Животноводство 6 апреля 2020

Качество с любовью

Качество с любовью

Илья Рагозин

основатель компании Moloko Group

Беседовала Анастасия Кирьянова

В нашей стране функционирует достаточно большое количество малых и средних предприятий, специализирующихся на молочном скотоводстве. Однако лишь некоторым из них удалось за весьма непродолжительное время эффективно наладить все необходимые процессы для получения высококачественного молока и организовать собственную переработку.

Сегодня компаниям приходится сталкиваться с различными проблемами, среди которых, в том числе, недостаток государственной поддержки, неподходящие системы кормления и плохая генетика животных. Илья Рагозин, основатель компании Moloko Group, не только подробно рассказал* о положении в молочной отрасли, инвестиционной привлекательности данной сферы и перспективах ее становления, но и поделился опытом работы своего предприятия и планами его дальнейшего развития.

— Как вы можете оценить ситуацию в молочном направлении в нашей стране? Какие изменения произошли, и какие тенденции отмечаются сегодня? Каким образом они отразились на работе компании?

— Развитие этой отрасли неплохо стимулируется на уровнях Министерства сельского хозяйства РФ и субъектов, однако, на мой взгляд, принятых решений недостаточно, поскольку они лишь позволили крупным холдингам нарастить объемы производства. К сожалению, для того чтобы обеспечить занятость на селе и дать людям возможность заниматься молочным животноводством, имея небольшие частные хозяйства, оказанной поддержки мало.

Наша компания смогла получить все необходимые преференции, для того чтобы организовать собственный холдинг. Сегодня в него входят молочно-товарная ферма на 1000 голов дойного стада, являющаяся также племенным репродуктором для коров джерсейской и красной датской пород, производственные площадки для розлива молока и изготовления различных сыров: твердого «Гранд Премьер», сделанного по французской технологии, мягких «Паста Филата», представляющих итальянскую линейку, с голубой плесенью — «Джерси Блю» и «Горгонзола Дольче», а также полутвердых «Раклетт» и «Петит Премьер».

Джерси_Блю_pp1.png

— По вашему мнению, какова сегодня инвестиционная привлекательность молочной отрасли? Насколько перспективным и рентабельным может быть бизнес в этой сфере? В каких направлениях лучше развиваться компаниям?

— Сегодня какая-либо инвестиционная привлекательность у данного направления отсутствует. До тех пор, пока все проблемы молочного животноводства не станут учитываться при разработке способов поддержки и стимулирования, ее не будет, или она останется достаточной только для нескольких крупных холдингов. Необходимо, прежде всего, развивать небольшие хозяйства, сразу либо впоследствии объединенные в кооперативы. Такое решение даст возможность контролировать и производить качественное молоко и продукты. Данный подход реализуется во всех странах, успешно занимающихся получением этого сырья и изготовлением из него полезной продукции.

— Каковы ваши прогнозы дальнейшего развития молочной отрасли страны? В какой срок мы сможем выйти на самообеспечение молоком, и почему? Какие меры могли бы способствовать более эффективному развитию этого направления?

— Я не делаю прогнозы — могу лишь сказать, что в отрасли существуют проблемы, над которыми следует работать. На глобальном уровне необходимо стимулировать развитие данного направления таким образом, чтобы предложенных инструментов стало достаточно, и они были доступны небольшим частным компаниям и владельцам собственного малого стада. В этом случае такие хозяйства смогли бы с заботой и любовью заниматься своим делом и производить высококачественное молоко, из которого было бы возможно получать хорошие, доступные и полезные продукты для наших граждан.

— Расскажите подробнее о вашей компании: какие породы коров используются, и почему были выбраны именно они, какие годовые объемы молока удается получить?

