Растениеводство 13 октября 2022

Новые аспекты надзора в области качества и безопасности зерна

Новые аспекты надзора в области качества и безопасности зерна

Текст: И. Г. Зайченко, заместитель директора, ФГБУ «Центр оценки качества зерна»

Статья впервые опубликована в июле 2022 года в «Журнале Агробизнес», №4 (76) 2022.

Последние несколько месяцев российское законодательство в сфере регулирования зернового комплекса претерпевает значительные изменения. Они связаны в первую очередь с принятием подзаконных актов к федеральному закону № 520-ФЗ от 30 декабря 2020 года «О внесении изменений в закон Российской Федерации “о зерне” и статью 14 Федерального закона “О развитии сельского хозяйства”».

Данный законопроект и ряд других нововведений частично изменили баланс сил и систему государственного надзора в области качества и безопасности зерна. В преддверии нового сельскохозяйственного сезона важно вспомнить об основных внесенных поправках.

НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОССЕЛЬХОЗНАДЗОРА

Одним из наиболее важных нормативных правовых актов, принятых в последнее время и регулирующих надзор в зерновой отрасли, является постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года № 1079 «О федеральном государственном контроле в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки». Документом утверждено «Положение о федеральном государственном контроле (надзоре)» в этом направлении (далее — Положение). Согласно законодательству Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, то есть Россельхознадзор, теперь уполномочена осуществлять контроль в отношении лиц, занимающихся производством, хранением, перевозкой, реализацией зерна, а также его закладкой, хранением и транспортировкой в составе государственного резерва. В итоге сейчас ведомство выполняет надзор за соблюдением товаропроизводителями требований к обеспечению качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, а также связанных с ними предписаний к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Помимо этого, контроль осуществляется при закладке и хранении сырья в составе государственного резерва, транспортировке, ввозе зерна и продуктов его переработки в Россию, при их вывозе из нашей страны, а также за соблюдением требований, установленных техническими регламентами.

Сам процесс организации и выполнения надзора, как и прежде, регулируется Федеральным законом «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 30 декабря 2020 года № 520-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации “О зерне” и статью 14 Федерального закона “О развитии сельского хозяйства”», за исключением государственного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу России.

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Отдельное внимание в Положении уделено процедурам изъятия, экспертизы, возврата и утилизации зерна, которое не соответствует требованиям международных договоров и законодательству Российской Федерации. С целью управления опасностями причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля используемые объекты подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска. К первой относится деятельность юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, которым на праве собственности или по договору аренды принадлежат зернохранилища, предназначенные для единовременного хранения зерна мощностью, превышающей 100 тыс. т. Средней группе принадлежат компании или лица, распоряжающиеся хранилищами мощностью от 20 до 100 тыс. т. Под низкую категорию попадает деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не относящихся к предыдущим видам риска.

При отсутствии административных правонарушений, предусматривающих привлечение к ответственности за нарушение законодательства в области качества и безопасности зерна, в течение трех лет категория риска объекта контроля понижается, что должно являться стимулом для предупреждения и недопущения провинностей. Плановые надзорные мероприятия в отношении объекта контроля, которому присвоена высокая категория, проводятся один раз в два года, средняя — один раз в три года, а в случае с предприятиями или лицами с низкой степенью риска вообще не осуществляются. Внеплановые контрольные мероприятия выполняются при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3, 4 и 5 части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

ПУНКТЫ ПРОПУСКА

Помимо этого, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1079 утверждены «Правила осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за зерном и продуктами переработки зерна, ввозимыми в Российскую Федерацию из иностранных государств» (далее — Правила). Они устанавливают порядок реализации федерального надзора в пунктах пропуска через границу нашей страны за зерном и продуктами его переработки, которые поступают на территорию России из других государств. Также правилами утвержден перечень товаров, подлежащих государственному контролю в этом случае. Помимо привычных злаковых, зернобобовых, масличных культур, продукции мукомольно-крупяного производства и обработанного риса, в список вошли растительные масла. Контроль осуществляется Федеральной таможенной службой в виде проверки документов и Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В частности, происходит слежение за соблюдением товаропроизводителями требований, установленных статьями 3, 4, 7, 8, приложениями 1–6 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности зерна», статьями 5, 7, 8, 10, 13, 17, 20, 23, 39, приложением 1, разделом 1.3 приложения 2, разделами 4, 7 и 9 пункта 2 раздела «Приложения для всех разделов» приложения 3, приложениями 4 и 10 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

«Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки» вступило в силу 1 июля 2021 года, и сейчас профильные учреждения активно привлекаются к работе в случаях, определенных законодательством, как экспертные организации, входящие в национальную систему аккредитации в качестве испытательных лабораторий и органов инспекции, имеющих аттестованных экспертов для проведения испытаний поднадзорной продукции и выдачи заключений.

Популярные статьи