Молодые специалисты в АПК: их ожидания vs. реалии рынка труда
Текст: Юлия Аксенова, руководитель группы консультантов, Ирина Елисеева, Диана Хасанова, Дарья Решетникова, консультанты по подбору персонала, ANCOR Industry
В последние годы активно развивается направление производства и переработки сельскохозяйственной продукции, и в АПК постоянно нужны новые кадры. Конкурс на место при поступлении в аграрные вузы достаточно высок, но после получения диплома далеко не все выпускники стремятся искать работу по специальности.
Мы хотели бы поделиться своими наблюдениями о том, каковы пожелания к будущему месту работы у начинающих агрономов, инженеров, ветеринарных врачей, а также что готовы предложить молодым специалистам работодатели.
Ожидания специалистов, начинающих карьеру в АПК
Как правило, студенты агрономических, инженерных, ветеринарных факультетов в ходе обучения проходят обязательную производственную практику на сельскохозяйственных предприятиях в России или за рубежом. Это дает им возможность к моменту получения диплома указать в резюме пусть минимальный (3-6 месяцев), но опыт работы по специальности. Зарплатные ожидания у начинающих специалистов следующие:
- Агроном - 25 000 - 30 000 рублей в месяц.
- Ветеринарный врач - 20 000 – 25 000 рублей в месяц.
- Инженер – 20 000 – 25 000 рублей в месяц.
Помимо соответствующей заработной платы, молодые специалисты ожидают от работодателей компенсацию аренды или предоставление служебного жилья – если вакансия предполагает релокацию, компенсацию стоимости ГСМ (горюче-смазочных материалов) и амортизации – если им приходится использовать личный автомобиль, а также доставку служебным транспортом к месту работы.
Стоит отметить, что, отработав 1-2 года в компании, молодые специалисты оценивают свой труд существенно выше:
- Агроном – 35 000 – 40 000 рублей в месяц.
- Ветеринарный врач – 30 000 – 35 000 рублей в месяц.
- Инженер – 35 000 – 40 000 рублей в месяц.
Как правило, эти цифры равны среднерыночному уровню зарплат в регионах или даже превышают его. Таким образом, мы видим, что начинающие специалисты в сфере сельскохозяйственного производства достаточно быстро переводят себя в статус высококвалифицированных кадров и рассчитывают на соответствующее вознаграждение.
Демотивирующие факторы
Есть ряд факторов, которые препятствуют успешному привлечению молодых специалистов в аграрный сектор.
Во-первых, в среде школьников и студентов распространены стереотипы о низком уровне развития аграрной отрасли, а также о неудовлетворительных условиях труда в сельской местности. Именно поэтому важную роль играет производственная практика, позволяющая понять, как устроено производство в сельском хозяйстве и насколько оно высокотехнологично.
Во-вторых, после обучения и длительного проживания в крупных городах молодые люди не стремятся переезжать в сельскую местность, где не так развита инфраструктура, значительно меньше возможностей для развлечений. Эту проблему стараются решить работодатели, организовывая доставку к производственным площадкам из более привлекательных для проживания населенных пунктов, а также инвестируя в развитие сёл.
В-третьих, для ряда направлений АПК – особенно это касается отрасли растениеводства – характерна сезонная работа в полях, когда рабочий день агрономов и инженеров является ненормированным, а выходные - редкими. Не все начинающие специалисты готовы к таким нагрузкам. По этой причине мы наблюдаем отток агрономов с 2-3-летним опытом работы из производственной отрасли. Чаще всего они переходят в область продаж, где нагрузки меньше, а оплата труда иногда выше.
Проактивная позиция компаний
Крупные производственные компании сектора АПК ведут системную работу по привлечению молодых специалистов. В ряде компаний есть целые отделы по взаимодействию с вузами и работе со стажерами. Связано это с высокими потребностями компаний в персонале и необходимостью формирования кадрового резерва.
Большинство агрохолдингов и крупных компаний-производителей средств защиты растений, семян, техники предлагают программы стажировок для выпускников профильного для них направления, а также предоставляют студентам возможность временного трудоустройства. Кроме того, у ряда работодателей есть стипендиальные программы для учащихся вузов, предполагающие последующий найм в штат компании.
Тесное сотрудничество с ведущими аграрными вузами позволяет работодателям развивать свой HR-бренд, а также привлекать в компанию самых способных и профессионально ориентированных студентов и выпускников.
Так, на рынке производителей сельскохозяйственной техники есть пример иностранной компании, которая реализует дуальную систему обучения студентов профильных ссузов. Компания заключила договоры с двумя местными колледжами и обучает студентов как в профильных классах в учебных заведениях, так и на базе предприятия. По завершении обучения лучшие выпускники получают приглашение работать на производственных площадках компании.
Еще один пример – Школа бизнеса, организованная Ассоциацией европейского бизнеса (АЕБ) совместно с ведущими вузами Краснодара. АНКОР более пяти лет является активным участником этого проекта. Его суть – в дополнительном обучении студентов последних курсов, которое проводят топ-менеджеры международных компаний – членов АЕБ. Школа бизнеса АЕБ охватывает различные сферы бизнеса, в том числе и АПК. По итогам обучения выпускники получают сертификаты, которые пополнят их портфолио и могут дать им преимущество при трудоустройстве. Кроме того, участие в проекте – это возможность быть замеченными ведущими компаниями АПК.
Что касается предлагаемых условий работы для начинающих специалистов, то они, как правило, соответствуют ожиданиям соискателей, обозначенным нами выше. На период стажировок многие компании обеспечивают студентов всем необходимым (жилье, питание), а также приобретают билеты для поездки на предприятие.
Ряд крупных работодателей оплачивает период стажировки. По структуре заработная плата стажеров, как правило, отличается от зарплаты сотрудников: вторые имеют окладную и премиальную часть, тогда как доход первых состоит только из фиксированной окладной части.
Небольшие предприятия не всегда имеют возможность пригласить студентов профильных вузов на стажировки. Это объясняется тем, что работа со студентами требует много сил и времени, необходим терпеливый наставник, который будет вводить начинающего специалиста в курс дела и делиться опытом. Не все компании могут себе это позволить, особенно в разгар полевого сезона. По этой причине выпускники предпочитают трудоустройство в агрохолдинги, где проходили практику и где разработаны программы адаптации для стажеров.
Большие возможности. Рекомендации для начинающих специалистов в АПК
Мы можем с уверенностью сказать, что предложений о работе для начинающих агрономов, ветеринарных врачей, технологов, инженеров практически во всех регионах много. Именно поэтому еще на этапе обучения студентам важно занимать проактивную позицию и выяснять в вузе всю информацию о потенциальных работодателях.
Отдельно хотели бы отметить, что знание иностранных языков открывает двери в международные компании. Агрономы, инженеры, технологи, владеющие английским языком, даже при минимальном опыте работы имеют большие шансы на успешную карьеру.
Относительно стажировок: выпускникам не стоит их бояться, даже если они не оплачиваются. Стажировки и практики – возможность погрузиться в интересующую сферу, попробовать себя и понять, стоит ли связывать свою карьеру и жизнь с данной специальностью. Они помогают восполнить недостаток практических навыков и развеять мифы о профессии, которые могли сформироваться в процессе обучения. Стажер или практикант нарабатывает связи в профессиональной сфере и получает опыт. Как правило, стажировка длится несколько месяцев, и возможность получить после нее предложение о работе достаточно высока, особенно в крупных компаниях. Однако даже если этого не произойдет, стажировка – это опыт, который в дальнейшем обогатит резюме и заинтересует других потенциальных работодателей.