Техника Агрохимия Животноводство Птицеводство Растениеводство Теплицы 19 июля 2021

«А кем я буду работать?»: состояние аграрного образования в России

«А кем я буду работать?»: состояние аграрного образования в России

Кадровая проблема остро стоит почти во всех предприятиях, занимающихся сельским хозяйством. Она затрагивает все агроспециальности: как относительно новые для отрасли направления – генетику, биоинформатику, так и традиционные – ощущается нехватка и в агрономах, зоотехниках, ветеринарах, инженерах. В России при этом действуют 55 вузов, которые занимаются подготовкой специалистов для АПК. Каждый год они выпускают больше 60 тыс. человек, которые, однако, не могут восполнить дефицит в квалифицированных кадрах. Это показывает, что в российском аграрном образовании существует много проблем, требующих решений и серьезных преобразований.

Технологический прогресс поменял устоявшиеся принципы образования в области сельского хозяйства: актуальность и необходимость некоторых направлений отпала вовсе, к остальным повысились требования. Российские аграрные университеты во многом оказались не готовы к новой реальности. По данным международного рейтинга университетов мира QS, в Топ-200 в области «Сельское и лесное хозяйство» не попал ни один из вузов РФ.

Студентам не хватает практических знаний, поэтому тот уровень профессиональной подготовки, который они имеют к выпуску из университета часто не соответствует реальным запросам современного агробизнеса. Набираться опыта студентам приходится уже во время работы. Многие агропредприятия сами обучают специалистов из числа приходящих к ним на стажировку студентов и абитуриентов аграрных вузов.

«Из них мы отслеживаем лучших работников, однако зачастую из 100 человек можно выбрать по нашим критериям лишь 1–2 студентов, которые впоследствии останутся в хозяйстве. С отобранными выпускниками мы заключаем долгосрочные контракты и начинаем их обучать на ведущих российских и мировых (до пандемии) агропредприятиях», — рассказала в интервью «Агробизнесу» Ольга Сегаль, управляющая компанией «Григорьевские сады».

Говоря о кадровой проблеме, Сергей Тарахно, исполнительный директор Агрофирмы «Южная», поделился с корреспондентом «Журнала Агробизнес»: «Сегодня мы испытываем дефицит кадров в операторах сельхозмашин, механизаторах, и даже готовы переходить на вахтовый метод работы. Острый дефицит кадров имеется в питомниководстве, и всегда есть большая потребность в агрономах-виноградарях. Наша отрасль долгое время была в настоящем забвении. Крупнейшие вузы закрывали свои кафедры виноградарства, объединяли их с кафедрами виноделия, что неправильно. Сейчас виноградарство снова становится трендовым, мы плотно работаем с учебными заведениями и пополняем свой персонал качественными кадрами. После каждой практики из 20-25 студентов два-три специалиста остаются в нашей компании и за пару лет вырастают из бригадира в агронома».

Еще одна серьезная проблема аграрного образования в России – низкая закрепляемость выпускников агроспециальностей в отрасли, нежелание работать в сельском хозяйстве. Причин на это несколько: невысокая, как правило, оплата труда, нежелание жить в селе, устоявшиеся в обществе представления о непрестижности профессии.

Алена, студентка второго курса факультета агрохимии, сомневается в том, стоит ли ей продолжать обучение в университете: «А кем я буду работать? Я не верю в надежность профессии, в том, что в будущем смогу устроиться на хорошую работу со стабильным заработком. После четырех лет обучения – прямая дорога в колхоз, где за копейки могут заставить делать грязную работу. Это не престижно».

По словам Алены, многие ее однокурсники не видят важности и актуальности в современном мире таких профессий, как агроном и агрохимик. На первом курсе отсеялось сразу же семь-восемь человек, затем еще пять. После летней неоплачиваемой практики, которая заключалась в прополке полей, из университета, по мнению Алены, могут уйти еще несколько человек.

«Непрестижность» агрономических специальностей приводит к появлению большого количества «некачественных» студентов. Их цель – отучиться в университете, получить диплом, но не стремление стать специалистом и работать затем по профессии.

Постепенно агрономическое образование в России развивается: расширяются направления подготовки, вводятся новые технологии в учебный процесс. Но темпы этого развития не дают уверенности в том, что проблема с нехватками кадров в сельском хозяйстве решится в ближайшие годы.

Юлия Мавлембердина

Популярные статьи