Техника 10 февраля 2025

На замену — о проблеме изготовления неоригинальных запчастей для сельхозтехники

На замену — о проблеме изготовления неоригинальных запчастей для сельхозтехники

Текст: Борис Веледницкий, член правления АСХОД

На сегодня замена комплектующих ушедших из страны иностранных компаний становится одной из первейших задач для множества аграриев. В данном направлении формируется определенный тренд изготовления неоригинальных запасных частей.

В рамках текущей ситуации в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности становится все более очевидной необходимость в изготовлении запасных частей к импортным санкционным машинам и оборудованию. Формирование нормативного запаса деталей и узлов — задача, которая была актуальна и раньше, сейчас приобретает еще большую значимость.

Уже довольно часто в СМИ появляется информация об импортозамещении тех или иных деталей и узлов к такого рода технике. Чаще всего это происходит на региональном уровне и в рамках отдельных предприятий. Причем предприятий самых разных, от продвинутых мастерских хозяйств до промышленных машиностроительных предприятий. И все они выпускают большое разнообразие различных изделий.

Эта, несомненно, позитивная тенденция имеет, тем не менее, несколько слабых моментов, которые не дают ей развиться должным образом. Информация о том, какой перечень продукции может быть изготовлен на отдельных региональных предприятиях, часто за пределы данного региона не распространяется. А между тем, она могла бы значительно облегчить замену иностранных запасных частей многим аграриям. Логично было бы предположить, что ситуация станет стимулом для создания информационной базы сначала на региональном уровне, а при благоприятном развитии событий, еще шире. Это наиболее логичный путь развития — путь снизу. Только таким образом может быть сформирована соответствующая структура, которая будет отталкиваться от требований участников рынка. Такой ресурс, думается, должен во всей полноте закрыть существующие потребности в информации о возможности изготовления, сроках, цене изделий и прочем. В пользу этого развития событий говорит то, что отдельные предприятия на своем уровне уже формируют такие базы данных.

Другой грядущей тенденцией, которая должна логично вытекать из первой, является сертификация всей той продукции, которая приходит на замену отсутствующим запчастям. В существующей ситуации купивший данную продукцию ограничен только гарантиями производителя на ее исправную и долговечную работу.

Соответственно, логично ожидать, что с течением времени процедура независимой сертификации станет все более востребованной среди заводов и сельхозмашиностроителей. Другой вопрос, насколько такая сертификация осуществима и будет ли адекватна качеству.

Также текущая ситуация оставляет без внимания вопрос возможного нарушения прав законных правообладателей и, как последствия такого нарушения, отнесение изделия к категории «контрафакт». В то же время надо учитывать разорванные на уровне компаний торговые связи и фактически не работающие законы. Иностранные компании, конечно, имеют информацию о заменах их запчастей неоригинальными, но будут ли они в данной ситуации предпринимать какие-то действия, это большой вопрос.

Кроме того, надо отметить, что для изготовления таких деталей требуется соответствующая технология и техническая документация, чертежи с указанием всех необходимых технических требований. Безусловно, изготавливаемые детали так или иначе будут проверяться на соответствие требованиям рабочих и сборочных чертежей, но никто, кроме производителя, во всей полноте, во всяком случае, в краткосрочной перспективе, этого сделать не сможет. Разработка технологий проверки и проведение самих испытаний займет значительное время. Соответственно, на сегодня фактически вся ответственность, которую несет производитель таких запасных частей перед потребителем, основана на уверенности производителя в качестве изготавливаемых им деталей и узлов. Таким образом, потребитель несет все риски поломки своей машины в случае, если качество неоригинальной запасной части приведет к таким последствиям.

Отдельное направление в отношении замены — оригинальные полнокомплектные машины, призванные заместить импортные, ныне находящиеся под санкциями. Здесь, безусловно, будет разрабатываться полный комплект чертежей и другой технической документации на изготовление.

По каждому из таких изделий перед запуском в серийное производство проводятся комплексные испытания и соответствующая сертификация.

Популярные статьи