение качества учебной и учебно-методической литературы, в которую стали проникать грубейшие фактологические ошибки и непроверенные сведения. А так же существенное снижение интереса студентов к обучению и самообразованию. Последнее явление непонятно, так как оно формируется на фоне широкой информатизации общества и почти повсеместного распространения интернета, что предоставляет в распоряжение студентов практически любые информационные ресурсы. Даже языковые барьеры стали уже не столь абсолютны при существующей доступности встроенных в поисковые системы многоязычных, автоматизированных систем перевода. А самое главное, во многих ВУЗах ухудшилось само качество преподавания, так как нарушилась преемственность подготовки и регулярной смены профессорско-преподавательских кадров.

В результате приходится констатировать, что полученная квалификация и базовая теоретическая подготовка выпускников ВУЗов во многих случаях явно недостаточна молодому специалисту для качественного исполнения своих должностных обязанностей. Поэтому послевузовская стажировка и обучение на рабочем месте вчерашнего выпускника уже стали общепринятой практикой подготовки специалистов надлежащей квалификации для нужд предприятия. Более того, вчерашние выпускники с удивлением обнаруживают, что полученные ими в ВУЗе знания, умения и навыки не только не гарантируют, но даже не позволяют претендовать на сколько-нибудь значимую должность с соответствующим заработком. Порой само предложение пройти стажировку на рабочем месте часто повергает их в шок. Наконец, молодой специалист может столкнуться с тем, что дисциплины, которые он считал при обучении необязательными и проходными, оказываются крайне необходимыми для его работы. Нужно признать необходимостью создание работоспособной системы комплексного образования, поддерживающее в полном объеме принципы «непрерывного обучения». То есть, подготовка квалифицированного специалиста начинается едва ли не с дошкольного учреждения, но не заканчивается с получением им диплома о высшем образовании. При этом подразумевается стройная система регулярных курсов послевузовского повышения квалификации и переподготовки с целью обеспечения рынка труда востребованными специалистами требуемой квалификации.

Существующая система подготовки специалистов по программам высшего профессионального образования не обеспечивает их надлежащую квалификацию, необходимую для полноценной работы, и практически не учитывает потребности рынка труда. Молодой специалист, попавший в такую ситуацию, часто испытывает чувство острейшего разочарования в выбранной профессии и неудовлетворенность его сложившимся социальным статусом. Если учесть малую доступность информации о вакансиях на региональных рынках труда и серьезные трудности при смене места жительства, связанные с дороговизной жилья, то ситуация, в которую попадает молодой специалист, может показаться ему абсолютно безвыходной. В еще более сложной ситуации оказываются специалисты среднего возраста, по разным причинам потерявшие работу. С одной стороны, их опыт и квалификация позволяют претендовать на значимые должности и высокую оплату труда. С другой, работодатели часто не заинтересованы в их приеме на работу вследствие довольно значительного возраста и все той же необходимости платить им высокую зарплату. Специалисту могут потребоваться не только узкоспециальные знания, но и определенная подготовленность в других профессиональных вопросах. Это также может помешать ему занять имеющуюся вакансию.

Расцвет любительства

Наиболее очевидным и простым выходом из создавшейся ситуации для соискателя вакантных должностей стала система послевузовского повышения квалификации и переподготовки специалистов. Наиболее оперативно на этот социальный заказ отреагировали поставщики всевозможных платных услуг, которые практически бесконтрольно захватили весь указанный рынок. Можно еще согласиться с тем, что крупная фирма создает специальный отдел повышения квалификации специалистов исключительно для внутренних нужд или ВУЗ организует факультет повышения квалификации пусть даже и на платной основе. Но предоставление таких услуг на платной основе некоей случайной организацией не оправданно. Качество услуг таких фирм, обычно оставляет желать лучшего. Часто сама эта услуга предоставляется с нарушением действующего законодательства, где игнорируется основное требование обязательного лицензирования образовательной деятельности. Все эти многочисленные сертификаты и удостоверения, выданные частными организациями о прохождении специалистом повышения квалификации в течение всего нескольких часов, ничего кроме недоумения у работодателей не вызывают. Еще более странными представляются сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации, которые выдаются оргкомитетами всевозможных выставок и конференций, что ведет к неприязненному отношению работодателя к этим документам.

Государство пытается исправить эту неблагоприятную ситуацию путем прекращения деятельности одних образовательных учреждений или слиянием других. Но, положение по-прежнему остается сложным. Такая тенденция усугубляется тем, что в осуществлении новых видов профессиональной деятельности продолжается развитие специализации. В связи с этим растет и потребность в дополнительных знаниях умениях и навыках, на первый взгляд совершенно несвязанных с основной подготовкой работника.

Больший экономический и социальный эффект может принести развитая система государственного повышения квалификации и переподготовки специалистов, причем начинаться эти система должна еще со студенческой скамьи. Так, во времена СССР при многих ВУЗах существовали дополнительные факультеты и отделения, предоставляющие возможность получить вторую специальность. Любой студент, избравший для себя определенное направление деятельности после получения диплома, может придти к выводу о необходимости получения дополнительных знаний, и государство должно предоставить ему такую возможность. Точно так же любой уже дипломированный специалист должен иметь возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень. Мало того, что вышеуказанное требование явно прописано в законодательных актах в отношении целого ряда профессий и специальностей. Необходимо, чтобы повышение квалификации стало насущной потребностью и постоянной практикой любого специалиста с высшим образованием.

