Техника 27 октября 2023

Экологичный склад

Экологичный склад

Рынок вилочных погрузчиков в России устойчиво растет вслед за увеличением товарооборота и строительством новых складов и логистических комплексов. В развитии этого сектора последние годы четко прослеживаются несколько мировых и российских тенденций.

Данный вид техники является неотъемлемой частью погрузочно-разгрузочных терминалов, современных логистических и распределительных центров, многих сельскохозяйственных предприятий. В связи с этим целесообразно рассмотреть не только развитие отрасли, но и несколько моделей данных машин, снабженных электрическими батареями и доступных в России.

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ

Одна из тенденций в секторе — постепенное вытеснение погрузчиков с двигателями внутреннего сгорания машинами на электрических, то есть свинцово-кислотных и литиевых, батареях. Последние способствуют энергосбережению и сокращению выбросов в окружающую среду, что особенно важно в замкнутых пространствах. При этом в вилочных погрузчиках с двигателями внутреннего сгорания улучшают стандарты вредных выбросов. Однако ведущие мировые производители идут еще дальше, запуская производство данной техники на водородных топливных элементах. Альтернативные источники энергии дают потребителям выбор, а также прокладывают путь к более устойчивому и экологичному будущему. В вилочном погрузчике с подобным аккумулятором электроэнергия производится за счет химической реакции между водородом и кислородом, что обеспечивает более длительное время работы. Такого типа батареи способны накапливать энергию и быстро подзаряжаться — за три минуты или меньше, что сокращает время простоя. Они работают при более высоком постоянном напряжении, за счет чего повышается производительность.

Помимо этого в России и мире растет спрос на подержанные вилочные погрузчики в целях сокращения расходов. Следует отметить, что в нашей стране с 1 января 2023 года увеличились ставки утилизационного сбора на самоходные машины на 35–40% в зависимости от мощности двигателя. Для расчета платежа в отношении вилочных автопогрузчиков и электропогрузчиков от 50 л. с. и выше коэффициент по большинству кодов был повышен в два и более раз. Параллельно с этим растет использование автоматизации и робототехники на складах, разрабатываются роботы-манипуляторы, заменяющие человека, снижающие риск ошибок и увеличивающие эффективность. Компании начинают внедрять аналитику данных, сенсорные технологии и Интернет вещей для сбора информации со своих вилочных погрузчиков для их оптимальной эксплуатации, применяют телематические системы и GPS для отслеживания машин.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Немецкая компания Jungheinrich продолжает работу в России и планирует принять участие в выставке CeMAT RUSSIA, где представит оборудование от нового собственного бренда. Своим широким ассортиментом предприятие закрывает все ниши складской техники, поэтому следует ознакомиться с последними инновациями в этой области — вспомогательными системами для оператора. Они облегчают повседневную работу и повышают безопасность на складе, активно и превентивно защищают людей, машины и оборудование. Например, с системой zoneCONTROL вилочный погрузчик с выдвинутой мачтой приближается к двери холла и своевременно останавливается. За счет зонирования склада разработке известно о всех критических зонах, и их контроль выполняется с точностью до сантиметра. Это могут быть высокие препятствия, места с повышенной плотностью транспорта и людей или зоны с запретом на размещение грузов. Система реагирует в зависимости от ситуации: оповещает водителя, предупреждает окружающих или вмешивается в управление машиной при необходимости. Подобное решение следует использовать для увеличения эффективности: поток трафика можно оптимизировать с помощью авторизации доступа.

На вилочные погрузчики устанавливаются системы цифровых HD-камер для повышения безопасности и эффективности работы склада. Так, оптические устройства на 360° обеспечивают быструю и безаварийную навигацию даже в узких и запутанных местах. Все камеры дают общую картинку — вид с высоты и с обзором на 360°. Прибор заднего вида с высоким разрешением надежно и в любое время показывает пользователю заднюю часть погрузчика на мониторе. В итоге на складе можно избежать столкновений из-за плохой видимости. Разнообразные модели камер дают неограниченный обзор для максимальной точности при работе с товарами. Дополнительный виртуальный линейный лазер с функцией позиционирования помогает водителю даже на большой высоте подъема при хранении и извлечении. Система AddedVIEW с функцией сканирования повышает эффективность работы склада. В сочетании с логистическим интерфейсом камеру можно использовать для безошибочного распознавания кодов товаров и складских отсеков. Водитель выбирает штрих- или QR-коды, которые появляются непосредственно на изображении с камеры, и подтверждает сканирование прикосновением. Соответствующая кнопка рядом с рулевым колесом обеспечивает большую эргономику.

Переход к точному заданному положению при различной высоте подъема может стать настоящим испытанием для водителя. Для его поддержки была разработана специальная система. Благодаря полезным функциям обеспечивается быстрое хранение и извлечение груза на заранее определенной высоте подъема, что заметно облегчает работу. Индивидуальную высоту можно легко отрегулировать в соответствии с условиями хранения путем предварительного выбора данного параметра. Кроме того, особая функция с автоматической остановкой на следующем, более высоком уровне обещает простоту управления для водителя. Быстрая готовность, короткие расстояния и небольшие усилия при регулировке экономят время и энергию при выполнении всех работ с техникой.

