Рыночная интеграция
После взаимного обмена санкциями между Россией, США и странами Европейского союза многие зарубежные производители сельхозтехники и оборудования стали всерьез задумываться о большей интеграции в российский рынок и налаживании местного производства. Однако существует немало трудностей, с которыми они сталкиваются при реализации подобных планов. О сложившейся ситуации на рынке сельхозтехники, о решении существующих проблем и перспективах развития отрасли рассказал Маркус Шлоссер, генеральный директор AGCO Machinery.
— Расскажите о том, как сейчас обстоят дела на российском рынке сельскохозяйственной техники. В чем его специфика, повлиял ли на него ряд санкций?
— В этом году рынок упал почти на 30–40 процентов по сравнению с прошлогодними показателями. Основное негативное воздействие оказали валютный курс, сложности с региональными выплатами субсидий фермерам и общей неопределенностью в российской экономике. В данной ситуации инвесторы предпочитают подождать или выбирают более дешевое оборудование, например отечественного производства, для минимизации затрат и рисков. Введенное в начале августа эмбарго на поставки продовольственной продукции может оказать положительное влияние только в течение одного года за счет вышеуказанных причин.
— Существуют ли сегодня проблемы или сложности в отрасли сельхозтехники для зарубежных компаний, и как их можно решить?
— Ключевой проблемой для многих западных импортеров является защита российских производителей на государственном уровне. Уже сейчас внедрено множество инициатив, например увеличение таможенных пошлин, квоты для комбайнов, управление закупками и снабжением, налог на утилизацию старых транспортных средств или предоставление субсидий только тем фермерам, которые покупают машины российского производства. Главную обеспокоенность вызывает ситуация с покупкой оборудования, сделанного только в России. Ведь без этого статуса у приобретаемой техники российские фермеры не смогут участвовать в программах субсидирования или лизинга РОСАГРО. Это ограничивает клиентов и аграриев в выборе и покупке желаемого продукта. Поэтому многие иностранные фирмы, заинтересованные в российском рынке, постепенно налаживают местное производство сельхозтехники. Например, компания AGCO вместе с партнером по совместному предприятию, корпорацией «Русские машины», инвестировали средства в производственный объект в г. Голицыно Московской области и стремятся к продолжению и расширению местного производства в России. Главное препятствие в этих планах для всех иностранных производителей — отсутствие четких и справедливых правил получения статуса «Сделано в России».
— Что произойдет с ценами на рынке сельскохозяйственного оборудования в связи с текущей ситуацией в России?
— Сегодня экономическая обстановка тесно связана с политической ситуацией в стране. Постоянный рост инфляции дает основания полагать, что цены на все товары, как импортные, так и местного производства, будут показывать более высокий рост по сравнению с предыдущими периодами. Импортное оборудование больше, чем отечественное, пострадает от падения рубля, поскольку оно дополнительно повышает стоимость зарубежной продукции. Еще одним фактором, который может повлиять на рост цен на сельскохозяйственную технику, является налог на утилизацию, введение которого сейчас снова вынесено на обсуждение.
— Какова рыночная доля AGCO в России на текущий момент? С какими проблемами столкнулась компания при выходе на российский рынок?
— Сегодня доля AGCO на рынке тракторов среди западных импортеров составляет 19 процентов, и в дальнейшем планируется повышение этого показателя до 25 процентов.
Главная проблема при выходе на российский рынок, с которой сталкиваются многие иностранные производители, — привлечение сильных дилеров и профессиональных сотрудников. Рынок сельскохозяйственного оборудования имеет свои особенности и требует наличия персонала, отлично понимающего специфику продукта, рынка и отрасли сельского хозяйства в целом. Также у дилеров должно быть сильное финансовое обеспечение для инвестирования в оборудование, поддержку продукта, сеть дилерских сервисных центров и так далее. Сегодня существует нехватка профессиональных дилеров, которые способны удовлетворять обоим критериям.
— В Европе потребители предпочитают покупать более высокотехнологичное и дорогое оборудование. Что выбирают российские покупатели?
— До недавнего времени в России уделялось мало внимания оптимизации и эффективности ведения фермерского хозяйства, особенно на небольших фермах. Основной акцент был сделан на инвестировании в дешевое оборудование. В последнее время профессиональные российские фермеры, имеющие крупные хозяйства, предпочитают покупать высокотехнологичное оборудование, так как эти машины могут обеспечить высокое качество работы и максимальную производительность. Для таких клиентов эффективность является основной целью, поэтому фермеры готовы платить более высокую цену. Еще одна причина различий в критериях выбора между российскими и европейскими аграриями связана с размером хозяйства. Есть много мелких фермеров, которые самостоятельно управляют машинами, или же это делают их сыновья. И они могут позволить себе покупку более удобной и комфортабельной техники. Такого обычно не происходит, если фермеры для работы на машинах нанимают сотрудников.
— С какими трудностями может столкнуться компания в связи с введением санкций на российском рынке?
— Пока наша фирма не подпала под действие санкций, но их косвенное воздействие на отрасль уже ощущается: например, появляются трудности с получением финансирования фермерами в связи с проблемами в банковском секторе, высокие процентные ставки, девальвация рубля и связанное с этим повышение цен, сокращение правительственных субсидий, нестабильная политическая ситуация. Все эти факторы значительно ухудшили инвестиционный климат, и фермеры сейчас не торопятся инвестировать. Многие компании ожидают, что в ближайшее время ситуация не улучшится, и всех ждет непростой 2015 год.
— Massey Ferguson внесла значительный вклад в развитие высокотехнологичных систем в сельском хозяйстве. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
— Компания имеет 160-летнюю историю работы в сельском хозяйстве. Сотрудники Massey Ferguson создали первый самоходный комбайн в 1938 году, и в 1926 году изобрели трехточечное соединение для тракторов, которое произвело настоящую революцию в мире тракторов и впоследствии стало применяться всеми мировыми производителями. Затем последовали многие другие инновации, такие как электронный контроль соединения и спутниковый контроль высокоточного земледелия, и с тех пор компания и бренд Massey Ferguson широко известны как лидеры новых технологий.
— Каковы планы компании Massey Ferguson на будущее? Какие регионы России являются стратегически важными для развития?
— Главная задача компании — занять на российском рынке такие же или более прочные позиции, которые имеет бренд в других странах. В одних государствах, например в странах Южной Америки, фирма занимает первое место и имеет доминирующую долю на рынке, а в других компания является синонимом слова «трактор». Стратегически важные для развития регионы — территории с черноземами, юг России. Однако компания планирует продвижение во всех сельскохозяйственных регионах страны, включая Дальний Восток.
— Каковы, на ваш взгляд, перспективы продвижения нового бренда сельскохозяйственной техники в России?
— Для продвижения бренда необходимо иметь конкурентное ценовое позиционирование и привлекательные программы финансирования. Для этого многие производители начинают сотрудничать с сильными международными финансовыми партнерами, которые могут предложить лучшие на рынке ставки финансирования. Но для эффективного продвижения нужно гораздо больше. Клиент ожидает получить надежное высококачественное оборудование и отличный сервис. Поэтому ключ к успешному выходу на рынок — сильная и эффективная дилерская сеть с широким выбором запчастей и хорошо организованным процессом их поставки в короткие сроки, а также предоставление исключительного сервиса.