Растениеводство 2 сентября 2020

Здоровые яблоки

Здоровые яблоки

Галина Бобрешова

коммерческий директор ЗАО «Центрально-Черноземная Плодово-Ягодная Компания»

Промышленное садоводство развивается в России динамично и поступательно. Новый импульс сектору придает перспектива становления органического плодоводства и экспорта подобной продукции в страны Европейского Союза, где существует стабильно высокий, но неудовлетворенный спрос.

За неполные два десятилетия ЗАО «Центрально-Черноземная Плодово-Ягодная Компания» стало одним из лидеров оте­чественного садоводства, сумев восстановить заброшенные насаждения и успешно освоить интенсивные технологии. Как прошли воронежские садоводы этот путь, с каким вызовами сталкиваются сегодня — об этом и многом другом сообщила Галина Бобрешова, коммерческий директор предприятия.

— Расскажите об истории создания вашей компании. Как все начиналось и развивалось?

— Наше предприятие было основано 27 марта 2002 года. Когда мы приобрели в собственность бывший плодсовхоз, было ощущение его состояния как после войны. Деревья много лет не обрезались, здания разрушались, и пришлось восстанавливать все с нуля, начиная с насаждений и заканчивая заводом по переработке продукции, поэтому миссией компании стало восстановление традиционной культуры промышленного садоводства. У нас даже есть девиз — нет настоящего и будущего без осмысления прошлого, и сейчас мы понимаем, что современная Россия не существует без верности традициям. В 2002 году в нашей стране главенствовало импортное яблоко, к которому потребители привыкли, и было сложно добиться того же качества от отечественного плода. Мы привлекли к работе научных сотрудников ВНИИ садоводства имени И. В. Мичурина с целью восстановить сад, и впоследствии проводили все необходимые действия для его плодоношения и поставки нашим покупателям яблок того качества, которого требовало время. В 2002 году в плодсовхозе было около 750 га насаждений, и впоследствии мы приобрели еще один крупный сад, который был восстановлен аналогичным образом.

К 2020 году общая площадь наших плодовых насаждений превысила 3500 га, и с каждым годом мы увеличиваем эту цифру. В 2019 году валовой сбор урожая составил 27 тыс. т яблок, а в 2020 году планируем получить уже 45 тыс. т. Для обеспечения их сохранности и стабильности отгрузок потребителям в течение осенне-зимнего периода в прошлом году к уже имеющимся холодильным камерам в объеме 9 тыс. т мы достроили склад на 5 тыс. т с регулируемой газовой средой. Кроме того, активно идет возведение еще одного хранилища, рассчитанного на 10 тыс. т. Таким образом, наша компания стремится не только к повышению урожайности, но и к обеспечению граждан продовольствием. Ее приоритетом является максимальное удовлетворение потребности населения в яблоках и ягодах, для чего мы также собираем малину с площади в шесть гектаров.

— Какие технологии используются в ваших садах?

— Сейчас из общей площади насаждений порядка 2721,1 га были заложены по интенсивной технологии, причем данный процесс начался в 2011 году. Молодые сады, еще не вступившие в плодоношение, размещаются на чуть более чем 1000 га. На двух наших перерабатывающих заводах, куда поступает собранная продукция, установлены калибровочные линии французской компании Maf Roda и самое современное фасовочно-упаковочное оборудование. В саду мы в основном используем сельхозтехнику белорусского производства. Кроме того, наше предприятие решило попробовать свои силы в новом направлении — органическом садоводстве. В 2014 году мы посадили такой сад площадью 254 га, понимая, что у потребителя растет спрос именно на здоровую продукцию, хотя этот проект сначала был встречен со скептицизмом. С 1 января 2020 года в России вступил в силу федеральный закон об органической продукции, и сейчас мы проходим процедуру соответствующей регистрации. Торговые сети позитивно отнеслись к нашему проекту — они ожидают органическое яблоко в продаже. Как известно, к подобным товарам и их производителям предъявляются высокие требования по качеству. Так, органический сад не должен контактировать с традиционными насаждениями, сортировку продукции необходимо осуществлять на отдельной линии, а упаковку — в материалы, не причиняющие вреда окружающей среде. Мы будем использовать тару из кукурузных листьев, способную подвергаться утилизации через компост.

— Каким образом ваши сады обеспечиваются посадочным материалом?

