Роберт Цизак, генеральный директор ООО «Квернеланд Груп СНГ»: СТАТЬ БЛИЖЕ
Подготовила Ольга Рогачева
История компании Kverneland Group начинается с 1879 года, когда ее основатель — Оле Гуннар Квернеланд — организовал семейный бизнес в небольшой кузнице, где делал косы и серпы. Через 100 лет его предприятие начало стремительно расширяться, в результате чего сейчас компания стала одной из ведущих в сельхозмашиностроении.
Kverneland Group внесла существенный вклад в развитие сельского хозяйства своей родины — Норвегии, где суровые климатические условия существенно его затормаживали. Опыт конструирования техники, приобретаемый многие годы, для работ в неблагоприятном климате на сильнокаменистых почвах северных стран помог бренду создать широкую линейку продукции, предназначенной для работы в самых тяжелых условиях, и быстро завоевать рынки других стран. Сегодня компания сотрудничает с 60 государствами мира и выпускает машины для подготовки почв и обработки их удобрениями, высева и ухода за посевами, кормозаготовки и кормления скота, а также электронные системы управления. Достаточно быстро стать сильным участником мирового рынка Kverneland Group смогла благодаря таланту конструкторов, которые придумали несколько популярных решений и технологий производства. Одно из таких уникальных изобретений — сверхлегкий и прочный сплав, используемый при изготовлении плугов и рабочих органов почвообрабатывающей техники, который гарантирует их качество и долговечность. Компания сама разрабатывает электронику, применяемую на ее оборудовании, что сегодня редко встретишь.
В России представительство этой торговой марки начало свою деятельность в 2005 году, однако техника поставляется с середины 1990-х годов. С 2007 года Kverneland Group стала собирать свои машины в нашей стране. В 2014 году у компании появился новый завод в Липецке. Сегодня там производятся 10 наименований продукции: культиваторы, плуги, опрыскиватели, посевные машины, разбрасыватели удобрений и другие. Осуществляются процессы покраски, сборки и сварки оборудования, все больше используются российские компоненты. Например, около 15 процентов продукции фирмы входит в список АО «Росагролизинг», так как она делается в России. Часть модельной линейки предприятие поставляет с европейских заводов. Компания принимает активное участие в аграрных выставках по всему миру. На одной из них Роберт Цизак, генеральный директор ООО «Квернеланд Груп СНГ», рассказал редакции «Журнала Агробизнес» о новинках сельхозтехники, итогах прошлого года и дальнейших планах компании.
— Расскажите подробнее о новых машинах, представленных на выставках в прошлом году.
— Мы демонстрировали традиционную технику — ту, которую уже давно делаем. Из новинок аграрии могли увидеть наши прессы, плуг нового поколения и самоходный опрыскиватель. В прошлом году компания получила награду «Машина года» за созданный нашими талантливыми специалистами навесной оборотный плуг ISOBUS Kverneland 2500 i-Plough. Также в Праге перед выставкой Agritechnica 2015 мы показывали наши инновационные разработки.
— Каковы планы компании на 2016 год?
— Основная задача — больше продавать. У нас есть собственный завод в городе Липецке, и часть выпускаемой продукции входит в программу «Росагролизинга». Мы точно знаем, что в этом году попадем под постановление 1432 по субсидиям, поэтому в наших планах — производить больше на заводе в Липецке и адаптировать европейскую технику под нужды России. Если в Европе самое большое хозяйство имеет максимум 1000 га, то в России агрохолдинги могут иметь по 500 тыс. га. Поэтому в РФ оборудование работает в других условиях, нежели в Германии.
— Комплектующие для техники компании только европейские, или вы сотрудничаете с российскими производителями?
— Бывает по-разному. Мы наращиваем нашу локализацию в России и все, что можно, закупаем у местных производителей, но есть определенные детали, которых здесь нет. Например, уникальная сталь на наших плугах. Она варится по собственному рецепту компании, и соответственно, ее нигде в России купить нельзя. Но все российские комплектующие проходят испытания на качество и, если они соответствуют требованиям, приобретаются.
— Можете поделиться, с какими поставщиками вы работаете? Кто ваши партнеры в России?
