Техника 10 января 2023

Максимальная тяга — самые мощные тракторы

Максимальная тяга — самые мощные тракторы

Специфика сельского хозяйства России с его бескрайними просторами определяет большую потребность в мощных тракторах, способных работать с тяжелыми и широкозахватными орудиями. Постепенно такие машины становятся более востребованными в нашей стране.

Краткий обзор сельскохозяйственной техники посвящен крайне важному классу — максимально энергонасыщенным тракторам с условной планкой мощности двигателя в 400–650 л. с., доступным отечественным аграрным предприятиям. Важность таких машин нельзя переоценить, возделывание полевых культур в нашей стране трудно представить без их работы. Вся широкозахватная техника, которая пользуется большим спросом в России, может функционировать только в паре с мощными тракторами.

МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ

Самым «старым» участником рынка, возглавляющим линейку мощных тракторов Claas, является модель Xerion 5000 с двигателем на 487 л. с. Ее конструкция фиксированной рамы и высокоэффективная передача мощности на четыре одинаковых по размеру колеса диаметром до 2,16 м обеспечивают максимальную площадь контакта. За счет этого получается добиться отличного сцепления, минимального проскальзывания колес и снижения уплотнения почвы, что делает агрегат незаменимым высокомощным культиваторным трактором. Так, на испытаниях в Воронежской области при работе с семиметровым тяжелым орудием Vaderstad Top Down 700 на предпосевной обработке глубиной до 14 см машина показала расход топлива 7,2 л/га при средней скорости 12,5 км/ч.

В России данная модель предлагается в версиях Trac и Trac VC с фиксированной и вращающейся кабинами соответственно. Существует также специализированный вариант Saddle Trac с передним ее расположением. Взаимодействие оператора и техники предоставляет сенсорный терминал, c помощью которого обеспечивается легкий доступ к пяти различным моделям рулевого управления. Нажатие на определенную часть изображения трактора на большом 12-дюймовом дисплее вызывает соответствующее диалоговое окно для прямого доступа ко многим параметрам, в частности к настройкам двигателя, ВОМ и другим. Помимо сенсорного экрана, все функции можно регулировать с помощью поворотного/нажимного переключателя и кнопки ESC на подлокотнике. До 20 параметров различных орудий могут быть сохранены и доступны непосредственно в терминале, который также включает 10 различных функциональных кнопок. Они свободно регулируются под различные функции управления в зависимости от предпочтений оператора. К экрану монитора можно подключить несколько камер, а для большей безопасности они могут быть настроены на автоматическое появление на экране при включении движения назад.

ПЛАВНЫЙ ХОД

Гусеничный Fendt 1167 Vario MT нельзя назвать компактным трактором, но он легко маневрирует, несмотря на двигатель в 673 л. с., предназначенный для выполнения тяжелых тяговых работ. Модель является одной из самых мощных двухгусеничных машин на рынке и вершиной линейки Fendt 1100 Vario MT. Передвижение по грубому полевому рельефу остается очень плавным за счет системы подвески, распределяющей вес и обеспечивающей более комфортный ход как для водителя, так и для самого трактора. Вместо стандартных четырех резиновых блоков установлена пара жестких пружин и амортизаторов.

Сегодня широкозахватные орудия предъявляют высокие требования к емкости гидравлического масла. Модель 1167 способна обеспечить его высокий расход. В задней части трактора имеется восемь гидравлических пультов, по два выхода на каждый из них, что дает достаточно места для подключения практически всех орудий. Хотя трактор может развивать мощность до 673 л. с., двигатель функционирует только на 1770 об/мин на полной скорости. При работе с тяжелыми агрегатами можно работать на 1300–1400 об/мин, обеспечивая более тихую езду и продлевая срок службы мотора. Техника полностью сконструирована в соответствии с принципом обеспечения максимальной мощности при более низких оборотах в минуту по сравнению с тем, что требовалось многим крупным машинам в прошлом. Двигатель использует полный пакет выхлопных систем — DOC, DPF и SCR, расположенных внутри огромной выхлопной трубы, и рециркуляцию отходящих газов, а интервалы обслуживания увеличены до 500 часов. Трансмиссия имеет те же внутренние компоненты, что и колесные тракторы серий 900 и 1000 и гусеничные модели 900 MT, но на нее установлены более мощные бортовые передачи. Гусеничные тележки получили дополнительное полиуретановое среднее колесо диаметром 380 мм для формирования двух качающихся пар с каждой стороны. В стандартную комплектацию входит свободно качающееся дышло, обеспечивающее боковое перемещение на 28°, гидравлический блок, управляемый через монитор и позволяющий переставлять орудие, и трехточечная навеска, которая поворачивает заднюю часть минимум на 12°, а дышло добавляет еще 11,5°.

