Животноводство 18 декабря 2017

Агрострахование в 2017 году: неутешительные итоги

Агрострахование в 2017 году: неутешительные итоги

Текст: Е. Молдаванова, пресс-служба Краснодарского филиала ПАО СК «Росгосстрах»

Итоги первой половины 2017 года (статья опубликована в №5 журнала "Агробизнес" за 2017 г. — прим. ред.) стали неутешительными для отрасли аграрного страхования: во многом пессимистические прогнозы сельхозпроизводителей, экспертов и участников рынка по развитию данного направления оправдались. Подобная ситуация сложилась по причине включения расходов на страхование в единую субсидию и неготовности нормативной базы к данному решению.

Обычно более выраженный интерес к агрострахованию возникает у сельхозпроизводителей не после природных катаклизмов, а накануне, когда становится понятно, что возможна частичная гибель урожая. Нередко данный факт касается достаточно частых явлений, например весенней или осенней засухи. Несомненно, положительную роль играет ограничение в сроках заключения договоров страхования с государственной поддержкой — не позднее 15 дней после окончания посева. Подобная мера позволяет нивелировать временные всплески активности после произошедших событий и осуществлять честное страхование, то есть заключать договоры до момента наступления ситуаций, которые впоследствии могут привести к страховым случаям.

СЛОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

В текущем году рынок аграрного страхования практически перестал функционировать. Фактически четырехлетние усилия государства, страхового и сельскохозяйственного сообществ, направленные на развитие системы защиты интересов аграриев и ее инфраструктуры, за короткий срок были перечеркнуты.

Центральный банк РФ подведет итоги по сборам в этом сегменте за первое полугодие позже, однако в любом случае значения не будут радужными. Если в первой половине 2016 года страховые компании Краснодарского края, предоставляющие защиту интересов аграриям, собрали 771 млн рублей, то в текущем году этот показатель будет в разы меньше. По данным Национального союза агростраховщиков, или НСА, большинство субъектов РФ существенно снизили активность или вовсе свернули данное направление помощи аграриям, особенно в тех регионах, где спрос на страхование превышал объем выделенных субсидий по итогам 2016 года. По сведениям этой организации, в первом полугодии 2017 года страховые компании заключили только 337 договоров по защите сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой. Количество застраховавших возможные потери хозяйств снизилось на 59 процентов — до 274 предприятий, а застрахованные с господдержкой посевные площади сократились в три раза — с 1,865 млн до 559 тыс. га по сравнению с показателями за аналогичный период прошлого года.

ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ

Сложившаяся ситуация во многом связана с включением агрострахования с начала этого года в так называемую «единую субсидию» для сельхозпроизводителей, которая объединяет разнородные направления господдержки различных отраслей аграрного бизнеса, при этом распределение денежных средств было передано региональным властям. Они, в свою очередь, реализуют субсидии по своему усмотрению, и понятно, что страхование никак не входит в перечень приоритетных направлений. По этой причине в Краснодарском крае, ставшим по итогам 2016 года одним из лидеров по сумме страховой премии в аграрном страховании, за прошедших полгода заключили всего один договор по защите сельскохозяйственных рисков на условиях предоставления государственной помощи. Из-за отсутствия выделения средств из единой субсидии на поддержку подобных договоров агрострахование фактически остановилось. При этом многие сельхозпроизводители привыкли к тому, что в экстренном случае государство в беде не оставит и поможет, как уже происходило неоднократно в разных субъектах России. Подобный факт нивелирует усилия Правительства РФ, направленные на участие аграриев в защите своего имущества в случае чрезвычайных ситуаций, в том числе благодаря собственным средствам.

Кроме того, сегодня наблюдается парадоксальная ситуация. Некоторые сельхозпроизводители готовы страховать свои посевы или животных, однако у них нет такой возможности, поскольку отсутствует нормативная база по системе определения страховой стоимости, утраты и порядку субсидирования заключенных договоров страхования с государственной поддержкой. При этом в ряде регионов органы АПК вообще не предусмотрели расходы на подобные выплаты, предпочитая направить средства на иные предусмотренные единой субсидией цели.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Ситуация с уже заключенными договорами страхования также не является простой. Если страхователь не получает выплаты по данному документу, то он вынужден самостоятельно выплачивать страховым компаниям второй взнос, который, по сути, и представляет собой государственная субсидия. Большинство сельхозпроизводителей не могут этого сделать. Данное положение привело к отказу от аграрного страхования в целом. Поэтому выведение выплат по защите сельскохозяйственных рисков из единой субсидии — необходимое действие, которое следует совершить в короткие сроки, иначе все усилия, направленные на развитие системы агрострахования, будут бессмысленны.

Второй важной проблемой является несвоевременное или неполное предоставление государственных средств по заключенным договорам страхования, в том числе при перераспределении денег среди субъектов РФ. Этому сопутствуют трудности при подаче документов на субсидии по причине отсутствия единого стандартного набора документов. При этом Федеральный закон № 260 гарантирует сельхозпредприятию при страховании на условиях, определенных этим актом, оплату 50 процентов стоимости полиса. На практике часто получается, что аграрий уплачивает свою часть премии и ждет перечисления субсидии почти до наступления уборки урожая или даже более длительный срок. В это время у некоторых хозяйств могут фиксироваться страховые случаи в связи с повреждением посевов, однако договор, оплаченный лишь частично, обеспечивает аграрию неполную защиту. Таким образом уменьшаются основные преимущества агрострахования и теряется доверие к страховым компаниям. Сельхозпроизводители часто связывают в таких случаях снижение уровня защиты и свои обманутые ожидания относительно размера возмещения при понесенных убытках не с неполным субсидированием, а именно с работой страховой компании и системы в целом. В итоге образуется замкнутый круг. В регионе, где застрахованные аграрии недополучили господдержку, ухудшается их отношение к агрострахованию. В результате снижается спрос на этот вид защиты сельскохозяйственных рисков, и в следующем году местный орган АПК еще в большей степени сокращает объем субсидирования данного направления.

В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ

Для изменения сложившейся ситуации на государственном уровне необходимо предусмотреть механизм, при котором средства на агрострахование будут выделяться к началу посевной на основе адекватной оценки потребностей региона и возможностей федерального бюджета. До сих пор этому вопросу уделялось недостаточно внимания. При этом в течение 2012–2015 годов в конце каждого года осуществлялось перераспределение субсидий из одних регионов в другие, где страхование было более востребовано. Всего в нашей стране около 30 основных аграрных субъектов. Однако в конце прошлого года перераспределение не было произведено, в результате чего в 20 регионах заключенные договоры страхования были недофинансированы. Не менее важен своевременный выпуск нормативной документации, что особенно актуально для определения порядка расчета страховой стоимости, утраты, плана сельскохозяйственного страхования, предоставления субсидий. Сегодня подобный документ пока отсутствует, что делает невозможным заключение новых договоров.

Разработка проектов страхования с учетом региональных особенностей должна производиться регулярно в целях предоставления разносторонней и разноуровневой страховой защиты. Однако следует отметить, что для нормального функционирования любой страховой программы необходимо, чтобы был прозрачен и понятен механизм предоставления государственной поддержки. Он должен не только предусматривать гарантированное получение субсидии на оплату части страховой премии, но и стимулировать защиту имущества за счет собственных средств, снижая нагрузку на бюджет в случае возникновения катастрофических убытков. Уже предложенные выше изменения смогут способствовать модернизации системы агрострахования, изменениям в лучшую сторону, но без отлаженного процесса выделения субсидий новые программы, как и уже действующие, будут обречены на провал.

 

Популярные статьи