Перспективы кролиководства
Разведение кроликов как отрасль животноводства находится сейчас на стадии становления. Отечественный рынок крольчатины не заполнен и удовлетворяет менее чем на 0,5 процента, поэтому данное направление мясного животноводства России — одно из самых перспективных.
Эксперты оценивают ежегодное производство мяса кроликов в России на уровне не более 15 тыс. тонн, что составляет около 70 г на душу населения. Аналогичный показатель в Евросоюзе достигает 2 кг. Потребность населения в мясе кролика растет, что создает предпосылки развития отрасли в целом. В последнее время создаются новые промышленные предприятия с удельным поголовьем от тысячи крольчих основного стада, а также множество средних и мелких фермерских хозяйств. Кролиководство — альтернативный вид животноводства, способный достаточно быстро нарастить большой объем производства. Поэтому сейчас из-за эпизоотии АЧС многие небольшие фермерские и личные подсобные хозяйства перепрофилируются, отдавая предпочтение разведению кроликов.
Сила единства
На фоне положительной динамики развития отрасли существует проблема — недостаточное развитие производства. Речь идет не об изготовлении крольчатины, а о комплексном использовании сырья. Отсутствие предприятий по переработке отходов, которые на самом деле являются полноценным вторичным сырьем, отсутствие системы его глубокой переработки не позволяют использовать экономические, экологические и социальные преимущества в конкурентной борьбе. На современном рынке основная продукция кролиководства — мясо, а шкурка как вид мехового сырья не востребована. Фермеры вынуждены утилизировать невостребованное сырье, неся дополнительные издержки.
Важным способом снижения себестоимости крольчатины является именно комплексная переработка кролика. Для этого необходимо выстроить технологическую цепочку производства, тем самым максимально приблизить фермера к конечной продукции. Поэтому в современных условиях рыночной экономики необходимо создать принципиально новые системы хозяйствования. При этом основным инструментом повышения конкурентоспособности кролиководческих хозяйств разных форм собственности является использование кластерного подхода к развитию отрасли. То есть кролиководы должны объединяться не только в кооперативы, а интегрироваться в агропромышленный кластер.
Слоеный «кроличий пирог»
Современное кролиководство России представляет собой некий «слоеный пирог». Во главе отрасли стоят крупные кролиководческие комплексы с системой регулируемого микроклимата и производственной мощностью от 3000 самок основного стада. Далее идут крупные и средние фермерские хозяйства с поголовьем от 300 до 1000 крольчих. Такие предприятия применяют технологию «Миакро», реже — шедовую систему содержания. Некоторые хозяйства используют закрытые утепленные помещения, напоминающие крольчатники промышленных предприятий. Замыкают цепочку кролиководческих предприятий личные подсобные хозяйства с содержанием кроликов в наружноклеточной системе либо сараях. Поголовье ЛПХ небольшое и может достигать 300 крольчих. Однако все эти хозяйства разрознены и не зависимы друг от друга. Каждое из них в одиночку решает множество задач — от покупки ремонтного поголовья, кормления, разведения до вопросов ветеринарии и убоя кроликов. Но самая острая проблема в кролиководстве — сбыт готовой продукции. Если производственные предприятия с большим поголовьем еще отвечают потребностям сетевых магазинов, то крестьянско-фермерские хозяйства могут сбыть свою продукцию лишь в небольшие магазины, на рынках и ярмарках выходного дня. Поэтому ЛПХ, в силу вступившего с 1 мая 2014 года запрета на убой подворного скота вне сертифицированного убойного пункта для продажи, несут большие затраты. ЛПХ порой отказываются от реализации излишков продукции своего хозяйства. Конечно, множество задач можно решить коллективно, но объединение фермеров в отраслевые союзы, некоммерческие партнерства или в кооперативы пока носит частный характер. Таких организаций в России не много.
Объединение кролиководческих хозяйств разных форм собственности, в том числе и ЛПХ, в агропромышленный кластер позволит во многом решить проблему реализации продукции и комплексной переработки кролика, что приведет к извлечению дополнительной прибыли. В условиях высокой конкуренции и быстрой насыщаемости рынка существует необходимость в снижении себестоимости единицы продукции, что затем позволит конкурировать по цене выпускаемого товара. Для этого необходимо отказаться от шаблонных решений в стратегическом развитии предприятия — от увеличения объемов производства мяса кролика за счет наращивания поголовья животных. Это приведет к существенным затратам ресурсов хозяйства в ущерб развитию инновационных технологий. В конечном итоге рынок придет к точке насыщения, появится большое число последователей, что приведет к более жесткой конкуренции.
Ядро союза
Крупное кролиководческое предприятие должно направить все свои ресурсы на создание генетического центра для воспроизводства высокопродуктивных животных. При достижении этой цели увеличить производство крольчатины возможно за счет привлечения сторонних ферм, выполняющих роль цехов откорма. Такое предприятие берет на себя функцию куратора, помогая своим партнерам в решении множества вопросов. В таком случае ведущее кролиководческое предприятие увеличивает производство мяса кроликов за счет сторонних организаций. Также головное хозяйство будет иметь достаточный объем вторичной продукции и отходов для экономически целесообразной переработки. Тем самым будет решаться вопрос комплексной переработки. Но сразу возникает вопрос: как привлечь мелких фермеров? Необходимо создать комфортные условия для кролиководов. Нужно гарантировать им сбыт своей продукции, в данном случае кроликов в живом весе по приемлемой цене. Также важно наладить ветеринарное сопровождение ферм на протяжении всего периода взаимоотношений. Такое объединение, концентрация фермерских хозяйств вокруг одной или нескольких ферм-гигантов будет основой построения полноценного кластера.