Доверять профессионалам

Государство имеет все возможности составить действенную конкуренцию фирмам, представленным на рынке услуг по повышению квалификации, ведь государственные ВУЗы оснащены лучше и имеют более квалифицированный штат преподавателей. И, будучи бюджетными организациями, государственные заведения могут предоставлять такие услуги на безвозмездной основе. Это привлекательно для специалистов, работающих на государственных предприятиях, в сфере малого бизнеса или индивидуального предпринимательства. Лицензированные государственные образовательные учреждения, предоставляющие услуги по повышению квалификации специалистов, вправе выдавать сертификат или удостоверение утвержденного государственного образца по аккредитованным программам. К ним у работодателя уже сложилось доверительное отношение, в отличие от красивых, но не подкрепленных авторитетом, аналогичных документов частных фирм.

Комплексная система курсов дополнительного образования должна предусматривать возможность повышения квалификации, расширение профессионального кругозора путем приобретения дополнительных знаний и полную переподготовку со сменой специализации по нескольким направлениям:

Во-первых, курсы повышения квалификации, основная цель которых заключается в углублении профессиональных знаний в пределах уже выбранной специализации. Эти курсы позволяют специалисту сохранить высокий уровень компетентности в профессиональных вопросах в соответствии с текущим развитием теоретических представлений и их практической реализацией.

Во-вторых, такие курсы расширяют компетентность специалиста вместе с приобретением новой специализации, но в пределах общего профессионального направления. Так, ветеринарный врач после прохождения курса обучения может приобрести специализацию невропатолога, окулиста или кардиолога, оставаясь по-прежнему в рамках ветеринарной медицины.

В-третьих, программа курсов, предоставляющие дополнительные знания, вне пределов профессиональных интересов специалиста, но необходимые ему для осуществления избранного вида деятельности. Например, специалисту в конкретной профессиональной области могут потребоваться дополнительные знания по юриспруденции, делопроизводству, бухгалтерскому учету и прочим специальным дисциплинам, например, при организации собственного предприятия.

В-четвертых, необходимы курсы, предусматривающие полноценную переподготовку специалиста со сменой его специализации и вида профессиональной деятельности. Особенно они необходимы там, где имеется избыток специалистов в одной сфере деятельности при одновременной их нехватке в другой. В этом случае быстрее и дешевле обеспечить возможность переподготовки специалиста с уже имеющимся базовым образованием, чем готовить нового. Возможность получения новой специализации может сократить безработицу и снизить социальное напряжение, поскольку существенно расширяет круг поиска вакансий для соискателя, одновременно владеющего несколькими специальностями.

Сделай себя сам

При возникновении насущной потребности, наличие настойчивости, и умении работать с информационными источниками любой специалист сможет получить необходимые ему знания путем самообразования. Но встает вопрос, насколько они будут точными и востребованными. Так, например, любой закон по вступлении в силу обычно обрастает подзаконными актами, комментариями и разъяснениями, примерами правоприменительной практики и прочими специальными документами и материалами, которые могут и не попасть в поле зрения человека, занимающегося самообразованием. Более того, он может даже не подозревать о самом существовании таких материалов. Напротив, на соответствующих курсах повышения квалификации слушателю, не только перечислят законы, регулирующие его предполагаемую деятельность, но и предоставят список дополнительных материалов, и типовые образцы необходимых документов, приведут примеры из правоприменительной практики. При самообразовании следует учитывать, что далеко не все материалы, почерпнутые в интернете или печатных изданиях, могут быть точными и безошибочными. В них возможны терминологические погрешности, сведения, расходящиеся с современными и общепризнанными научными представлениями, материалы рекламного характера сомнительной познавательной ценности, личные мнения авторов и тому подобный «информационный мусор». Информация же на курсах повышения квалификации, как правило, содержит проверенные сведения и апробированные методы. Что повышает познавательную ценность указанных курсов по сравнению с самообразованием, особенно в тех случаях, когда необходимые знания находятся далеко за пределами профессиональной компетенции специалиста. Кроме того, процесс самообучения не предусматривает получения диплома, удостоверения или сертификата, подтверждающего расширение профессиональной компетенции специалиста. Официальные же курсы, как правило, завершаются итоговым тестированием и вручением соответствующего документа о дополнительном образовании.

При организации дополнительного обучения специалистов обычно нерешенным остается вопрос о привлечении слушателей. Худший вариант решения этого вопроса — волевое принуждение специалистов к «прослушиванию» курсов руководством предприятия. Создание условий для появления интереса и необходимости получения дополнительных знаний станет более эффективным методом. Столь же неэффективным считается и отсутствие систематической работы по привлечению слушателей. Широкое и подробное оповещение специалистов разного уровня о возможности повышения профессиональной компетенции, приобретении дополнительной специализации и даже ее смене, несомненно, необходимо. Но для успешного осуществления деятельности в области дополнительного образования этого недостаточно. Столь же необходима и мотивация специалистов. Такими факторами могут быть личная или общественная мотивация.

Социальную мотивацию могут создавать служебные отношения, когда на желаемую должность руководителем предприятия назначается лицо, прошедшее переподготовку. Повышение квалификации, необходимое для успешного осуществления новых обязанностей, и связанное с этим изменение отношений в коллективе, вызывает дополнительный интерес и стимул к получению дополнительного образования у других работников.

Возможность получения дополнительного образования в порядке повышения квалификации специалиста или его переподготовки — важнейший инструмент регуляции рынка труда, снижение потенциальной социальной напряженности, повышение уровня самооценки и, в конечном итоге, повышение качества его работы.

 

Подписаться на статьи

Наши новости
Cпециальные предложения
Cобытия и конференции

баннер на сайт 2

© 2013 Агробизнес. Ежедневное интернет-издание о новом поколении предпринимателей. Использование материалов Агробизнеса разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам. Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет.