Техника 1 июня 2018

Ян-Хендрик Мор, член правления Claas Group, и Ральф Бендиш, гендиректор ООО «Клаас» в Краснодаре: Важно смотреть в будущее

Ян-Хендрик Мор, член правления Claas Group, и Ральф Бендиш, гендиректор ООО «Клаас» в Краснодаре: Важно смотреть в будущее

Свыше 11 тыс. единиц технической продукции выпустил завод компании Claas в Краснодаре к своему 15-летнему юбилею, из них около 6 тысяч – комбайны и тракторы. Предприятие, начавшее свою деятельность в 2003 году, сегодня производит семь моделей зерноуборочных комбайнов Tucano, и такое же количество моделей тракторов Axion и Xerion. При этом именно комбайн Tucano, получивший в 2016 году статус «произведено в России», является сегодня самым массовым продуктом завода, реализуемым не только внутри страны, но и на экспорт, прежде всего, в страны Евразийского экономического союза. Об итогах и перспективах работы завода, о мечтах и будущем человечества рассказали Ян-Хендрик Мор, член правления Claas Group, и Ральф Бендиш, генеральный директор ООО «Клаас» в Краснодаре.

Каковы итоги первых 15 лет работы завода в России?

Ральф Бендиш: 15 лет назад на месте нашего завода было пшеничное поле, мы убирали здесь последнее зерно нашими комбайнами, после чего посеяли «семена», из которых вырос такой большой завод. За это время мы выпустили огромное количество техники, которая работает на благо российского сельского хозяйства. На заводе сейчас работает более 450 высококвалифицированных рабочих, и мы входим в реестр лучших работодателей. Мы прошли отличный путь развития, которым очень гордимся. Сегодня на нашем заводе в Краснодаре проходит мероприятие, имеющее 11-летнюю историю — Семейный день. Наши сотрудники гордятся своей работой на заводе, и хотят показать своим родным и близким место, где они трудятся. Раньше Семейный день был исключительно корпоративным мероприятием, где собирались только сотрудники завода. Но вот уже третий год мы открываем двери завода для всех желающих и их детей, в этом году мы ожидаем на празднике более 3000 человек.

Без названия  

Как вы понимаете, наше производство сильно зависит от самого сельского хозяйства. Развитие спроса на технику зависит от темпов развития АПК. Когда происходят кризисные явления, то соответственно падает спрос на нашу технику, поэтому у нас бывают достаточно высокие колебания. В текущем году мы значительно увеличили объем производства по отношению к прошлому году более чем на 30 процентов. По абсолютному количеству мы в состоянии производить еще больше. Абсолютная мощность завода Claas в Краснодаре составляет 2—2,5 тысячи комбайнов в год. Кроме того, мы производим тракторы, но не с таким уровнем локализации. Потенциал большой, и мы, конечно, хотим расширить производство, не смотря на разные катаклизмы.

Без названия (1)  

Появятся ли новые заводы Claas в России или будет расширяться уже существующий?

Ян-Хендрик Мор: Мы очень гордимся, что мы находимся в Краснодаре уже 15 лет, а в России — уже около 30 лет, с общим объемом инвестиций около 150 млн евро. Такие вложения позволительны только в том случае, если мы уверены в своем будущем. Мы параллельно ведем большие проекты в разных странах мира. В данный момент в России мы расширяем завод в Краснодаре, вы это можете видеть сейчас на территории. С моей точки зрения, это является еще одним доказательством того, что мы смотрим позитивно в будущее. Расширение возможно только при уверенности в правильности принимаемых решений и движения в нужном направлении.

Планируется ли компанией CLAAS выход в новый сегмент сельхозмашиностроения, где компания еще не представлена своей продукцией?

Ян-Хендрик Мор: С одной стороны, мы сконцентрированы на производстве комбайнов в Краснодаре. И комбайны также и останутся нашим основным продуктом. На Кубани мы помимо этого производим тракторы. Еще одним важным направлением является экспорт не только конечного продукта, но и производимых здесь деталей. И это уже сегодняшний день местного завода: производство деталей как для краснодарского производства, так и для головного предприятия Claas в немецком городе Харзевинкель.

Позади нас находится машина предсерии, новая модель, выпуск которой только начинается и первые образцы этим летом выйдут на поле. Для нас очень важно, чтобы последние технологии и новейшие разработки также были внедрены в производство в Краснодаре.


DSC_0041

Существуют общеизвестные тренды сельхозмашиностроения, связанные, например, с развитием технологий точного земледелия. Но о каких направлениях развития техники пока еще, скажем так, мечтает компания Claas, ее инженеры?

Ральф Бендиш: Я сам люблю немного фантазировать, без размышлений о чем-то невыполнимом технический прогресс не происходит. Мы видим, что вещи из фантастических фильмов 30-летней давности уже являются реальностью. Сегодня много говорится о беспилотном вождении, что, скорее всего, будет внедрено в самом ближайшем будущем. Сначала, думаю, это произойдет на дорогах общего пользования с грузовиками, а потом и с сельхозтехникой. Чисто технически уже сейчас сельхозмашины способны передвигаться без пилота, но сам процесс вождения — это лишь малость процесса управления такого комбайна. Сегодня первоочередной задачей перед нами стоит автоматизирование всех функций уборки и обработки зерна. Этим мы сегодня занимаемся и достигли больших успехов. Следующий шаг — это связь между всеми элементами производства, не только между оборудованием и сельхозмашинами при внесении удобрений и СЗР, но и со всеми другими службами, включая бухгалтерию. Все в будущем должно осуществляться из одного центра управления, где находится фермер и руководит всеми процессами, из одного места с помощью машин, спутников, программного обеспечения и других ноу-хау, дающих всю необходимую информацию.

Ян-Хендрик Мор: Я могу подтвердить, что сами важные аспекты развития касаются электроники, и все они сводятся к понятию «дигитализация сельского хозяйства». В целом, можно сказать, что сельхозмашины становятся все больше и мощнее, это общий тренд для всех производителей в России и за рубежом.

Ральф Бендиш: Мы вчера с господином Мором были в Кубанском аграрном университете и обсуждали с коллегами как раз эти вопросы. В местном университете работает центр точного земледелия, где мы тоже собираемся участвовать. Инженерами же многое сделано, но теперь это нужно перенести в мышление нынешних студентов, чтобы они жили этим.

Есть ли у вас потребность в специалистах нового формата?

Ральф Бендиш: Это правильное название - «специалисты нового формата». Производству, промышленности и всем отраслям нужны как специалисты широкого профиля, так и очень узкой направленности. Например, сейчас развивается мехатроника — отрасль знаний о связи между механикой и электроникой. Для работы с современной техникой нужны умные люди, разбирающиеся и в электронике, и в механике. В этом году нами начата программа дуального обучения. Мы заключили договоры о сотрудничестве с двумя учебными заведениями, и будем связывать их теоретическое обучение студентом с нашим практическим на заводе, чтобы молодые специалисты наилучшим образом соответствовали современным требованиям. Я надеюсь, что большинство из них потом попадет к нам на работу, но не исключаем их дальнейшую занятость на других предприятиях. Мы будем рады, если в итоге от этого сотрудничества будет развиваться отрасль в целом.

DSC_0311

За последние годы за счет рекордной прибыли многие аграрии в России успели осуществить значительное техническое перевооружение, закупив большое количество техники. Однако, по мнению некоторых экспертов, с этого года наступает некая "пауза", снижение динамики объемов продаж техники из-за влияния зерновых цен и остальной конъюнктуры рынка. Так ли это?

Ральф Бендиш: Мы знаем официальную статистику Минсельхоза РФ, которая показывает, что для нормального развития сельского хозяйства потребуется около 10 процентов обновления парка техники ежегодно. Если посчитать, что общая популяция комбайнов составляет примерно 120-140 тысяч единиц, следовательно каждый год 12-14 тысяч комбайнов должны пополнять парк, замещая убывающие в металлолом машины. В последние годы мы наблюдаем поступление новых комбайнов в количестве примерно 5,5—6,5 тысяч штук ежегодно. Эта цифра меньше половины того, что прогнозирует профильное ведомство. Поэтому говорить о насыщении сельского хозяйства техникой не уместно и не правильно. Мы видим большую потребность, которая не удовлетворяется машиностроением, не смотря на то, что эти мощности имеются. Здесь уже больше вопросы к платежеспособности и финансированию аграриев, чем к сельхозмашиностроителям. Спада мы не наблюдаем, но, к сожалению, и не видим желаемого роста.

Ян-Хендрик Мор: Когда мы осуществляем такие огромные инвестиции, как этот завод, то смотри на этот процесс стратегически и в долгосрочной перспективе. В краткосрочной перспективе конъюнктура рынка может быть как положительной и очень положительной, так и не очень. Важно смотреть в будущее. Главным остается то, что человечество в обозримом будущем вырастет на 2 млрд человек, и они должны где-то жить и питаться. Компания Claas убеждена, что Российская Федерация играет в этом процессе очень важную роль. Если пронаблюдать, как улучшилась ситуация с сельским хозяйством в России за последние 15 лет, то можно назвать это отличным доказательством, насколько лучшим оно может стать. В последние два года Россия является мировым лидером по экспорту пшеницы, важно, чтобы было зерно для населения всего мира. Для продолжения этой тенденции необходим более высокий уровень профессионализма в управлении сельским хозяйством, к которому помимо прочего относятся и сельхозмашины большой мощности, оснащенные дигитализированнным оборудованием. Россия, как никакая другая страна в мире, имеет потенциал более 30 млн га необрабатываемых сельхозземель. Стратегически Россия имеет очень хорошие шансы для развития, чтобы прокормить население мира.

Записал Константин Зорин

DSC_0009

 

Популярные статьи