Растениеводство 21 сентября 2024

Направления экспорта зерновых и масличных

Направления экспорта зерновых и масличных

Текст: Денис Сушков, управляющий офисом в Ростове-на-Дону холдинга-экспортера «Доставка Морем»

С тех пор, как Россия вошла в топ экспортеров зерна, вопрос внешних поставок стал волновать российских аграриев ничуть не менее, чем выращивание урожая. Анализ динамики отгрузок и цен зерновых и масличных за последние два сезона поможет сориентироваться в ситуации.

«Доставка Морем» входит топ-15 экспортеров сельхозпродукции по итогам сезона 2022–2023 гг. Всего в 2023 году холдинг экспортировал 1,162 млн т продукции, что в 1,8 раза больше, чем в 2022 году.

ЗЕРНОВОЙ ЗАПАС

Стандартно стоит начать с зерновых. При стабильном внутреннем потреблении и увеличении урожая рост экспорта зерновых на конец мая 2023 и 2024 г. составил 72%. Однако вследствие роста себестоимости производства именно это направление остается подверженным высоким рискам внешнего давления и внутреннего ценообразования.

За два экспортных сезона на конец мая текущего 2024 г. рост внутреннего потребления ячменя составил более чем 8%, что соответствует показателю 15,5 млн т. Также объемы экспорта культуры увеличились более чем в два раза, и сегодня достигают 7,5 млн т против 3,6 млн т в сезоне 2021–2022 гг.

Изменения в структуре потребления пшеницы вполне ожидаемые. Объемы внутреннего рынка изменились незначительно, тогда как поставки на мировые площадки выросли более чем на 58%, в абсолютном значении — показатель более 53 млн т. Потребность России в этой культуре отечественные аграрии закрыли давно, и успешно из года в год продолжают эту практику. Конечно, аномальные погодные условия весны с заморозками, пересевы и другие факторы скажутся на урожайности пшеницы, но мы предполагаем, что показатель вернется до рекордных для России лет.

Рынок приходит к балансу. Меньшее количество предложений на мировой арене должно привести к повышению цен, что, возможно, скажется на показателях экспорта пшеницы таким образом, что стоимостное выражение останется, а объемы будут скорректированы.

Внутреннее потребление кукурузы остается стабильным. Экспорт этой культуры за отчетный период вырос почти в два раза и достиг семи миллионов тонн.

В целом отмечается рост цен на внешних рынках на пшеницу, ячмень и кукурузу. Пока динамика в этом направлении стабильная, внутренняя стоимость на данные культуры тоже поднимется. Таким образом, общие опасения относительно снижения урожайности могут быть нивелированы высокой маржинальностью производства. Перспективы роста стоимости стали еще более очевидны, когда Минсельхоз России пересмотрел верхнюю цену для пшеницы и кукурузы. Это хорошая возможность для наших сельхозтоваропроизводителей получить достойную прибыль в 2024 году.

ПРОДУКТЫ ПЕРЕРАБОТКИ МАСЛИЧНЫХ

По опросам партнеров холдинга, были сокращены площади под подсолнечником, на что могла повлиять не слишком выгодная цена. Сейчас стоимость подсолнечника стала расти, поскольку крупные переработчики хотят обеспечить себя полностью до нового урожая. Это хороший шанс распродать переходящие остатки семечки.

Устойчивый тренд в России — отказ от экспорта сырья. Можно сказать, что страна перестает «сидеть на семечке». Производство масел за два года на конец мая 2024 года выросло на 38% и составило 10,12 млн т. Аналогично пшенице внутреннее потребление подсолнечного масла остается условно постоянным, а отгрузки на экспорт растут. Все больше и больше маржи остается внутри масложировой отрасли.

Также заметны результаты ограничения экспорта маслосемян рапса, что позволило увеличить долю внутренней переработки. Ранее она составляла 2,1 млн т, теперь — 4,2 млн т. Производство самих маслосемян также имеет положительную динамику — с 2,8 млн т до 4,3 млн т. Экспорт рапсового масла снизился, поскольку выросло внутреннее потребление. Сегодня на нужды России уходит 1,34 млн т, а ранее этот показатель составлял всего 0,02 млн т. Здесь мы видим перспективы для инвестиций в развитие внутренней переработки, поскольку валовый сбор культуры растет. Продукт для конечного потребителя и уход от сырьевого экспорта принесут экономике страны высокую добавленную стоимость и укрепят позиции российских аграриев и заводов-производителей.

В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ — НИШЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ

Тенденция расширения севооборота отмечается во всех регионах России. Можно предположить, что она, в том числе, связана со снижением маржинальности пшеницы и повышением финансовой грамотности аграриев — они стали проводить больше аналитики, следить за динамикой внутренних и мировых цен. Кроме того, аграрии отмечают постоянный рост стоимости основных средств производства, в том числе удобрений, а также активно следят за состоянием почв и их плодородием. На этом фоне ряд нишевых культур, выращивание которых способствует накоплению азота и органики в почве, а значит, уменьшает расходы на удобрения, становится наиболее интересным. В работе с аграриями мы отмечаем рост интереса многих хозяйств к экспериментам — в севооборот добавляют горох, больше нута, кто-то начинает сеять чечевицу, сою, рапс. Есть те, кто практикует бинарный сев.

Экспорт нишевых культур по сравнению с сезоном 2021–2022 гг. вырос более чем в два раза и достиг почти 5,5 млн т. Какую задачу сейчас нужно решить для успешного экспорта? Продолжать стабилизировать предложение. Пока не все нишевые культуры в прогнозируемых объемах участвуют в севообороте. Это связано с разными причинами — урожайность и специфика выращивания, региональная особенность и так далее. Ежегодно колеблющееся предложение не позволяет создать устойчивый тренд на развитие внешнего сбыта. При устойчивом и прозрачном объеме экспортеры успешно выстроят основные цепочки от перевалки и логистики до финансовых линий с покупателями из разных стран.

В России уже сложился позитивный опыт в этом направлении с горохом, который по показателю производства покинул разряд «нишевых культур». При этом он остается востребованным на экспортном рынке и отличается высокой маржинальностью. По этой позиции доля России укрепляется. Экспорт гороха увеличился почти в 2,5 раза и достиг 3,9 млн т. Однако, исходя из погодных условий, урожайность в текущем сезоне может быть снижена. Такого рекордного валового сбора, как в 2023 году, скорее всего, не случится. Ориентиром могут стать показатели предыдущего периода. Многое, конечно, упирается в конъюнктуру мировых рынков. Например, если Индия как лидер потребления приостановит экспорт гороха, то его переизбыток приведет к снижению цены. Она может стать не такой привлекательной, как в прошлом году.

Перспективными видятся поставки нута на внешние рынки. Этот продукт востребован с каждым годом все больше. Несколько лет назад сравнительно малое количество аграриев сеяло сою и чечевицу, хотя именно тогда эти культуры были особенно интересны внешним покупателям. Это как раз является примером нестабильного производства нишевых культур и упущенной прибыли. Сейчас внутренний рынок производства и переработки той же сои очень сильный. Растет и экспорт. За два года он увеличился более чем в два раза и достиг показателя в 0,7 млн т.

Точкой роста сегодня является производство и экспорт чечевицы и нута. Эти направления очень перспективны, в том числе и для инвестиций. Чаще всего эти культуры в России сравнительно мало перерабатываются и фасуются, а больше присутствуют как сырье. По нашим данным, экспорт чечевицы в процентном отношении увеличился значительно — в два раза, но все еще остается минимальным, и в натуральном выражении составляет всего около 0,2 млн т. Объемы поставок нута на внешние рынки приросли на более чем 60% с показателем 0,32 млн т.

РЫНКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТА

Сейчас можно смело сказать, что есть насыщенные российским зерном внешние рынки. Так, в странах Ближнего Востока его доля составляет в среднем 68%. Показатель, сравнимый с территориями Африки. Однако там, по прогнозам, население к 2030 году увеличится до 2,5 млрд человек, а спрос на зерно вырастет на 25%.

Перспективными видятся направления на страны Дальнего Востока, Китай и Вьетнам. По последним двум доля российского зерна составляет 2% и 1% соответственно. Какие задачи нужно решить экспортерам? Дать покупателям ценности больше, чем другие страны-экспортеры, что выражается в сервисном подходе и количестве тех благ, которые получает клиент в дополнение к сырьевой составляющей.

Перспективными видятся инвестиции в глубокую переработку масличных и производство таких продуктов, как лецитин, изоляты и жирные кислоты. Сейчас доля российских масел в странах Ближнего Востока составляет 60%, а в Египте 90%. Точками роста для экспорта масел и других продуктов переработки также являются Китай, Индия и соседние страны.

Популярные статьи