— В год мы производим более 8000 т сырья, а выпуск готовой продукции достигает 30 т в месяц. Я очень внимательно изучал молочный скот, в результате чего выбрал джерсейскую и красную датскую породы. Они отличаются хорошей генетикой, крепким здоровьем и потрясающим качеством молока, отличающимся высоким содержанием белка, уникальными органолептическими особенностями и неповторимым вкусом. В частности, в молоке красной датской породы показатель жира варьирует от 4,1 до 5%, белка — 3,5–3,8%, а у джерсейских коров — 5–8 и 4,8–6% соответственно. Для получения таких значений крайне важно правильно кормить животных.

IMG_4112_pp.png

— Какие же системы кормления и выращивания коров применяются? Какие корма и добавки используются?

— Мы организовали ферму со свободным содержанием, при этом одна ее часть имеет оборудование для роботизированного доения, а другая — обычный доильный зал. Телята до двух месяцев находятся в индивидуальных домиках и выпаиваются молоком, после чего переводятся в специальное отделение на мягкую подстилку. Помимо этого, на ферме используется программа управления стадом AfiFarm, которая позволяет полностью контролировать работу с животными.

Мы заготавливаем грубые зеленые корма самостоятельно. Комбикорма, состоящие из ячменя, пшеницы и зерен кукурузы и в небольших количествах используемые для подкормки в доильных роботах, мы закупаем. Помимо этого, приобретаем премиксы для телят и необходимые минеральные добавки с целью обеспечения здоровья и компенсации за отдачу молока.

— Какие действия совершаются для повышения продуктивности коров и качества получаемого молока? Насколько они эффективны?

— Решений принимается много, и они являются комплексными. Самое важное — генетика коров. Каждую голову я отбирал за границей самостоятельно с помощью квалифицированных специалистов, что позволило получить очень высокий генетический уровень стада. Содержание, гигиена, рационы кормления — все это также влияет на продуктивность и качество молока.

— Сейчас активно обсуждается цифровизация сельского хозяйства в целом и отдельных его отраслей. Насколько перспективны такие технологии в животноводстве?

— По моему мнению, они только добавляют лишнюю стоимость. Мы производим продукты только из собственного сырья, в то время как крупные компании покупают его в разных хозяйствах, после чего весь объем смешивают, проводят бактофугирование и нормализацию. В данном процессе цифровизация практически ничего не даст компании или потребителю.

— Помимо молочного направления, одна из сфер деятельности агрохолдинга — племенное животноводство. С чем было связано решение ее развивать, и каких успехов уже удалось достичь?

— В нашей стране практически отсутствует воспроизводство качественного скота, что стало, по сути, глобальной отраслевой проблемой. Из-за нее хозяйствам приходится постоянно импортировать молочных животных. Более того, за рубежом сельхозпроизводителям из других стран многие специализированные фермы не хотят продавать своих коров, оставляя их для собственного развития. В связи с этим было решено самостоятельно разобраться в процессе воспроизводства и внести посильный вклад в получение адаптированного к нашим условиям скота. На предприятии уже родилось более 1000 племенных телочек, причем некоторые из них отелились. Это важное, непростое, благое дело, и я очень горжусь этим.

— Какие рекомендации по сокращению расходов и повышению эффективности производства вы могли бы дать собственникам молочных ферм?

— Прежде всего, не следует заниматься самодеятельностью. Многие граждане в различных регионах держат коров в личных подворьях, что представляется понятным и традиционным явлением. Однако для превращения молочного животноводства в бизнес необходимо использовать современные технологии, хорошую генетику, качественное доильное оборудование, например специального робота, который может стать прекрасным решением для небольших хозяйств, хорошо обрабатывать землю и применять лучшие семена. Мы всегда готовы делиться собственным опытом с сельхозпроизводителями.

— Каковы планы дальнейшего развития агрохолдинга? Какие новые проекты или направления предполагается открыть?

— В новом году мы планируем начать строительство второй фермы и завода по производству детского питания. У нас существуют различные проекты, которые будем постепенно реализовывать, но главной задачей по-прежнему остается развитие компании и производство качественной молочной продукции.

* Интервью впервые опубликовано в спецпроекте "Животноводство" журнала "Агробизнес" в январе 2020 г.





Популярные статьи