На краю поля: новый способ загрузки грузового автотранспорта при работе комбайна
Текст: С. А. Свиридова, зав. лабораторией; В. И. Скорляков, канд. техн. наук; Д. А. Петухов, канд. техн. наук, Новокубанский филиал ФГБНУ «Росинформагротех» (КубНИИТиМ)
Сегодня площади зерновых колосовых культур в южных степных регионах страны составляют около половины от всех посевных угодий, причем в Краснодарском крае они занимают около 1,5 млн га. Безусловно, такую обширную территорию необходимо вовремя убрать, не потеряв в качестве и эффективности.
Вопросы оптимизации уборочного процесса зерновых культур волнуют многих сельхозпроизводителей. Если для ускорения работы существует возможность приобрести более мощный комбайн с вместительным бункером и другими современными техническими возможностями, то логистический вопрос решить гораздо сложнее. В этом отношении сможет помочь новый метод, разработанный отечественными специалистами.
ГРУЗОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Выгрузка урожая, собранного комбайном, в транспортное средство производится по мере полной загрузки бункера. При этом должно соблюдаться условие цельнократного соотношения вместимости зерноуборочной техники и кузова автомобиля. При наличии в хозяйстве большого парка машин разной грузоподъемности данное соотношение возможно выдерживать на уровне 1:1, однако различного рода ограничения объективного характера часто вынуждают сельхозпроизводителей использовать транспортные средства большой грузоподъемности, следуя пропорциям 2:1 и 3:1. В таких случаях общая масса загруженного автомобиля может превышать 30 т, что приводит к запредельному переуплотнению почвы, ее деградации и ухудшению процессов воспроизводства плодородия. Среди других причин необходимости исключения проездов машин по полю при отвозе зерна от комбайнов — повышенный износ шин транспортных средств при движении по стерне и нагрузка на трансмиссии, а также потери времени на перемещение по полю на ограниченной скорости по сравнению с приемом зерна на краю поля.
В применяемой многими аграриями классической схеме работы комбайн должен двигаться одной стороной с выгрузным шнеком к скошенному полю, совершая при поворотах переезды в пределах загонки. Такой способ сокращает время основной работы в течение смены и снижает производительность машины. В результате проведения научно-исследовательской работы, включающей полевые испытания, специалистами Новокубанского филиала ФГБНУ «Росинформагротех» был обоснован способ повышения производительности уборочно-транспортного комплекса при сборе колосовых культур прямым комбайнированием за счет выгрузки зерна в автотранспорт на краю поля.
ПРОЙТИ ИСПЫТАНИЕ
Суть предлагаемого способа достаточно проста. По результатам пробного прохода по полю при прокосах определяется урожайность зерна и рабочая скорость комбайна, после чего с применением разработанных формул выявляется расстояние до заполнения бункера. Установленный показатель делится на длину гона данного обкошенного поля, и посредством расчета находится уменьшенная ширина жатки, при которой уборочная машина обеспечит засыпание бункера при подходе к краю поля с ближайшим большим числом гонов. В связи с тем, что выгрузка зерна осуществляется около кромки участка, применяется челночный способ проходов комбайна в загонке, что исключает потери времени на переезды внутри них. При этом не требуются проезды автомобилей по полю.
Эффективность разработанного метода работы зерноуборочной машины была определена в сравнении с базовым подходом, при котором агрегат работает загонным способом с соответствующими переездами при поворотах в пределах загонок, при этом автомобиль при подъезде движется по дороге, а при сигнале от комбайна о заполнении бункера — по полю. Экономическая оценка сокращения потребности в автотранспорте проводилась применительно к условиям уборки озимой пшеницы: на площади 1100 га в течение 12 дней, с продолжительностью работы в день по 14 часов. Необходимость в технике при базовом способе уборки составляла по шесть комбайнов и грузовых автомобилей, из которых четыре транспортных средства имели грузоподъемность в семь тонн, а остальные — 15 т. По результатам эксплуатационно-технологической оценки, проведенной по данным полевых испытаний, при применении предлагаемого метода необходимость в автотранспорте снизилась на один грузовой автомобиль грузоподъемностью семь тонн по сравнению с базовым способом. Данный факт привел к изменениям потребности в капитальных вложениях, водителях и, как следствие, в оплате их труда.
ОЧЕВИДНЫЕ ПЛЮСЫ
Еще одним положительным свойством предлагаемой технологии является повышение производительности за счет сокращения «клиньев» и исключение проходов с недостаточной загрузкой молотилки, поскольку с каждого прокоса одновременно два комбайна могут работать челночным способом, продвигаясь в разные стороны поля. Также две уборочные машины могут аналогично эксплуатироваться, перемещаясь к средине участка. Для звена из шести агрегатов целесообразно делать два прокоса с делением массива на три равные части. Полученный экономический эффект от применения предлагаемого способа выражается в снижении капитальных вложений в необходимое количество грузовых автомобилей на 15,1% и в фонд оплаты труда водителей за период уборки зерновых колосовых культур на 16,6%. Также преимуществами являются уменьшение затрат дизельного топлива на вспашку переуплотненной транспортными средствами почвы на 0,9 кг/га в расчете на единицу убираемой площади и повышение урожайности на 1,7–5,4% различных культур, высеваемых в летне-осенний период на очищенных полях озимой пшеницы без их уплотнения автомобилями, — озимого рапса и ячменя, многолетних трав, а также пожнивных посевов.
Таким образом, предлагаемый отечественными специалистами и проверенный на практике способ загрузки грузового автотранспорта при работе комбайна экономически более эффективен по сравнению с базовым методом, что свидетельствует о целесообразности его применения на уборке зерновых колосовых культур.