Биозащита яблоневого сада
Текст: С. Р. Черкезова, канд. биол. наук, ст. науч. сотр., ФГБНУ «Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия»
В сфере защиты растений для улучшения сложившейся ситуации ведется разработка новых направлений. Традиционные подходы, в которых предпочтение отдается химическому методу, оказались недостаточно эффективными и экологически небезопасными.
Применяемые инсектоакарициды превратились в постоянно действующий экологический фактор, вызывающий развитие резистентности — популяции насекомых больше не контролируются дозой препарата, которая в прошлом обеспечивала эффективный контроль, приводящий к изменению их численности. Более того, появляются вредители, повреждающие несвойственные для них сельскохозяйственные культуры. Все это обуславливает поиск новых решений.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Одной из причин нарушения равновесия и фитосанитарной дестабилизации в многолетних плодовых насаждениях является разрыв пищевых связей под воздействием погодных и человеческих факторов. Используемые средства защиты становятся малоэффективными, что резко отражается на экономике производства плодов — снижается их товарность. В результате требуется введение в экосистему большего объема химических препаратов, увеличение кратности обработок, что приводит к росту стоимости защитных мероприятий и повышению пестицидной нагрузки.
Сегодня 12% клещей и 88% насекомых выработали устойчивость к пиретроидам, хлор- и фосфорорганическим соединениям. Установлено, что в агроценозе сада численность фитофагов и энтомоакарифагов зависит от пестицидной нагрузки. В системах с ее высоким уровнем, где используются инсектициды химического синтеза, присутствуют 8–9 видов чешуекрылых вредителей, 3–4 вида клещей и другие. При этом гибель полезной фауны составляет 90%. При снижении пестицидной нагрузки и применении селективных химических инсектицидов отмечается тенденция доминирования 2–3 видов чешуекрылых насекомых и одного вида растительноядных клещей. Однако со временем и в этих системах негативные последствия возвращаются — появляются резистентные популяции, увеличивается вредоносность видов, которые ранее не имели хозяйственного значения. В связи с этим актуально развитие концепции интегрированной защиты растений, предусматривающей использование новых типов соединений: препаратов III и IV классов опасности, регуляторов роста и развития фитофагов, бакулогранулезного вируса, микробных бактериальных средств на основе Bacillus thuringiensis, продуктов на базе грибов Beauveria bassiana, которые заражают насекомых в непитающиеся фазы и вызывают у них заболевания, например мускардиоз, энтомофтороз и другие. Также можно применять биопрепараты, прекращающие вредное воздействие фитофагов через несколько часов, вызывающие их гибель через 2–3 дня после обработки, а также актиномицеты, блокирующие передачу сигналов к двигательным нейронам. В целом обозначенные средства не уступают по эффективности химическим инсектоакарицидам и сохраняют полезных насекомых и клещей.
СНИЗИТЬ ПОПУЛЯЦИЮ
В нашей стране работает около 10 предприятий, производящих биологические средства защиты растений. В Краснодарском крае находится одна из таких компаний. Ученые ФГБНУ «Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства, виноделия» совместно со специалистами ООО «Биотехагро» вели многолетние исследования в направлении применения биотехнологий. Результатом работы стала эффективная биологизация систем защиты яблоневого сада. За последние пять лет были разработаны элементы технологии использования микробиологических препаратов, установлены регламенты внесения новых и перспективных инсектоакарицидов при защите от доминирующих вредителей. За этот период против гусениц яблонной плодожорки, садовых листоверток, минирующих молей, растительноядных клещей были протестированы четыре биологически активных вещества (БАВ), девять биопрепаратов и пять их смесей.
В течение трех лет в саду яблони против яблонной плодожорки испытывались энтомофаги: яйцеед Trichogramma evanescens и паразит гусениц Habrobracon hebetor. Первое насекомое было выпущено в период массовой откладки яиц из расчета 840 тыс. особей на два гектара, второе — во время отрождения гусениц в объеме 750 шт/га. При использовании средств защиты учитывались температура, стадии развития вредителей, целесообразность применения того или иного препарата в определенный срок. Первые повреждения плодов гусеницами яблонной плодожорки отмечались на контроле в третьей декаде мая. В варианте с выпуском Trichogramma evanescens W. к моменту использования Habrobracon hebetor поврежденные плоды не обнаруживались. К началу лета бабочки второго поколения и испорченная продукция на опытном участке также отсутствовали.
Во время сбора урожая было установлено, что процент повреждения плодов гусеницами яблонной плодожорки снизился с 10% в первый год исследования до 3 и 1% в последующие два года соответственно. При сравнительном анализе динамики лёта вредителей отмечалось, что сначала в первом поколении существенной разницы между количеством отловленных в ловушки самцов не было. Однако на третий год исследований она оказалась заметной. Так, число пойманных вредителей в период пика лёта было на 10 и 5 бабочек в ловушке меньше, чем в первый и во второй годы соответственно. Во втором и третьем поколениях также было отловлено в три раза меньше экземпляров. В итоге выпуск Trichogramma evanescens и Habrobracon hebetor существенно повлиял на плотность популяции вредного вида и способствовал снижению процента повреждения плодов гусеницами яблонной плодожорки.
ВЫСОКАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Также в широком полевом опыте на яблоне в фенофазу розового бутона при температуре 17,6°С испытывались биоинсектициды «Бикол», «Инсетим» и энтомопатогенные грибы Beauveria bassiana и Metarhizium anisopliae. Они показали следующие результаты биологической эффективности против основных вредителей в ранневесенний период: минирующих молей — 98,3–100%, листогрызущих вредителей, в частности совки и пяденицы, — 99–100%, яблонного цветоеда — 97,3–99,1%, зеленой яблонной тли — 98,6–99,2%. Против перезимовавшего поколения яблонной плодожорки действенность микробиологических средств и их смеси составила от 92,4 до 100%, против гусениц данного вредителя в период их массового отрождения — 89,6–98,2%, а против листоверток — 98–100%. Кроме того, использование биопрепаратов вызвало активизацию деятельности сохраненных энтомо- и акарифагов. Благодаря присутствию в садах полезных насекомых, в частности кокцинеллид, хищных клопов и клещей, златоглазок, а также паразитов вредителей сада — ихневмонид, хальцид, браконид, вспышки массового размножения растительноядных клещей, минирующих молей и садовых листоверток не возникли. К моменту сбора плодов варианты с использованием микробиологических препаратов в чередовании с БАВ и селективных химических инсектицидов не отличались по урожайности и количеству поврежденной продукции, а в некоторых случаях применение биотехнологий оказалось более эффективным при одинаковой исходной численности вредителей. Более того, испытанная экологизированная система защиты сада оказалась на треть дешевле химического способа.
Таким образом, проведенные исследования доказали действенность применения биотехнологий в целях защиты многолетних плодовых насаждений. Переход на новую стратегию управления фитосанитарным состоянием агробиоценоза позволит получить высококачественную, экологически чистую продукцию при снижении уровня загрязнения биосферы токсическими остатками.