Синергетический эффект
В ноябре 2013 года два лидера инжинирингового рынка России — петербургская компания «Холод Экспресс» и крупнейший российский холдинг «АГРО-3» объявили о слиянии. Это беспрецедентный случай в истории российского инжиниринга: обе компании имеют более тысячи человек в штате сотрудников и расширенную сеть филиалов в России и зарубежных странах. О том, какие цели преследует это крупномасштабное слияние, и какие горизонты оно открывает для нашей страны,— в беседе с Дмитрием Баженовым, генеральным директором холдинга «АГРО-3», Виктором Черновым, исполняющим обязанности генерального директора компании «Холод Экспресс» и Владимиром Малковым, руководителем департамента поставки мясоперерабатывающего оборудования компании «АГРО-3».
— Расскажите, пожалуйста, как и когда возникло решение о слиянии двух компаний.
Д. Б. — Мысль о слиянии возникла давно. Наши компании регулярно пересекались в процессе работы с разного рода проектами. Мы хорошо друг друга знаем, так как работаем на общем рынке инжиниринговых услуг. И «АГРО -3», и «Холод Экспресс» всегда были ориентированы на реализацию для заказчиков крупных промышленных и пищевых проектов, в том числе на их выполнение под ключ. При этом мы понимали, что каждая из двух компаний в каких-то аспектах может продемонстрировать более сильные и уверенные позиции на рынке. К примеру, «АГРО -3» в большей степени ориентирована на проектирование технологических частей различных производственных объектов. Мы работаем на рынках мясопереработки и хлебопечения, а также занимаемся поставкой соответствующего оборудования для оснащения предприятий, его запуска и последующего обслуживания. Выполняя проекты только в объеме технологических частей, мы понимаем, что у заказчика часто возникает необходимость решения вопросов, связанных с возведением, строительством и оснащением объекта инженерными сетями. В свою очередь «Холод Экспресс» очень хорошо известен на рынке как компания, которая выполняет генеральное проектирование, строительство и поставку холодильного оборудования. На счету у компании огромное количество реализованных объектов.
— Получается, что слияние обусловлено, прежде всего, пониманием, что у каждой из двух компаний есть как свои сильные стороны, так и те позиции, которые нуждаются в усилении. Своеобразные белые пятна, которые хотелось заполнить.
В. Ч. — Можно и так сказать. Мы реально оцениваем свои позиции на рынке и знаем, в какой сфере деятельности сильна каждая из двух компаний, где она может сделать наилучшее предложение, а где ей нужно будет обращаться к субподрядным организациям. По сути, это знание и анализ действующей ситуации, в том числе на рынке инжиниринга в России, и привели к нашему слиянию. Мы считаем, что, прежде всего, объединение способно существенно дополнить изначальный спектр услуг, которые в результате получит заказчик.
Д. Б. — По общему мнению, это в свою очередь приведет к снижению общих издержек в процессе реализации проекта и, кроме того, предоставит обеим компаниям возможность сообща осваивать те объекты, которые, возможно, по отдельности мы отрабатывали не так эффективно. Слияние ведет к тому, что конечный эффект усилится.
— Сейчас рынок инжиниринговых услуг активно развивается. Как вы оцениваете своих конкурентов и место вашей компании в этой среде?
Д. Б. — Можно с твердой уверенностью сказать, что на российском пищевом рынке и на рынке мясоперерабатывающей и хлебопекарной промышленности в его объемном понимании не существует компаний, которые могли бы оказать полный комплекс услуг. Есть конкуренты в различных частях проекта: по технологии, оборудованию или монтажным работам.
Если брать европейский рынок, на нем работают компании, которые готовы выполнять полный комплекс услуг с точки зрения оснащения. Компании, которые при этом брали бы на себя еще и строительную часть, мне на сегодняшний момент не известны. У наших же компаний — «Холод Экспресс» и «АГРО -3» уже есть объекты, которые были выполнены полностью под ключ.
— Важным вопросом является позиционирование объединенной компании на рынке. В каком формате и под каким названием она будет работать?