МОЩЬ ИНТЕЛЛЕКТА

В прошлом году бренд Case IH представил новую серию тракторов Steiger и Quadtrac AFS Connect, куда вошли семь моделей мощностью от 470 до 620 л. с. как в колесном, так и в гусеничном исполнении. Они оснащены двигателями на 12,9 л с технологией FPT, обеспечивающей совместно с системами непосредственного впрыска горючего и избавления от выхлопных газов топливную экономичность при максимальной мощности и высокую производительность без необходимости активной очистки. Машины имеют двухступенчатую систему турбокомпрессоров с отдельным охлаждением, дающим на 40% более быструю реакцию под нагрузкой. Функция торможения двигателем входит в стандартную комплектацию, а техника имеет дополнительные седловидные топливные баки для повышения эффективности и увеличения продолжительности работы. Переключение с первой на шестнадцатую передачу занимает на 20% меньше времени, что позволяет экономить топливо, сокращать эксплуатационные расходы и снижать утомляемость, а при выполнении частых операций загрузки и разгрузки — менять направление на 38% быстрее, чем раньше.

Главной функцией тракторов серий Quadtrac и Steiger стала интеллектуальная система AFS Connect, в чьем ведении находятся удаленный мониторинг и управление парком агрегатов и всеми данными. Руководство и инженеры сельхозпредприятия могут визуально и в полном объеме контролировать машины и получать полный объем информации в любой удобный момент. Разработка состоит из трех компонентов: дисплея с возможностью подключения четырех внешних видеокамер, технологией беспроводной связи Bluetooth и функцией удаленного соединения, операционной программы и приемника. Такая интеллектуальная система станет незаменимым помощником для организации и составления карт полей, сбора и анализа агрономических данных, которые можно визуализировать для более быстрого и точного принятия решений. Руководители, отвечающие за парк техники сельхозпредприятия, могут получать уведомления и отслеживать в режиме онлайн все важные рабочие параметры, контролируя как текущие, так и предыдущие показатели производительности. Функция удаленного подключения позволяет руководству аграрной компании или инженерам сервисной дилерской службы видеть, что отображается на дисплее в кабине и происходит вокруг машины. Важным моментом является то, что данная система делает техническое обслуживание трактора более простым при его планировании и осуществлении. Такой эффект обусловлен большим количеством датчиков и удаленным мониторингом, за счет которых специалисты дилерского центра в оперативном режиме получают необходимую информацию.

Тракторы Case IH серии Quadtrac сконструированы по принципу шарнирной сочлененности и четырех гусениц. Модули с индивидуальным приводом равномерно распределяют вес машины на четыре направляющих и шесть промежуточных валков. Автоматическая блокировка дифференциала на Steiger минимизирует пробуксовку в сложных полевых условиях. Сверхпрочная литая ходовая часть, разработанная специально для рамы этой линейки, повышает долговечность и надежность. Технология саморегулирующихся гусениц избавляет от необходимости прибегать к инструментам и обеспечивает бесперебойную работу трактора. Самонатягивающаяся гусеничная система встроена в крепления подвески на каждом шасси. В качестве стандартной функции имеется трехточечная осцилляция, переносящая больший вес на переднюю часть, что распределяет массу поровну под нагрузкой, обеспечивая увеличение тяги и уменьшение уплотнения. Интеллектуальная система AFS Connect особое значение имеет на тракторах с четырьмя гусеницами, предоставляя удаленный просмотр отображаемых на дисплее данных, удаленную сервисную поддержку и дистанционное обновление программного обеспечения.