— Это очень большой список. У нас разные поставщики — по покраске, токарным работам, шинам. Главный критерий отбора той или иной компании один — все комплектующие должны быть качественными. Например, в прошлом году мы столкнулись с тем, что весна была достаточно дождливой, и во время сезона посева земля была очень влажной. Поэтому грунт забивался на колеса, и двигатели не справлялись. Теперь мы поняли, что это для нас большая проблема, потому что погодные условия в России меняются каждый год, и стали ее решать. В итоге с 2016 года все колеса серии HD поставляются со специальными шинами — дырявыми, где забивания не происходит.
— Какие клиенты в России для вас самые важные?
— Наши клиенты в принципе делятся на две группы. Первая — агрохолдинги, вторая — фермеры. Если их разделить по объемам продаж, то 65–70 процентов продукции мы продаем крупным предприятиям, а 30 процентов — средним и мелким аграриям.
— Представительства вашей компании есть по всей России?
— Да, сегодня уже охвачена вся страна. У нас 26 дилеров, у каждого из которых есть свои точки и представительства во всех аграрных регионах. Они существуют везде — от Московской области до Владивостока.
— Как вы планируете наращивать обороты?
— За счет завоевания доли рынка. Сейчас в России она составляет пять процентов, что немало. Хотя эта цифра представляется небольшой, но если говорить о суммах, то общий оборот составляет около полумиллиарда евро.
— Какой рост отмечался по итогам прошлого года?
— Прироста не было. Все, кто говорит, что у них наблюдался рост, — лукавят. Сейчас спад на мировом рынке. Если планы осуществятся, то у нас спад за прошлый год будет в пределах 10 процентов по сравнению с данными 2014 года. Хотя по рынку в целом снижение показателей сельского хозяйства за половину 2015 года относительно значений 2014 года составляет 51 процент. Поэтому спад в 10 процентов — достаточно большой, но это скорее плюс для нас.
— Да, у многих компаний наблюдался в прошлом году спад до 50 процентов.
— Нет, у нас все нормально. За прошедшие два года мы много денег и времени инвестировали в маркетинг, что дало результаты: наша компания стала ближе к клиенту. Сейчас покупатель не хочет приобретать машину, просто глядя на картинку, а желает убедиться, что технологии и техника, которые ему предлагаются, соответствует тому, что ему необходимо. Поэтому система показа является для компании приоритетом. В 2014 году было проведено порядка 70 демонстраций. Подобная система — большой плюс для производителей, потому что именно она позволяет потребителю выбирать технологию согласно тому, какие у него поля, как он работает на машинах. При этом мы всегда даем советы по производительности. Но важны не только агрегаты, но и сервис, и запчасти. Здесь компания тоже старается удовлетворить требования фермеров: сезон идет 24 часа в сутки, поэтому поставка комплектующих осуществляется семь дней в неделю. Мы много времени и средств выделяем на обучение дилеров как сервисного состава, так и продавцов, для того чтобы они могли налаживать и ремонтировать оборудование. Новинки и информацию о них мы получаем автоматически с производства, после чего обязательно едем на обучение на заводы-поставщики. Затем сервисные инженеры обучают специалистов дилера, с которыми общаются продавцы, а сам дилер уже осуществляет непосредственный контакт с клиентом.
— В этом году структура спроса поменялась? На нее повлияли события, происходящие с Россией?
— Конечно, спрос упал.
— Может быть, больше определенный вид техники стали покупать?
— У нас премиум-бренд, и он стоит своих денег, однако на цену существенно влияет курс рубля. Наше оборудование подорожало вдвое, и позволить его себе может не каждый. Те, кто понимает, что оно окупается даже по такому курсу, все равно его приобретают. Возможно, немного в меньшем объеме.
— На ваш взгляд, ситуация наладится или станет еще хуже?
— Прогнозировать тяжело, но по итогам аграрных выставок прошлого года и переговоров, которые мы вели с дилерами и с клиентами, я думаю, что мы сошли с мертвой точки, и будем двигаться вперед.
— Расскажите о вашей работе в странах СНГ.
— В Казахстане и Белоруссии, на Украине и в Прибалтике мы работаем с партнерами. Там нет представительств, но есть те же самые дилеры.
— Как вам удалось войти в российскую программу по субсидиям?
— У нас есть собственный завод в России, поэтому локализация техники составляет более 30 процентов, однако мы также выпускаем машины, имеющие 100 процентов локализации. То есть компания просто выполняет условия, поставленные в программе. Те предприятия, у которых есть свои заводы и производство в России, должны также субсидироваться.