— С саженцами существует серьезная проблема. Наши коллеги из южных регионов России, находящиеся в климатической зоне, схожей с европейскими садовыми лидерами, имеют возможность закупать качественный материал за рубежом. У предприятий Центрально-Черноземного района такое преимущество отсутствует, поскольку перспективные сорта, представленные на рынке, у нас замерзают. Хотя в последние годы климат изменяется в сторону потепления, такое занятие остается рискованным — высаживать в нашей зоне южные сорта, и мы себе позволить этого не можем. В итоге с посадочным материалом складывается сложная ситуация, поскольку местные научные институты пока не могут обеспечить достаточный уровень селекционных разработок, испытывая трудности с финансированием. Наши потребности обеспечивают поставки местных коллег.

— Какие сорта выращивает ваша компания на данный момент?

— Много лет мы производим и поставляем в торговые сети яблоки традиционных русских сортов: Антоновка, Богатырь, Россошанское полосатое, Лобо и другие. Располагаем достаточным количеством помологических сор­тов — около 30 видов, ведь отечественная селекция разнообразна. В последние годы мы видим заинтересованность ретейлеров именно в такой продукции: активно закупается сетями яблоко Антоновка. С самого начала в переговорах с розничными магазинами мы старались возрождать интерес именно к отечественным сортам, которые, вероятно, уступают зарубежным аналогам по критериям хранения и логистики, но с точки зрения вкусовых качеств и положительного влияния на здоровье человека имеют явное преимущество. К примеру, из яблок русского сорта Пепин шафранный мы производим марочный сок. Его плоды мелкие, но настолько вкусные и ароматные, что потребители сразу чувствуют и отмечают этот факт. Работая с одной из известных торговых сетей, мы фасуем Пепин шафранный в пакеты, давая возможность ощутить этот запах в магазине. И нам приятно впоследствии получать письма от восторженных покупателей.

— Расскажите о вашей работе в секторе органического садоводства. Как осуществляется процесс получения сертификата?

— Сейчас наш органический сад проходит процедуру сертификации аккредитованной организацией — филиалом ФГБУ «Россельхозцентр» по Воронежской области. Изначально мы тщательно подбирали площади вплоть до изучения локальной розы ветров, чтобы в насаждения не заносились недопустимые химические вещества с соседних сельхозземель. Мы подали заявку, и специалисты государственной организации вели наблюдение за нашим садом, удаленным от традиционных посадок. Они убедились, что на данном этапе мы соблюдаем соответствующие требования законодательства, изучили наши технологические карты, беседовали с персоналом, провели все необходимые проверки. Сорта яблок были подобраны с учетом их наименьшей подверженности заболеваниям и отработанности в наших климатических условиях. Кроме того, для хранения органической продукции было построено отдельное здание с холодильным оборудованием. В 2019 году состоялось первое плодоношение данных яблонь, и мы сбросили урожай для укрепления насаждений. Этим летом мы планируем собрать около 4 тыс. т первых товарных органических плодов. Следует отметить, что такой яблоневый сад является одним из самых крупных в России, и у него практически нет аналогов. Наши органические яблоки также станут основой для соков прямого отжима с перспективой экспорта в страны Европейского союза, для чего мы планируем пройти сертификацию по евростандартам.

— Как в дальнейшем распределяется собранная продукция? Насколько географически далеко осуществляется реализация?

— Компания поставляет яблоки в федеральные и региональные торговые сети. Мы делаем все возможное, чтобы наши плоды попадали на стол покупателям вне зависимости от их местонахождения. До работы на этом предприятии я жила в Хабаровском крае, где в то время присутствовала только импортная китайская плодово-ягодная продукция. Впоследствии, когда я начала работать в секторе садоводства, стала делать все возможное, чтобы наши яблоки транспортировались как можно дальше — вплоть до Камчатки и Сахалина. Сейчас мы осуществляем поставки на Урал и в Западную Сибирь. Наши основные клиенты — федеральные ретейлеры X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси», а также крупные региональные сети: «Монетка» на Урале, «Мария-Ра» в Западной Сибири и другие. Мы быстро реагируем на запросы торговых предприятий в сфере качества и упаковки продукции и осуществляем соответствующие поставки.

— Как перерабатывается плодовая продукция из ваших садов?

— Приоритетным направлением деятельности нашей компании является выращивание яблок, однако плоды частично перерабатываем и имеем собственную продукцию — яблочный сок прямого отжима, который производится на линии мощностью три миллиона условных банок в год. Он разливается в брендированные стеклянные бутылки. Однако мы столкнулись с проблемой сбыта этого товара при всех имеющихся хороших деловых отношениях с торговыми сетями по реализации товарного яблока. В основном ретейлеры сосредоточены на продажах восстановленного напитка в упаковке Tetra Pak, а соки прямого отжима на магазинных полках встречаются редко. Покупателю, конечно, удобнее купить картонную коробку, но качество двух видов продукции несравнимо. Наш сок имеет яркий кисловато-сладкий вкус и высокие показатели качества, собирает впечатляющее количество положительных отзывов. Надеемся на то, что менеджеры торговых сетей будут обращать больше внимания на наш сок, поскольку тенденция роста продаж продуктов для здорового питания очевидна.

