Понятия «добросовестность» и «должная осмотрительность» в Хартии в сфере оборота сельхозпродукции
Текст: Михаил Успенский, партнер адвокатского бюро «КИАП»
В мае 2017 года крупнейшие российские зерновые компании подписали Хартию в сфере оборота сельхозпродукции. Инициаторами создания подобного документа выступили Масложировой союз, Федеральная налоговая служба России и Национальная ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции. Сегодня к Хартии присоединились уже более 360 предприятий.
Компании, подписавшие документ, обязались при приобретении сельскохозяйственной продукции у поставщиков, не являющихся производителями, проявлять добросовестность и должную осмотрительность при выборе контрагента. Однако определение последнего понятия в законе не закреплено, поэтому до сих пор вызывает множество споров.
ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
Впервые должную осмотрительность предложил проявлять пленум ныне расформированного Высшего арбитражного суда в Постановлении № 53 в 2006 году. В 2010 году компании еще выигрывали суды, предоставив в качестве доказательства должной осмотрительности лишь распечатку с сайта налоговой службы в отношении своего контрагента. Однако за последние годы ситуация изменилась кардинально. Если сейчас компания запрашивает у партнера устав, свидетельство ИНН, решение о назначении директора и еще множество документов, то суды не признают их достаточным проявлением должной осмотрительности.
Запрос и получение от контрагента деловых бумаг — лишь начальный этап. Скоро в открытом доступе на сайте ФНС России появятся сведения о численности работников компаний и их налоговых нарушениях. Также на данном ресурсе уже действует сервис по проверке массовых адресов и дисквалификации директоров. При заключении сделки с новым поставщиком его ИНН необходимо проверить на сайте ФНС России и обязательно распечатать результаты поиска. Специалисты налоговой службы не будут признавать осмотрительной ту компанию, которая поленилась зайти на официальный сайт. Дополнительно инспекторы будут запрашивать у налогоплательщиков информацию относительно их действий при выборе контрагента: документы, фиксирующие результаты поиска, наблюдений и отбора; источник информации — сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, сведения о ранее выполненных поставках; итоги мониторинга рынка и оценки потенциальных партнеров; документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента, деловую переписку. Данная работа должна осуществляться в соответствии с недавним письмом ФНС России от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9-547@.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЦЕЛИ
Помимо должной осмотрительности трейдеру обязательно нужно доказать деловую цель работы через посредника, в противном случае компания будет признана недобросовестной. Судьи неоднократно повторяли, что выгодной цены недостаточно для доказательства деловой цели. Если поставщик находится по адресу массовой регистрации, имеет в штате лишь одного директора, не платит налоги, то именно трейдер должен доказать, что выбрал действительно надежного партнера, а не обычную фирму-однодневку. Подобная тенденция постепенно усиливается. Недавно в Государственной думе прошел второе чтение законопроект, который запрещает учитывать расходы по прибыли и вычеты по НДС, если сделка была совершена без деловой цели, поэтому ее фиксации необходимо уделять повышенное внимание. Как минимум можно делать скриншоты переписок по почте, СМС или мессенджерам, так как ФНС России в письме от 31 марта 2016 г. № СА-4-7/5589 признала данные материалы надлежащими доказательствами. Однако деловая цель и должная осмотрительность не спасут откровенно недобросовестного налогоплательщика. Если инспекция выявит круговое движение денежных средств, их возврат через цепочку однодневных фирм, то проигрыш в суде гарантирован. Подобные махинации чреваты не только налоговой ответственностью, но и уголовной, и субсидиарной. Задолженность перед бюджетом могут взыскать из личных средств директора, учредителя или скрытого бенефициара.
Таким образом, при покупке сельскохозяйственной продукции у поставщиков, не являющихся ее производителями, участники хартии должны не только проявлять добросовестность при выборе контрагента, но и стремиться приобретать товар у фирм-посредников по договорам комиссии, по поручению или от лица сельхозпроизводителя. Законопроект уточняет, что возможность получить тот же экономический результат при совершении иных не запрещенных законодательством сделок не может рассматриваться в качестве самостоятельного основания для налоговых претензий. Если за сделкой с посредником стоят серьезные деловые цели и была проявлена должная осмотрительность со стороны трейдера, то инспекция не вправе его наказывать.