Животноводство Оборудование 14 сентября 2020

Маркировка — старт позитивных перемен

Маркировка — старт позитивных перемен

Юлия Соловьева

финансовый директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group

С приближением даты введения обязательной маркировки молочной продукции эта инициатива все активнее обсуждается представителями профессионального сообщества и общественности, получает отклик в СМИ. К чему готовиться отрасли? Какие проблемы и сложности возникают в связи с внедрением маркировки? Об этом рассказывает Юлия Соловьева, эксперт в области цифровизации промышленных предприятий, финансовый директор инвестиционно-технологического холдинга Original Group.

Молочный рынок – далеко не первый и не единственный в России, на котором внедряется маркировка. И в каждом случае ее введению обязательно предшествует глубокое изучение потребностей и проблем конкретной отрасли. Сейчас наша компания принимает активное участие в проводящемся эксперименте по маркировке молочной продукции: четыре пилотных проекта по мороженому, три — по мягкой упаковке Finn Pack (молоко, кефир), один по твердой упаковке Tetra Pak. Кроме того, мы ведем два пилота на производствах сыров, два — по творогу с ручной сериализацией и ручной агрегацией, а также проект по творожным сыркам (автоматическая сериализация, агрегация по счетной логике) и сгущенному молоку.

Некоторые участники рынка высказывают опасения относительно дороговизны маркировки, необходимого оборудования и программного обеспечения. Но крупные предприятия, которые понимают ценность более глубокого уровня цифровизации, не пугает стоимость проекта в диапазоне 15-60 млн руб. Если компания четко понимает, чего можно ожидать от Track & Trace, промышленных информационных систем нового класса, сомнений не остается. Например, буквально недавно компании — производителю мороженого — решение за 15 млн руб. показалось настолько эффективным и обоснованным, что они даже не стали пользоваться возможностью пилота, сразу заключили контракт. И это отнюдь не единственный производитель, который отказался от бесплатного пилота и, чтобы не терять время, сразу перешел к заключению контракта на внедрение.

Для микропредприятий уже сейчас разработано доступное решение — маркировка по подписке. Соответственно, стоимость этого проекта под ключ не превысит 100 тыс. руб.

Хорошая новость состоит в том, что стоимость маркировки будет со временем уменьшаться. Например, в 2019 году было принято решение о 100-процентной локализации производства компонентной базы в России, чтобы снять риски, связанные с возможным закрытием границ, обеспечить доступность сроков и снизить цену. Одновременно нам удалось многократно снизить стоимость экономичной пьезоэлектрической UV-печати на высокой скорости. Так, стоимость 42 мл чернил в картридже составляет около $100, а сольвентных чернил в литровых емкостях, которые мы используем — $80 за 1 литр.

Вообще, когда я слышу заявления о том, что компания тратит на маркировку десятки миллионов и даже более миллиарда рублей, первое, что мне хочется сделать – это взять и пересчитать проект. Невозможно рассуждать о цифрах, если проект не прозрачен, непонятен объем выпуска, форматы упаковок, способы нанесения, способы агрегации, количество линий и производственных участков, набор складских и логистических операций. Кстати, мы готовы сделать перерасчет для любого участника рынка, которого беспокоит высокая стоимость выбранного решения.

Важно помнить: маркировка — это не только о цене. Если использовать ее как повод для развития цифровой зрелости, оптимизации бизнес-процессов, углубления бережного производства и усиления позиций на рынке, сомнений в ее полезности не останется. Когда все участники рынка поймут, что маркировка — это, в первую очередь, программное обеспечение (а не принтеры, камеры и прочее), в отрасли будет запущена цепь позитивных преобразования для бизнеса.

Сейчас мы видим большой спрос на образовательные проекты в области маркировки. Это, как мне кажется, и есть реальный показатель отношения отрасли к маркировке. В настоящее время специалисты холдинга уже обучили более 100 молочных производств на курсе «Введение в маркировку молочной продукции», разобрали сложные ситуации, ответили на актуальные вопросы. Производители последовательно наращивают компетенции, чтобы не совершить ошибок во внедрении, предотвратить потери и получить преимущества для бизнеса от цифровизации. Ведь маркировка — международный тренд, а внедрение информационных систем Track & Trace — тренд ближайших пяти лет в России. 

Популярные статьи