Россия и Украина: законы и рынки
Беседовала Виктория Жученко
Неосведомленность людей в законодательстве зачастую оказывается ключевым фактором возникающих проблем, как в обычной жизни, так и в производственных моментах. Могут ли аграрии самостоятельно справиться с решением юридических проблем? И как ли сильно отличается подход к законодательству Украины и России в сфере АПК? На эти и другие вопросы нам ответит Олег Бойчук, советник практики слияний и поглощений и корпоративного права, руководитель практики недвижимости Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» в Украине.
— Какие принципиальные отличия в законодательстве Украины и России, регулирующем сферу АПК, вы можете выделить?
— Разницы в законодательствах России и Украины очень много, так как правовые системы наших стран, хоть и имеют общее прошлое, все-таки уже более 20 лет развивались самостоятельно. Тем не менее, из опыта сотрудничества с российскими компаниями, выходящими на украинский рынок в сфере АПК, могу сказать, что основные принципиальные подходы остались схожими. Полагаю, это определено тем, что АПК, как правило, достаточно консервативная и насыщенная социальными проблемами сфера, в которой государство, проводя реформы, пытается вести себя предельно осторожно и не так радикально, как это может случаться в других отраслях. По крайней мере, так в общих чертах выглядит ситуация в Украине.
На мой взгляд, основное различие заключается в том, что Россия все же показала бо́льшую скорость реформирования и усовершенствования отрасли и во многих регуляторных вопросах находится впереди Украины минимум на пять лет. Ярким примером тому является оборот земель — вопрос, который лежит в основе данной отрасли. Россия сформировала свою законодательную базу по этому вопросу и запустила рынок еще в начале 2000 г., в то время как Украина только сейчас подходит к такому решению, причем с большими трудностями.
До недавнего времени было еще одно отличие — это членство в ВТО. Но, с вступлением России в 2012 г в эту организацию, оба государства в этом вопросе почти уравнялись.
— Какие юридические услуги чаще всего требуются аграриям? С чем они не могут справиться самостоятельно?
— Чем крупнее организация, тем выше ее способность удерживать полноценный штат юристов, специализирующихся на всех вопросах, возникающих в процессе ее деятельности. В Украине это правило применимо к большинству компаний в сфере АПК. Многие крупные фирмы, способны самостоятельно обеспечивать ежедневные потребности в юридической работе, а внешних юристов привлекают только в исключительных случаях.
Это происходит, например, для сопровождения больших M&A сделок, особенно если к ним применяется иностранное право, но сегодня такие сделки на рынке большая редкость. Внешние юристы привлекаются для сопровождения привлечения компаниями долгового и долевого финансирования, особенно в сделках с иностранными инвесторами, хотя количество и масштабы таких сделок существенно сократились в период кризиса. Сторонние юристы также участвуют в рассмотрении существенных нестандартных споров в украинских судах или арбитражах, но нельзя сказать, что таких обращений много.
Практика нашего бюро показывает, что иностранные компании в сфере АПК чаще обращаются за юридической помощью к внешним юристам. Среди них многие касаются ситуаций, связанных с налоговыми и регуляторными вопросами (например, претензиями государственных органов к ценообразованию и соблюдению природоохранного законодательства). Это, связано с усилением контролирующей функции государства в этих сферах.
Мы отмечаем участившиеся вопросы к внешним юристам по случаям соблюдения норм антимонопольного законодательства, также в контексте сопровождения компаний в процессе проведения антимонопольного расследования.
— Насколько сегодня, по вашему мнению, привлекательно сельское хозяйство Украины для международных инвесторов?
— Интерес иностранных инвесторов в аграрной сфере в Украине подтвержден многочисленными примерами осуществленных зарубежных инвестиций в страну. Сектором, в котором иностранный капитал особенно заметен, является торговля зерном. Многие именитые международные зернотрейдеры (Luis Dreyfus, Cargill, Toepfer, Bunge и другие) уже давно работают в нашей стране, а некоторые вышли на рынок недавно (например, Viterra). Этот процесс также заметен в отрасли производства продуктов питания (в частности, это молочная продукция, где известными примерами являются Danone и Formageries Bel.