ДВИЖЕНИЕМ ПАЛЬЦА

Трактор New Holland T9.615 с двигателем максимальной мощностью до 613 л. с. снабжен системой ее управления. Она осуществляет регулировки в соответствии с условиями работы, обеспечивая максимальную экономию топлива и повышая общую производительность. При выполнении сложных задач, связанных с гидравликой, валом отбора мощности и транспортировкой, двигатели выдают повышенную мощность и крутящий момент для поддержания эффективности. В моторе используется двухступенчатый турбокомпрессор. Первый уровень питает второй, что обеспечивает более высокие крутящий момент и устойчивую мощность.

Внедрение специальной трансмиссии, ранее доступной только в линейках T7 и T8, подтверждает фокус компании на простоте управления техникой и интуитивной способности выполнять множество задач в различных областях применения. Трансмиссия гарантирует плавное переключение скоростей и единообразие во всем модельном ряду. Четыре точки оптимизированной эффективности, в которых трансмиссия движется через полное механическое соединение, были разработаны для соответствия наиболее часто используемым скоростям при пахоте, вторичной обработке почвы, высокоскоростной работе в поле и транспортировке. Усовершенствованное управление двойным сцеплением еще больше повышает эффективность. Шестнадцатиступенчатая коробка передач с полным переключением мощности и системой управления скоростью движения по грунту (GSM) имеет настройки для эксплуатации в поле и на дороге. Система автоматически понижает передачу трактора и регулирует обороты двигателя для поддержания наилучшей производительности, затем повышает первую и изменяет частоту вращения при снижении нагрузки. Она выбирает подходящие передачи и обороты в зависимости от положения рычага скорости и условий. Имеется усовершенствованная функция безопасности, которая предотвращает движение трактора назад или вперед, когда он останавливается на уклоне, даже с тяжелым грузом. Торможение двигателем активируется автоматически, когда оператор отпускает дроссельную заслонку при перемещении. В данном случае используется сжатие выхлопных газов для замедления машины, что уменьшает износ тормозных колодок.

Отмеченный наградами подлокотник с полностью интегрированным широкоформатным цветным сенсорным экраном и многофункциональная рукоятка теперь доступны на модели T9. Рычаг переключения, расположенный слева от рулевой колонки и на рукоятке, облегчает изменение направления. Переход на первую и заднюю передачи с первой по восьмую можно осуществлять простым перемещением челнока кончиками пальцев без отрыва рук от руля.

РУССКИЕ ГИГАНТЫ

В серию шарнирно-сочлененных тракторов на гусеничном ходу от завода «Ростсельмаш» входят три модели мощностью от 492 до 583 л. с. Агрегат RSM 3575 DT является одной из самых мощных гусеничных машин, производимых в России, и способен обрабатывать за сезон до 20 тыс. га. Четыре дельтовидных движителя снижают удельное давление на грунт по сравнению с аналогичным колесным трактором почти в три раза, то есть до 44 кПа. При этом становится возможным применять почвообрабатывающие орудия с шириной захвата на 10–15% больше и, соответственно, делать меньше проходов по полю благодаря лучшему использованию тяговой мощности за счет сцепления гусениц с почвой и почти полному отсутствию пробуксовки. Она не превышает 5% в отличие от колесных агрегатов, где показатель может доходить до 15%. Кроме того, происходит экономия топлива до 10%. Все это закладывает реальную основу для повышения рентабельности производства полевых культур. В базовой комплектации устанавливаются резиноармированные гусеничные ленты шириной 762 мм, в качестве опции доступен размер 914 мм. Тандемные рамы опорных роликов с двумя степенями свободы обеспечивают более полный контакт трака с грунтом в сравнении с аналогами. Ведущая звездочка большого диаметра создает угол зацепления траком в 81°, а широкие зацепы в 22 см исключают вероятность проскальзывания ленты относительно ведущей звездочки, что позволяет увеличить срок службы гусеницы.

Компания «Петербургский тракторный завод» также выбрала концепцию шарнирного сочленения для своего флагмана — «Кировец» К-7М. Данная машина — единственная в нашем обзоре, на которой установлен двигатель российского производства с электронно-управляемой топливной системой. Восьмицилиндровый агрегат мощность 420 л. с. и объемом 17,24 л производит ПАО «Тутаевский моторный завод». За переключение передач отвечает автоматическая трансмиссия Т7 собственного производства ПТЗ. Отличительными чертами машины являются системы точного земледелия, одна из которых отвечает за удаленный контроль параметров трактора, снимая с помощью датчиков основные показатели и передавая их через модуль телеметрии на сервер. Через платформу ГЛОНАСС-мониторинга можно получить доступ к данным о местоположении, расходе топлива и другим. Система «Кировец-Автопилот» с гидравлическим управлением позволяет легко вести трактор и лучше контролировать работу прицепного агрегата. Автоматическое управление уменьшает перекрытия и пропуски во время обработки почвы, снижает потери, которые в обычном режиме могут составлять до 10% от площади возделывания. Также у оператора появилась возможность регулировать работу прицепного агрегата по протоколу ISOBUS.

ЛЕГКОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Завершают обзор два трактора двух разных брендов одной компании — Massey Fergusson и Valtra. Они относятся к более низкому тяговому классу, но по максимальному показателю смогли пересечь условную планку в 400 л. с. Машина Massey Fergusson 8740 S мощностью 400 л. с. снабжена шестицилиндровым двигателем объемом 8,4 л, соответствующим строгим нормам выбросов Stage V. Трансмиссия обеспечивает бесступенчатое движение от 0,03 до 50 км/ч при любой частоте вращения мотора, функционируя в двух диапазонах скоростей. Умная система автоматически снижает скорость для поддержания полной мощности двигателя, сохраняя его обороты, независимо от выполняемой работы. Эти тракторы обладают значительным преимуществом системы управления мощностью, которая позволяет увеличить ее до 30 л. с. и крутящий момент, когда это необходимо. Особые подлокотник и джойстик делают технику легкой в управлении и точной. Множество функций контролируется очень просто: основные органы регулирования расположены справа от оператора, а используемые чаще всего сгруппированы на подлокотнике.

Система Quadlink, которую можно включать и выключать, использует гидравлические аккумуляторы, действующие на переднюю ось, чтобы смягчить езду по неровным дорогам и полям, а также повысить комфорт и безопасность при транспортировке. Грузоподъемность задней навески составляет 12 тыс. кг, и по способности поднимать тяжелые орудия машина может сравниться с более мощными моделями. Новая опциональная функция позволяет оператору регулировать передаточное отношение рулевого управления и выбирать оптимальное количество поворотов колеса, необходимое для заданного угла поворота руля. Система электронного управления навесным оборудованием входит в стандартную комплектацию.

Бортовые и небортовые технологические решения, внедренные в тракторы серии MF 8700 S, являются наглядным свидетельством темпов прогресса и инноваций. С помощью полностью автоматического управления секциями для орудий операторы могут вносить семена, удобрения или средства защиты растений без перекрытия, что предотвращает двойную обработку и работу за пределами краев поля. Доступный в качестве опции специальный терминал собирает и хранит данные как о тракторе, так и о настройках точного земледелия. Кроме того, его можно использовать для управления MF Auto Guide, ISOBUS и камерами. Система документирования поможет фермерам стать более продуктивными благодаря знаниям, полученным в результате предоставления данных точного измерения в распоряжение владельца бизнеса. При этом разработка MF Connect позволяет аграрию и дилеру координировать и оптимизировать парк техники, лучше управлять техническим обслуживанием и дистанционно контролировать оборудование в поле.

ОБЩАЯ ПЛАТФОРМА

Компания Valtra также выпустила своего тяжеловеса серии S на арену 400-сильных тракторов. Модель S394 получила шестицилиндровый двигатель на 8,4 л, который может генерировать крутящий момент до 1600 Нм. Эта мощность передается на землю давно отработанной бесступенчатой коробкой передач. Как и предыдущие модели второго и третьего поколений серии S, последняя версия использует общую платформу, разделяемую с самыми большими тракторами Massey Ferguson линейки 8700. Они имеют одинаковую кабину, хотя оснащены разными элементами отделки и управления. Два важных аспекта отличают машину Valtra: система заднего привода от финской фирмы и новый подлокотник.

Линейка мощных и энергонасыщенных тракторов, доступных для выбора российскому сельхозпредприятию, способна удовлетворить разные запросы, хотя она не так широка. Все машины имеют надежные двигатели и хорошую гидравлику, комфортные кабины и необходимый минимум функций для выполнения работ в рамках точного земледелия. С увеличением бюджета на покупку будущий владелец может рассчитывать на любые максимально доступные на рынке возможности для данного вида техники.

Популярные статьи