— Как складывается нынешний сезон? Какой прогноз по урожаю на этот год?

— Как уже отмечалось, в 2020 году мы планируем собрать 45 тыс. т яблок. В целом по стране текущий год складывается для садоводов очень сложно. Так, многие южные регионы подверглись сильным заморозкам при цветении деревьев, отмечались сильные ливневые дожди и град. В Центрально-Черноземном районе пока складывается относительно спокойная ситуация в отношении погоды, и урожай прогнозируется без потерь. Безусловно, в связи с распространением коронавирусной инфекции наблюдается неблагоприятное положение во всех сферах экономики, но аграрный сектор является более уязвимым, поскольку зависит не только от экономических, но и от природных факторов. Сегодня все сельхозпроизводители столкнулись со значительными трудностями и несут существенные убытки в связи с эпидемической обстановкой.

Анализ сложившейся ситуации дает неутешительный прогноз относительно будущего урожая яблок и цен на них. Кроме того, обозначился ряд проблем, с которыми столкнулось наше предприятие. Так, располагая 3500 га насаждений для получения плодов достойного качества, мы планировали в этом году приобрести соответствующее количество средств защиты растений и удобрений, но в связи с ростом курса доллара и евро поставщики агрохимикатов резко увеличили цены на свою продукцию. Кроме того, даже при возросшей стоимости фирмы не гарантировали необходимого объема препаратов из-за ограничений на их ввоз по причине карантина. В условиях острого дефицита аналогичной продукции отечественного производства аграрии были вынуждены соглашаться на предложенные цены. При этом необходимо отметить, что основные сезонные обработки многолетних насаждений приходятся на май и июнь. Вторым негативным фактором для садоводов стало закрытие границ для физических лиц и ограничение на перемещение граждан внутри страны. Сбор плодов и ягод осуществляется пока вручную, и отсутствие нужного количества рабочей силы в сезон однозначно приведет к снижению объемов собранной продукции, то есть яблоки останутся в садах. На постоянной основе в нашей компании трудятся 216 человек, а для проведения сезонных операций в насаждениях ежегодно привлекается до 1500 временных рабочих из близлежащих регионов России и стран ближнего зарубежья. С начала июля начинается сбор урожая, но до сих пор нет точной ясности в кадровой ситуации.

— Вообще вопрос с персоналом является больным для многих аграрных отраслей. Каким образом вы решаете эту проблему?

— Действительно, данная сложность наблюдается у многих компаний. Сейчас непросто найти разных сотрудников — от агрономов, инженеров и менеджеров по продажам до сборщиков урожая. Разговаривая с коллегами, я вижу эти проблемы у всех без исключения. К такой ситуации приводит, в том числе, несогласованность между вузами, выпускающими специалистов, и производителями. Мы задавали такие вопросы представителям научных учреждений, но они не могут дать четких ответов и быстро решить проблемы. Выпускники образовательных организаций чаще находят себя в другом месте, а не в АПК. Я не очень понимаю, каким образом можно справиться с дефицитом кадров и привлечь молодое поколение к сельскому хозяйству. На самом деле работа в аграрной отрасли считается сложной, и ее нужно действительно любить.

— Какие явления, по вашему мнению, будут наиболее сильно влиять в ближайшие годы на российское садоводство?

— Первый негативный фактор — непрогнозируемый рост затрат на средства защиты растений и удобрения. Вторая проблема, которая уже упоминалась, — дефицит квалифицированных кадров в целом и нехватка сезонной рабочей силы во время карантинных мер. Конечно, под угрозой находится сам урожай яблок и, как следствие, выполнение кредитных обязательств перед банками. Но в любом случае необходимо смотреть на все позитивно: мы уже привыкли к разным проблемам и поискам способов выходить из сложных положений.

— Какие планы ваша компания ставит для себя на ближайшие пять лет?

— Мы предполагаем постоянно обновлять сад — закладывать 100 га новых садовых насаждений интенсивного типа ежегодно, концентрируясь на перспективных помологических сортах яблок. Важная цель для нас сегодня — развитие органического садоводства, удовлетворение через данное направление спроса той группы населения, которая в наибольшей степени задумывается о своем здоровье. Планы нашей компании не меняются: в любое время максимально отвечать потребности населения в яблоках и ягодах, чтобы наша страна получала собственную традиционную и высококачественную плодовую продукцию. Мы сделаем все возможное для решения этой задачи.

Беседовал Константин Зорин

Популярные статьи