Д. Б. — Речь пойдет о группе компаний. При этом оба бренда — и «АГРО -3», и «Холод Экспресс» занимают достаточно сильные позиции на рынке, каждый в своей области, и мы постараемся их сохранить. Например, «АГРО -3» знают все компании, работающие в хлебопекарной сфере, так же, как и «Холод Экспресс» хорошо знаком всем представителям холодильной промышленности. Сохранение автономных брендов остается важным, целесообразным по многим причинам и ни у кого не вызывает вопросов. В то же время новая группа компаний будет работать и под своим собственным названием — «Экспресс Групп». С юридической же точки зрения, которая для нас не является самой важной, создание группы компаний — достаточно сложный процесс, который в любом случае занимает много времени и будет происходить не сразу, а постепенно. Две компании переживают процесс взаимной интеграции, и, чем дальше, тем эффективнее становится наше взаимодействие. Сейчас наши специалисты уже ведут активное общение по совместным проектам: «Кропинский Мясной Двор», «Холдинг Единство», МК «Бессоновский», ПТФ «Акашевская» и так далее. При этом те позиции, которые уже хорошо отрабатываются каждой из наших компаний, будут продолжать развиваться и в будущем.
— Сегодня любого заказчика заботит не юридический статус, название компании и ее рыночная активность, а качество финального продукта. Будет ли после слияния компаний производиться контроль качества на всех этапах реализации проекта?
Д. Б. — Соединение целого ряда факторов обеспечивает качество продукта, в их числе правильно выбранная технология и грамотно реализованный генеральный подряд. Две сферы, в которых до этого работали наши компании, достаточно независимы, и вместе они дают возможность сохранить продукцию соответствующим образом и потом донести ее в качественном виде до потребителя. При реализации серьезных проектов особенно важно, чтобы выбирались партнеры, способные гарантировать качественный результат. Новая объединенная компания и станет таким гарантом, поскольку теперь нам не нужно будет привлекать кого-либо еще со стороны. Заказчик получит одного контрагента, который под ключ выполняет весь проект и передает клиенту готовый бизнес.
В. Ч. — Кроме того, настоящее качество невозможно без опыта, который накапливается годами. И здесь могу с уверенностью сказать, что у каждой из двух компаний, которые сегодня переживают слияние, большой опыт, мы не боимся вводить в свою деятельность различные инновационные разработки с учетом особенностей именно российского производства. Для того чтобы это делать, нужно наработать определенный багаж знаний — в частности, как поведет себя оборудование применительно к нашим реалиям, с учетом российского сырья и так далее. В процессе реализации проекта важно всё, включая особенности национального менталитета и возможность прохождения различных бюрократических инстанций. У нас есть уже наработанный положительный опыт в каждой из этих сфер.
— В ходе реализации проекта заказчики нередко сталкиваются с рядом проблем, а вы со своей стороны знаете, как их избежать. Помимо расширения спектра инжиниринговых услуг и гарантированного качества заказчик вашей объединенной компании получит еще какие-то дополнительные плюсы?
В. Ч. — Да, разумеется. Один из главных плюсов будет заключаться в снижении сроков реализации всего проекта. В конечном итоге заказчику от нас нужен не инжиниринг, не проект и не стройка. Он хочет как можно быстрее получить конечный продукт, чтобы начать его реализовывать и с этого момента компенсировать свои затраты на данный проект и, главное, получать прибыль.
Сокращая время абсолютно на всех этапах реализации проекта, мы в итоге приближаем тот момент, когда заказчик сможет начать использовать свое производство по назначению. Чаще всего получается наоборот: обращаясь к разным подрядчикам, заказчик, по сути, берет на себя ответственность за коммуникацию между всеми участниками процесса. Но для того чтобы правильно ее обеспечить, необходимо обладать большим набором знаний, а заказчик часто вообще не понимает, как реализовывать тот или иной проект, и начинает погружаться в ситуацию с нуля. К примеру, ему непонятно, в какой момент поставлять оборудование — уже нужно или еще нет, и таких моментов множество. Не секрет, что во многих случаях из-за непонимания всех этих нюансов строительство задерживается.