Однако данная схема тяжела в реализации. Владельцы КФХ и ЛПХ часто не доверяют промышленным предприятиям, а последние не заинтересованы в высоких закупочных ценах на убойный молодняк. Топ-менеджеры промышленных компаний выбирают одну или две инновационные технологии по переработке отходов, которые сулят максимальную прибыль. При таких условиях наладить комплексную переработку кролика тяжело, поэтому построить полноценный кластер также трудно. Его ядром должен стать не крупный бизнес, а объединение кролиководческих хозяйств разных форм собственности под руководством некоммерческой организации. Роль такой организации сводится к функции третейского судьи. Построение кластера, управляющим предприятием которого является НКО, позволит объединить кролиководческие хозяйства разных форм собственности, предприятия по переработке и сбыту продукции, научно-исследовательские и образовательные учреждения. При этом каждая ячейка кластера будет востребована и максимально приближена к конечному продукту.
Цены и безработица
Сегодня в Московской области есть некоммерческая организация, реализующая проект по построению кластера, в основе которого используются принципы потребкооперации. Ядро агросоюза — кролиководческие предприятия во главе с некоммерческой организацией. В данном случае управляющая компания берет на себя функции перерабатывающего предприятия, которое не только производит комплексную переработку кроликов, но и скупает излишки продукции фермерских хозяйств.
Создание агрокластера в кролиководстве на территории Московской области позволит увеличить удельный вес производства мяса кролика. Кроме того, за счет внедрения инновационных технологий безотходного производства аграрии смогут снизить себестоимость одного килограмма крольчатины, что в дальнейшем снизит розничную стоимость конечного продукта и увеличит конкурентоспособность продукции. Такое объединение дает возможность получить линейку новых видов продукции кролиководства.
Сегодня для реализации данного проекта проводится мониторинг кролиководческих хозяйств разных форм собственности, создается система информационного обеспечения кролиководов. Совместно с кафедрой товароведения и технологии сырья животного происхождения МГАВМиБ им. К. И. Скрябина разрабатываются новые технологии по переработке отходов после убоя кроликов и выделки шкурок. Проводятся работы по созданию методов использования невостребованного сырья и получения новых продуктов. К ним относятся коллаген и кератин медицинский и косметический, фибронектин, сычужный фермент, оболочки для мясных изделий, лакомства для мелких видов собак, корма для плотоядных животных и многое другое.
Реализация проекта «Кролиководческий агрокластер» позволит решить ряд социальных проблем в регионе. Одна из них — безработица. Гарантированный сбыт продукции в условиях кластера будет стимулировать создание новых личных подсобных и фермерских хозяйств, тем самым увеличивая самозанятость населения и получение новых рабочих мест. Комплексная переработка кролика позволит снизить издержки на производство одного килограмма крольчатины, что положительно отразится на розничной цене. Кролик станет более доступным видом мяса для более широкого круга потребителей.
О состоянии отрасли сегодня говорят цифры:
0,5 процента составляет удовлетворенность спроса на отечественном рынке крольчатины.
15 тыс. т — ежегодное производство мяса кроликов в России.
2 кг на душу населения — количество произведенного мяса кроликов в Евросоюзе. В России этот показатель равен 70 г.
Лилия Гусманова, заместитель руководителя отдела маркетинговых исследований IntescoResearchGroup:
— В современных условиях, когда крупных игроков на рынке кролиководства единицы, а отрасль представлена небольшими фермами и хозяйствами населения, создание кластеров могло бы способствовать переходу рынка на промышленный уровень. В 2013 году, по оценкам нашей компании, из 3 247 тыс. поголовья кроликов всего 254 тыс. приходилось на сельскохозяйственные организации. Промышленное производство находится на очень низком уровне — не более 500 т в 2013 году, а потенциал рынка оценивается свыше 300 тыс. т.
Для российских предпринимателей очень важен вопрос сбыта и переработки. Вырастить корову, кролика, выловить рыбу в нашей стране могут многие, а довести продукт до конечного покупателя — лишь крупные игроки. На рынке кроликов именно такая ситуация, отягощенная импортозависимостью рынка более чем на 90 процентов. В рамках сельскохозяйственного кластера можно было бы рассчитывать на консолидацию не только предпринимателей, мелких и средних кролиководческих хозяйств, но и совместную разработку эффективных стратегий сбыта. Грамотно налаженную технологическую цепочку по схеме «вырастили — обработали — упаковали — продали» на разрозненном рынке кролиководства более всего возможно реализовать именно в условиях кластера. Также нельзя недооценивать роль государства, потому что оно должно быть заинтересовано в таком объединении и может создать для этого определенные условия.
Текст: А.В. Кузин, директор АНО «Кроликовод»