Активное участие иностранцев в этих секторах объясняется возможностями бизнеса, которые им открываются и затмевают многие трудности, связанные с многочисленными юридическими и политическими рисками.
Зарубежный капитал присутствует и в других секторах АПК, здесь есть довольно интересный и многообещающий пример выхода на наш рынок компании Pioneer Hi-Bred, занимающейся производством семян.
Но, есть сферы, в которых более сильную позицию занимают местные бизнес-группы: фактически, это все, что связано с владением сельскохозяйственными землями. Это объясняется законодательным запретом на владение иностранцами плодородной земли в Украине и чрезмерным регулированием отрасли. Есть еще несколько факторов, которые являются одними из основных препятствий для расширения инвестиций в Украину, которые касаются не только области АПК: проблемы бюрократии и коррупции.
— Способствует ли каким-то образом государство привлечению иностранных инвестиций в сельское хозяйство?
— Активность государства в сфере АПК довольно высока, но нельзя сказать, что она направлена на привлечение иностранных инвестиций в эту отрасль. Большинство инициатив государства касаются попыток реформировать устаревшее и неэффективное законодательство, что выступает фактором, косвенно увеличивающим привлекательность рынка для иностранцев, а также защиты социального интереса, что подтверждают недавно запущенные программы по поддержке фермерского производства.
Полагаю, что наиболее значимым действием государства, которое оживило интерес иностранцев к украинским аграрным рынкам, было вступление Украины в ВТО в 2008 г. Все остальные внутренние действия государства скорее несут незначительный и поверхностный реформаторский характер, что вряд ли оказывает большое влияние на инвесторов. Как и прежде, такие решения часто принимаются иностранцами исходя из экономических перспектив и вопреки трудностям работы в нашей стране. Тем не менее, насколько мы можем судить, как юристы, во многих случаях такое решение оказывается правильным, и компании редко о нем сожалеют.
— Как, повлияет возможная приватизация земель сельскохозяйственного назначения в Украине на агропромышленный комплекс в целом?
— В Украине ведется горячая полемика о необходимости открытия рынка земель сельскохозяйственного назначения, готовности к этому государства и возможного эффекта на рынки. Большая часть такой полемики носит политический окрас, и в ней бывает непросто увидеть нескольких действительно важных проблем.
Пока остается много пробелов и неэффективных аспектов регулирования земельных отношений, которые, если не будут устранены до открытия рынка земель, могут его парализовать или привести к массовым злоупотреблениям. К примеру, у нас еще не до конца сформирована единая электронная база земельного кадастра, и не понятно, как будет контролироваться, и обеспечиваться прозрачность и эффективность возможной приватизации земель, все еще находящихся в государственной собственности.
Еще один важный социальный и экономический вопрос касается возможности консолидации существенных земельных площадей в собственности ограниченного круга собственников, владеющих достаточными для этого ресурсами и уже занявших свои позиции на рынке с помощью арендных и других инструментов. Еще не принятый закон о рынке земель призван урегулировать этот вопрос, а именно, установить соответствующие ограничения на максимальное количество земли, которое может находиться в собственности одного лица в пределах одной административной единицы. Это один из тех вопросов в проекте закона, о котором ведутся наиболее сложные дискуссии.
— Есть ли уже какие-нибудь предпосылки к этому? Что предлагает государство?
— Сегодня продолжает действовать мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Срок действия моратория — до 1 сентября 2013 г., но не ранее вступления в силу закона о рынке земель. В этой ситуации развитие событий вокруг моратория может быть каким угодно. Его могут в очередной раз продлить, что происходило уже не один раз, или может быть принят закон о рынке земель, проект которого уже давно находится в парламенте. Этот закон может привести к запуску рынка уже с 1 января 2013 г. (на момент публикации закон так и не был принят — прим. ред.) К сожалению, вопрос слишком политизирован, чтобы делать какие-либо прогнозы. Как юристу, хотелось бы видеть, что до отмены моратория законодатель все же успел провести необходимые подготовительные работы, позволяющие избежать злоупотреблений на новом рынке. Ведь, в конце концов, это важно и для украинского бизнеса, и для иностранных инвесторов.