— За счет чего будет происходить сокращение сроков?
В. Ч. — Прежде всего — за счет налаживания логистики коммуникационных процессов. Когда одна организация занимается всем проектом, начиная от мастер-плана (он включает в себя расстановку основных единиц оборудования, какие-то наметки внутренней логистики и приближенный технологический процесс) и заканчивая полной реализацией с последующим вводом объекта в эксплуатацию, она знает, какие этапы внутри одного проекта получится делать параллельно, экономя время. Когда ответственность лежит на «одном лице», которое ведет весь проект от начала до конца, то в этом и есть плюс. Специалист, за которым стоит рабочая группа, изначально понимает, для чего была задумана та или иная деталь и почему она будет воплощена в жизнь именно таким образом. С помощью этих знаний еще на первоначальном этапе и последующих правильных решений мы добьемся большой экономии всех затрат. Заказчику важно понимать, что холдинг «Экспресс Групп» готов взять на себя ответственность и за сроки, и за качество финального продукта, чего сегодня на российском рынке практически не существует.
Д. Б. — Кроме того, не нужно забывать, что такой комплексный подход позволит использовать инновационные материалы и технологии, лучше других подходящие для решения какой-то определенной задачи. А значит, это в итоге приведет еще и к снижению общих материальных затрат. По нашим предварительным подсчетам, общая себестоимость проектов благодаря нашему слиянию может быть снижена на 25—40 процентов.
— Для многих заказчиков экономия материальных затрат при реализации проекта станет главным плюсом?
Д. Б. — Экономия будет происходить как в процессе реализации проекта, так и в будущем — при каждодневной работе на объекте.
Иногда случается так, что за счет грамотно сделанного проекта можно сократить порядка 30—40 процентов площадей и оптимизировать объем строительно-монтажных работ. Правильное проектирование также может впоследствии сократить объемы используемой на производстве воды и электроэнергии. В то же время правильный подход еще на этапе разработки проекта и технологии позволит в будущем вывести предприятие на желаемый уровень производства — с те-
ми объемами, на которые рассчитывал заказчик. И не будет, например, ни недобора, ни перебора по энергетическим мощностям, по площадям и т. д.
Кроме того, есть еще один немаловажный плюс, который сегодня редко кто способен заявлять применительно к нашей стране: мы готовы обеспечить нашему заказчику гарантированность вложений.
— Кто сегодня является клиентом «Экспресс Групп»?
Д. Б. — В большей степени — представители частного бизнеса. Здесь круг клиентов очень широк. Фактически это любые пищевые и непищевые предприятия, которые связаны с производством и охлаждением продукции, а также с ее дальнейшим хранением и продажей. В действительности же потенциальных клиентов очень много — как крупных, так и мелких. По сути, это все, кто так или иначе связан с пищевой промышленностью: они являются либо ее поставщиками, либо потребителями. Выбрав «Экспресс Групп» в качестве партнера, каждый заказчик почувствует, что гораздо удобнее отдать всю реализацию проекта в одни руки, получив в одном лице и проектировщика, и застройщика, и производителя, и поставщика широкого спектра оборудования.
— Компания «Холод Экспресс» ярко позиционирует себя на рынке и известна своим масштабным участием во всех основных отраслевых выставках. Планируется ли сохранение рекламной активности, и какие перспективы в этом направлении у компании на 2014 год?
В. Ч. —Да, мы стремимся быть в центре важных событий пищевого рынка. Сегодня наша компания — член основных российских общественных организаций, таких как Союз свиноводов и Росптицесоюз, за последние годы мы участвовали во многих ключевых российских и зарубежных мероприятиях. Одно из последних проводилось в Сенегале. Растущий рынок Африки очень интересен для российских компаний, он переживает бурное развитие, и мы готовы представить интересные предложения.
В этом году мы планируем участие в выставках «Современное хлебопечение-2014», «Агропродмаш-2014», где будут представлены новые возможности холдинга, и рады пригласить гостей на наши стенды.