С прицелом на органическое яблоко
Ирина Шулипина
Беседовала Анастасия Кирьянова
За последние годы многие отечественные производители плодовой продукции нарастили собственные мощности, и сейчас отрасль стремится к максимальному импортозамещению. Возникшие недавно трудности, связанные с ограничением товарооборота с рядом стран, должны стать еще большим стимулом к развитию внутреннего производства.
Одним из активно развивающихся предприятий является компания «Агроном-сад». Сегодня она считается практически лидером по производству яблок в Липецкой области и входит в топ-10 поставщиков данной продукции в России. Более того, она занимается выращиванием органических яблок. Несмотря на сложности, с которыми сейчас сталкивается отрасль, предприятие находится в активной подготовке к новому сезону, в ходе которого, по прогнозам, сбор плодов достигнет 40 тыс. т. Подробнее о работе компании, опыте выращивания органических яблок, которые в последнее время набирают популярность у покупателей в России, а также о перспективах развития рассказала Ирина Шулипина, директор направления разработки и внедрения новых технологий «Агроном-сад».
— Предприятие имеет богатую и длинную историю. Расскажите подробнее. Каких успехов удалось достичь за этот период? Каковы сегодня площадь садов, объемы получаемой продукции?
— Наша компания является ключевым производителем региона. В 2021 году у нас были зафиксированы рекордные показатели за последние несколько лет — 36 тыс. т продукции, что стало на 65% больше по сравнению с 2020 годом. Для хранения, сортировки и дальнейшей логистики яблок в октябре 2021 года мы запустили основную часть производственно-логистического комплекса — сортировочно-упаковочную линию Greefa производительностью 250 т в сутки. Могу сказать, что аналоги данной установки в Центральной России отсутствуют.
Одна из стратегических задач компании — развитие новых и перспективных каналов сбыта, а также оптимизация логистики, в частности становление направления e-grocery и проработка запуска прямой доставки от производства до конечного потребителя. В ближайшее время мы планируем начать реализацию проекта по приемке и сортировке яблок от небольших фермерских хозяйств. Следует отметить, что такая практика очень популярна за рубежом, и она позволит малым производителям попасть в крупнейшие торговые сети страны и участвовать в борьбе за рынок. Кроме того, данное решение простимулирует импортозамещение яблок в РФ.
— Какие сорта выращиваете?
— Мы предлагаем российскому потребителю качественное товарное яблоко и интересный сортовой портфель, который включает в том числе традиционные сорта — Богатырь, Жигулевское и Антоновка. Также в нем присутствует международная ассортиментная матрица, например плоды Хоней Крисп, Ред Чиф, Жеромин, Гала и прочие. Помимо производства традиционных и клубных сортов, мы зарегистрировали уже два сорта органических яблок — Имрус и Либерти.
— С чем связано решение о создании собственного питомника? Какие технологии получения саженцев применяются?
— Специализированный питомник компании расположен в Краснодарском крае. Он обеспечивает наши сады высококачественным посадочным материалом. Площадь данного производственного объекта составляет 20 га. Безвирусный сертифицированный подвой закупается в Европе, по технологии производства «зимней прививки» или «летней окулировки» саженцы выращиваются в питомнике, после чего доставляются в сады, будучи полностью готовыми к высадке. Качественное соблюдение всех методик, не уступающих стандартам производства в Европе, позволяет вырастить отличный посадочный материал.
— Имеется ли собственная переработка или планы по ее развитию?
— В новом производственно-логистическом комплексе, наряду с мощной сортировочной установкой и рядом инновационных упаковочных решений, мы запустили новую линию ускоренного компостирования. Принцип ее работы основан на безотходном производстве. Переработка органических и пищевых отходов происходит на специальном оборудовании rNature. Данный метод ускоренной биоферментации позволяет полностью переработать те плоды яблок, которые не соответствуют стандартам для поставки нашему потребителю. В дальнейшем полученный продукт используется в качестве удобрения для питания сада. Таким образом, цикл производства действительно становится полным, экологичным и соответствующим общеизвестным мировым стандартам.
— С чем связано решение о развитии сегмента органической продукции?
— В последнее время она пользуется все большей популярностью на российском рынке, ведь для потребителей стали важны качество и состав приобретаемой продукции, и мы следим за такими тенденциями. Научно доказано, что состав тканей органических яблок существенно разнообразнее. Более того, микробиом и антиоксидантный профиль свежих продуктов однажды могут стать стандартной информацией, которую будут указывать на упаковках наряду со сведениями о макрокомпонентах, витаминах и минералах.
Производителям необходимо соблюдать определенный ряд требований, чтобы получить продукт без применения химических средств защиты, регуляторов роста, минеральных удобрений. Это крайне сложный процесс, который требует высокого уровня готовности компании и профессионально проработанной бизнес-модели. Изначально все технологические регламенты сложные и трудоемкие, что неизбежно влияет на увеличение производственной себестоимости и на соразмерное повышение товарной цены.
