Инновационное устройство ПРИ-3: экономия топлива на двигателях сельхозтехники
Текст: И. Г. Голубев, д-р техн. наук, сотр. отдела анализа и обобщения информации по техническому сервису и оборудованию для перерабатывающих отраслей АПК, ФГБНУ «Росинформагротех»
В госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы предусмотрено увеличение продукции растениеводства и животноводства. Для реализации этой задачи необходимы технологическая модернизация аграрной отрасли и оптимизация затрат материально-технических ресурсов, в том числе топливно-смазочных материалов при производстве сельхозпродукции.
Только в 2013 году сельхозпроизводителям для работы поступило 0,8 млн т автобензина и 4,3 млн т дизельного горючего. Для снижения расхода топлива сейчас многими организациями и предприятиями ведутся разработки различного оборудования и новых технологий. В одной российской компании, расположенной в городе Красноярске, для этих целей удалось создать инновационное устройство ПРИ-3, которое позволяет экономить от восьми до 16 процентов топлива.
ТОНКОСТИ СОЕДИНЕНИЯ
Аппарат содержит полый корпус из электроизоляционного и устойчивого к агрессивным средам материала, входной и выходной штуцера, встраиваемые в провод топливной системы. Электрический блок управления устройством имеет на корпусе лампы-индикаторы, информирующие пользователя о его работе. К оборудованию подсоединяется электрический блок управления путем подключения кабелей, поставляемых в комплекте с ним. Высоковольтная катушка с высоковольтным кабелем подключаются к контакту, расположенному на корпусе камеры обработки топлива. Подсоединение к электрическому блоку управления устройством происходит с помощью кабеля, а блок, в свою очередь, соединяется с источником питания в 12 В, подключенным к штатной электросети в 220 В. В созданном устройстве установлена система защиты по основным выходным параметрам электронных блоков. В случае аварийного отключения изделие остается в рабочем состоянии с сохранением заводских параметров агрегата и магнитной обработкой топлива в одном из режимов данного изделия.
УСПЕШНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Новое устройство предназначено для обработки жидкого углеводородного топлива комбинированным методом, то есть с помощью магнитных и электростатических полей, а также импульсными высоковольтными электрическими сигналами определенных параметров. В результате обработки топливо меняет молекулярную структуру, при этом происходит ослабление связей между молекулами и изменяется углеводородное строение горючего — его молекулы поляризуются. Под действием высоковольтного импульса происходит разрыв молекулярных связей, благодаря чему улучшается процесс сгорания и уменьшается выброс вредных веществ. Конструкция устройства для обработки жидкого углеводородного топлива имеет широкую область применения, поэтому оборудование может использоваться с различными видами горючего — нефтью, мазутом, дизельным топливом и другими. Новое устройство работает достаточно просто. Оно устанавливается в топливную систему в непосредственной близости к форсунке или горелке путем размыкания топливопровода и размещения устройства. При запуске двигателя оборудование начинает работу, и поступающее через входной штуцер топливо подвергается обработке.
Табл. 1. Техническая характеристика устройства ПРИ-3
Показатели |
Значения показателей |
Номинальное напряжение питающей сети, В |
12 |
Ток потребления (max нагрузка) |
не более 8А |
Число фаз |
3 |
Температура эксплуатации, °С |
от +60 до –50 |
Общее потребление энергии, Вт·ч |
60–80 |
Масса, кг |
1,5 |
Табл. 2. Результаты испытаний сушилки Vеktа-50 с устройством обработки топлива ПРИ-3
Показатели |
Без установки устройства |
С установкой устройства |
Расход топлива, л/т зерна |
15 |
10 |
Объем сушки зерна, т |
5000 |
5000 |
Экономия топлива, л |
— |
25000 |
Табл. 3. Результаты испытаний самосвалов БелАЗ 7555 с устройством обработки топлива ПРИ-3
Показатели |
Без установки устройства |
С установкой устройства |
Расход топлива на 100 км, л |
271 |
220,8 |
Экономия топлива, % |
— |
18,5 |
Снижение концентрации вредных веществ в выхлопных газах, % |
— |
250–300 |
Российская разработка уже прошла ряд испытаний. Одно из них проводилось в сушильном хозяйстве, расположенном в Ширинском районе Республики Хакасия. Тестирование устройства осуществлялось с 14 ноября 2013 года по 14 января 2014 года, и за этот период было установлено значительное снижение расхода дизельного топлива. Позже испытание проводили в ЗАО «Разрез Березовский» Красноярского края на самосвалах БелАЗ 7555. На основании отчетов о работе, взятых с программно-аппаратного комплекса мониторинга транспорта, экономия топлива при работе с новым устройством составила 18,5 процента. Таким образом, использование разработанного российской компанией оборудования для обработки топлива на двигателях сельскохозяйственного назначения позволяет не только снизить расход горючего, но и существенно уменьшить концентрацию вредных веществ в выхлопных газах.