РОССИЙСКИЙ ОТВЕТ

Отечественные предприятия, производящие вилочные погрузчики, пока занимают небольшой сегмент российского рынка, но с каждым годом расширяют свой ассортимент и модернизируют продукцию. Так, ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов» выпускает дизельные, газобензиновые и электрические вилочные погрузчики «Силант» грузоподъемностью до пяти тонн. По данным компании, в 2022 году их производство выросло в три раза. Предприятие замещает на отечественном рынке складского оборудования выбывших европейских и японских поставщиков. Как отмечают в компании, в прошлом году сложилась уникальная ситуация: торговые сети сами приезжали к производителю. Кроме того, заказчиками стали промышленные предприятия, агрохолдинги и логистические центры. Сегодня завод производит 280 модификаций погрузчиков с российскими и иностранными двигателями, гидроцилиндрами, панелями приборов. Так, электромашины работают с грузами от 1,5 до 3 т с высотой подъема до 3 м. Одного заряда батареи достаточно для 10 часов работы, она быстро меняется при двух способах выгрузки. Техника имеет асинхронные двигатели тяги и гидравлики, систему рекуперации энергии торможения, регулируемую рулевую колонку, дисковые тормоза в масляной ванне.

В Свердловской области 20 лет назад запустил производство вилочных погрузчиков АО «Невьянский машиностроительный завод». Продукция поставляется под маркой Geka. В линейке имеется серия электрических машин грузоподъемностью до 3,5 т с высотой подъема до 3 м. В базовую комплектацию входят наружные боковые зеркала, пневматические шины, защитное ограждение каретки грузоподъемника, ходовое и рабочее освещение, проблесковый маячок, звуковой сигнал заднего хода. Рулевая колонка настраивается по углу наклона. Сиденье оператора эргономичное, с регулировкой положения сидения и наклона спинки. Рабочая тормозная система снабжена гидроусилителем. На погрузчике имеется система управления с функцией «ползущего» хода для обеспечения низкой скорости движения при маневрировании в ограниченных пространствах и операциях с грузом. В качестве дополнительной опции предусмотрено увеличение максимальной высоты подъема до 8 м, вагонный вариант для работы внутри контейнера, открытая или закрытая кабина, отопитель и кондиционер. Вместо пневматических шин можно установить цельнолитые, а на ведущую ось поставить двускатную резину. Имеется версия повышенной проходимости с увеличенным клиренсом и внедорожной резиной. Опционально также предусмотрены каретка бокового смещения, позиционер вил и их удлинение, защита каретки, искрогаситель, система присутствия оператора, дополнительная шумоизоляция кабины и привод для управления навесным оборудованием. Для экстремально низких температур можно установить жидкостный предпусковой подогреватель двигателя, аккумуляторные батареи увеличенной емкости, зеркала и сиденье с электроподогревом, автономный воздушный отопитель кабины и ее двойное остекление.

ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ ГОСТЬ

Электрический вилочный погрузчик с противовесом Doosan VII серии B40/45/50X-7, B50XC-7, созданный на основе опыта и технологий компании DIV, отличается высокой энергоэффективностью, маневренностью, экономичностью и низким уровнем выбросов. Специально разработанный эргономичный отсек позволяет повышать производительность оператора и снижать уровень его стресса и усталости. Кабина отличается улучшенной обзорностью и новейшими разработками в области гидравлического управления. Благодаря прочной конструкции и дополнительной системе стабилизации новые четырехколесные электропогрузчики отвечают практически любым требованиям безопасности эксплуатации. Увеличенные интервалы технического обслуживания и компоненты, выполненные по передовой технологии, снижают общую стоимость эксплуатации. Каждый параметр полностью настраивается в соответствии с индивидуальными требованиями заказчика, что обеспечивает контроль и точность выполнения всех функций.

Максимальная грузоподъемность моделей в линейке равняется 4–5 т, скорость загруженной машины достигает 15 км/ч. Быстрота подъема груза колеблется в зависимости от модели и составляет от 31 до 35 см/с. Минимальный радиус поворота всего 2,62 м. Оператору помогают в работе технология активного управления, система интеллектуальной настройки крутящего момента, «умная» панель приборов, датчик угла поворота рулевого колеса, подвесное сиденье класса люкс с OSS. Гидравлический клапан управления, регулируемый кончиками пальцев, может быть установлен на погрузчик в качестве опции. Движение происходит за счет необслуживаемых электрических двигателей, контроллер переменного тока имеет запас мощности, а дисковые тормоза снабжены масляным охлаждением. Мониторинг и техническое обслуживание основаны на удобном интерфейсе с сервисной программой, время работы и диагностика неисправностей фиксируются.

НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Вилочные погрузчики из КНР сегодня занимают значимую часть российского рынка. Одним из известных и распространенных китайских брендов складской техники в стране является Heli. Машины выпускаются компанией Anhui Heli Co, входящей в первую десятку мировых производителей данного оборудования. В России доступны вилочные автопогрузчики с ДВС грузоподъемностью до 46 т и с различными типами аккумуляторов с показателем до 10 т. Перспективной новинкой этого года в компании считаются машины нового поколения H4 с литиевыми батареями. Зимой 2022 года первая партия агрегатов этой серии была доставлена в Европу. Данные вилочные погрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 3,8 т построены на основе концепции «комфорт, эффективность, надежность, безопасность и интеллект» и ориентированы на серию, платформу и модульную конструкцию. Всего было представлено 14 моделей в двух конфигурациях силовых характеристик. Линейка состоит из тех же взаимозаменяемых компонентов, которые используются в проверенных временем вилочных погрузчиках компании. В частности, были продемонстрированы компактная машина грузоподъемностью 2 т и электрический противовесный агрегат на 3,8 т, удовлетворяющие различным сценариям использования. Машины серии H4 имеют интеллектуальные функции безопасности. Полная система защиты оператора автоматически выключает погрузчик, когда человек его покидает. Все компоненты будут заблокированы, например наклон мачты, подъем, опускание и движение, до тех пор, пока водитель не сядет обратно на сиденье. Система следит за автоматическим замедлением при прохождении поворотов, а все электрические компоненты полностью защищены. Новейшие аккумуляторы потреб­ляют меньше энергии при зарядке и работают дольше, по сравнению с кислотными батареями. Погрузчик позволяет выбрать три варианта скорости в зависимости от мощности, необходимой для работы. Машина также имеет уже привычные функции и опции: светодиодные фонари, амортизацию мачты при опускании для смягчения удара, сиденья для комфорта, держатель для бутылки с водой, место для хранения мобильного телефона, интерфейс USB.

В 2022 году известный китайский производитель складской техники JAC начал производство новых гибридных погрузчиков SHANN на платформе JAC с использованием технологий электромобиля NIO. Сердцем машины является литий-железо-фосфатный аккумулятор и синхронный двигатель с постоянными магнитами. Батареей можно управлять с помощью специальной системы с возможностью онлайн-мониторинга со смартфона. Время зарядки погрузчика составляет всего 1,5 ч, а зарядное устройство позволяет делать это в любое время. Экономия затрат на электроэнергию доходит до 30%. Однократная потребляемая мощность аккумуляторной батареи составляет 15 кВт•ч. Машина оснащена системой телеметрии с функциями доступа операторов, развернутого отчета об эксплуатации, оповещения о предстоящем ТО, контроля за рабочим временем, геолокации и фиксации нарушения скоростных ограничений на складе. Сейчас в линейке девять вилочных погрузчиков различной мощности и грузоподъемностью от 2 до 10 т. Высота подъема у всех машин одинаковая — 3 м.

КИТАЙСКИЙ ГИГАНТ

Все активнее осваивает российский рынок компания Zoomlion. В ее линейку входит серия трехколесных электрических вилочных погрузчиков FE16/18/20H7. Эргономичная конструкция рукоятки и сиденья обеспечивает комфорт и удобство во время работы. Надежный втягивающийся ремень гарантирует повышенную безопасность, а широкая рама — больший угол обзора. Рулевое колесо с датчиками нагрузки, байпас с одним насосом, двигатель переменного тока и зубчатый насос значительно снижают шум при работе и подъеме. Боковой аккумулятор облегчает замену и обслуживание. Конструкция с низким центром тяжести и расположенной внизу батареей обеспечивает отличную устойчивость. Два передних колеса приводятся в движение независимым двигателем. Направление и скорость движения контролируются компьютером, а радиус поворота оказывается примерно на 450 мм меньше, чем у многих четырехколесных погрузчиков аналогичной грузоподъемности. Светодиодная приборная панель обеспечивает более удобное управление и интуитивно понятное отображение информации. Оснащение электронными компонентами от известных мировых брендов, в частности от Curtis, Albright и Schneider, обеспечивает передовые и стабильные характеристики. Бесщеточный двигатель переменного тока не требует особого обслуживания. Передовая технология гидравлического определения нагрузки гарантирует повышение эффективности работы и снижение энергопотребления. Оптимизированная конструкция тормоза с масляным охлаждением обеспечивает надежную работу, длительный срок службы и низкие эксплуатационные расходы. Регенерация энергии происходит по нескольким каналам для увеличения времени работы и повышения эффективности. У вилочного погрузчика имеются три режима работы — безопасный, экономичный и высокоэффективный, что позволяет удовлетворить различные эксплуатационные потребности. Машины работают с грузами весом до 2 т, поднимая их на высоту до 3,3 м.

Сегодня электрические вилочные погрузчики готовы полностью заменить технику с двигателями внутреннего сгорания в сегменте грузоподъемности до 5–10 т. Мировые производители предлагают широчайший спектр решений в данном направлении. При этом машины с аккумуляторными батареями оказываются дешевле в обслуживании, выгоднее в плане энергопотребления и обеспечивают необходимую экологичность на предприятиях.



Популярные статьи