— Каковы особенности выращивания органических яблок? Почему остановились на сортах Имрус и Либерти?
— Они были выбраны благодаря своим иммунным качествам, потому что именно генетические свойства почти на 70% определяют пригодность того или иного сорта для органического возделывания, а остальное уже обусловлено используемой технологией. Это не означает, что другие яблоки не могут быть выращены в качестве органических, но именно иммунные сорта являются приоритетными при реализации подобной задачи.
Наша компания обеспечивает параллельное производство органической продукции, соблюдая охранные зоны разграничения с традиционным садом, выделяя специальные единицы техники и применяя только разрешенные методы биологической защиты растений, не допускающие использование минеральных удобрений и химических средств. Образцы почвы, листа и плода обязательно проверяются на отсутствие следов синтетических пестицидов. Сбор органических яблок происходит в отдельные контейнеры, которые размещаются в специально отведенных для данной продукции камерах. Сортировка и упаковка реализуются в соответствии со всеми необходимыми требованиями к органическому производству. Кроме того, для технологического контроля мы используем уникальную систему прослеживаемости урожая от дерева до потребителя. Можно сказать, что наша компания — практически единственный поставщик органического яблока, представленный в федеральных торговых сетях. Нашу продукцию можно найти на прилавках магазинов «Перекресток», «ВкусВилл» и «Азбука Вкуса».
— Какова урожайность органических садов? Насколько она отличается от показателей при реализации традиционной технологии?
— Безусловно, продуктивность органических многолетних насаждений будет всегда отличаться от традиционных садов. В среднем она составляет 35–40 т/га, в то время как при обычном варианте на пике плодоношения превышает 50 т/га. Данная разница в 30% обуславливает основное отличие в стоимости органической продукции по сравнению с выращенной конвенциональным путем.
— В чем заключаются особенности сертификации органической продукции? Каковы планы по дальнейшему развитию этого направления?
— Процесс сертификации занимает три года, в конверсионный период которого мы как производитель не имеем права называть свою продукцию органической. При этом после получения документа ежегодно компания должна подтверждать свой статус. Сейчас мы располагаем 45 га органического сада, где, как уже отмечалось, произрастают сорта Имрус и Либерти. Мы планируем дальше развивать данное направление, для чего весной этого года заложим еще 50 га сада с сортом Либерти. На основе нашего опыта мы понимаем, что в дальнейшем органическое садоводство будет стремительно развиваться, однако необходимо провести большую работу по информированию российских потребителей о реальной пользе и преимуществе подобной продукции.
— Какими мерами господдержки удалось воспользоваться компании?
— Ежегодно мы закладываем свыше 100 га садов, реализуя программу импортозамещения. Так, в 2021 году площадь насаждений составила 130 га, а в этом году мы намерены посадить 120 га нового интенсивного сада. В связи с этим мы, как и все садоводы, претендуем на субсидии по закладке и уходу за многолетними насаждениями, а также по гидромелиоративным мероприятиям, то есть по установке систем капельного полива. Важными для нас являются субсидии на строительство холодильников, особенно актуальные для нашего производственно-логистического комплекса. Помимо вышеперечисленных мер государственной поддержки, у нас есть возможность возместить хотя бы часть понесенных расходов на раскорчевку участков сада, возраст которых превышает 25–30 лет и которые признаны неперспективными.
Обозначенные меры государственной поддержки помогают направить инвестиционные затраты на реализацию важных стратегических задач компании. Безусловно, нам также важно получать системную помощь в развитии органического сегмента садоводческой отрасли как на федеральном, так и на местном уровнях, чтобы мы могли более активно наращивать производство. Наша клиентоориентированность, техническое оснащение и широкий спектр упаковочных решений позволяют обеспечить высокое качество продукции.
— Нередко стоимость органической продукции оказывается достаточно высокой. Насколько она востребована у потребителя?
— Разница в стоимости соразмерна расходам на производство подобных продуктов. Они дополнительно включают фактор производительности сада, качество яблока на выходе после хранения и сортировки. Это прямая зависимость. Однако не следует забывать о пользе и преимуществах органически выращенной продукции. Так, в текущем сезоне объем продаж органических яблок увеличился в четыре раза по сравнению с предыдущим периодом. Мы рады, что наша компания может обеспечить вкусными и полезными плодами самых требовательных потребителей.
— Каковы перспективы органической продукции, в частности яблок, в нашей стране?
— В текущей ситуации крайне сложно сделать точный прогноз. Мы начали этот путь еще в 2015 году и видим, что многие садоводы крайне осторожно занимаются данным направлением. Большинство производителей предпочитают еще изучить и проследить тенденции, чтобы понять, насколько коммерчески выгоден будет рынок органической продукции. Однако с учетом меняющейся культуры потребления и тенденции развития здорового питания мы верим, что органическое производство будет и далее активно наращивать темпы роста.